Главные вкладки

    Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
    рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной край. Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Систематическое и последовательное знакомство детей с сельскохозяйственным трудом в родном крае способствует повышению познавательного интереса к агропрофессиям и агротехнологиям, экологическому и трудовому воспитанию, всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Программа131.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТРУДЕ  

     В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

    ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

    Автор: Ольга Николаевна Яговец,

    старший воспитатель

    структурного подразделения МАОУ «СОШ №132»

     им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»

    Барнаул, 2018

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.

    Целевой раздел

    3

    1.1.

    Пояснительная записка

    3

    1.2.

    Планируемые результаты освоения Программы

    3

    2.

    Содержательный раздел

    4

    2.1.

    Содержание образовательной деятельности

    4

    2.2.

    Формы и методы взаимодействия педагога с детьми

    6

    2.3

    Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

    7

    3.

    Организационный раздел

    7

    3.1.

    Описание материально-технического обеспечения Программы

    7

    3.2.

    Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

    8

    1. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Программа, по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем (далее Программа), написана в соответствии с планом по реализации мероприятий Концепции развития непрерывного аграрного образования в Алтайском крае, письмо комитета по образованию города Барнаула от 16.05.2018 №1425.

    В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО, у детей дошкольного возраста необходимо формировать позитивные установки к различным видам труда, формировать представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение к труду, формировать представления о социокультурных ценностях малой родины, особенностях ее природы.

    Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной край. 

    Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

    Систематическое и последовательное знакомство детей с сельскохозяйственным трудом в родном крае способствует повышению познавательного интереса к агропрофессиям и агротехнологиям, экологическому и трудовому воспитанию, всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

    Цель программы: формирование первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем.

    Задачи программы:

    - создать условия для развития трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста;

    - создать условия для формирования понятий о сельскохозяйственном труде;

    - познакомить с видами сельскохозяйственной техники;

    - познакомить с профессиями сельскохозяйственной отрасли;

    - формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями; 

    - формировать интерес к исследовательской работе, агротехнологиям;

    - развивать интерес к труду на земле;

    - воспитывать уважение и чувство благодарности людям, работающим в сельском хозяйстве.

    1.2. Планируемые результаты

    Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе освоения Программы:

    - имеет четкое представление о профессиях сельскохозяйственной отрасли;

    - различает и называет сельскохозяйственную технику;

    - проявляет интерес к исследовательской работе;

    - сформировано положительное отношение, уважение и чувство благодарности к людям, работающим в сельском хозяйстве.

    2. Содержательный раздел

    2.1. Содержание образовательной деятельности

    Программа рассчитана на 4 года реализации. Содержание тем расширяется с каждым годом.

    Направления Программы:

    - проект «Поля Алтая» (возраст 5-7 лет);

    - тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» (возраст 3-7 лет);

    - исследовательский проект «Во саду ли в огороде» (возраст 6-7 лет);

    - выставка «Наш богатый урожай» (возраст 3-7 лет);

    - наблюдение и труд на огороде (возраст 6-7 лет);

    - тематическое оформление мира избыточной информации в групповых помещениях;

    - оформление мини-музей «Алтайский край».

    Примерное тематическое планирование

    3-4 года (младшая группа)

    Тема

    Цель и задачи

    Сроки проведения

    1.

    Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

    - формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

    сентябрь

    2.

    Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

    - познакомить детей с этапами посадки лука;

    - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука.

    февраль-март

    Примерное тематическое планирование

    4-5 лет (средняя группа)

    Тема

    Цель и задачи

    Сроки проведения

    1.

    Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

    - формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

    сентябрь

    2.

    Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

    - создать условия для формирования интереса к исследованию посадки лука;

    - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука;

    - формировать умение делать выводы, на основе анализа наблюдения;

    - развитие трудового и экологического воспитания.

    февраль-март

    Примерное тематическое планирование

    5-6 лет (старшая группа)

    Тема

    Цель и задачи

    Сроки проведения

    1.

    Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

    - формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

    сентябрь

    2.

    Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

    - познакомить детей с черенкованием при посадке;

    - развитие трудового и экологического воспитания;

    - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений).

    Февраль-март

    3.

    Проект «Поля Алтая»

    1. Знакомство с Алтайским краем, географическим положением, сельское хозяйство. (2 занятия)

    2. Знакомство с агропрофессиями, их значением.

    3. Знакомство с агротехникой, их назначением.

    4. Знакомство с особенностями выращивания хлеба. Тематическое занятие «Откуда хлеб на стол пришел?»

    -  повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям;

    - познакомить с особенностями выращивания хлеба на Алтае;

    - формировать интерес и уважение к труду на земле.

    январь - март

    Примерное тематическое планирование

    6-7 лет (подготовительная к школе группа)

    Тема

    Цель и задачи

    Сроки проведения

    1.

    Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

    - формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

    сентябрь

    2.

    Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

    - закреплять знания и умения  при выращивании разных культур;

    - развитие трудового и экологического воспитания;

    - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений).

    Февраль-март

    3.

    Проект «Поля Алтая»

    1. Углубление знаний о природе Алтайского края, особенностях экономического развития.

    2. Знакомство с агропрофессиями, их значением. Онлайн-экскурсия в поле.

    3. Знакомство с агротехникой, их назначением. Беседа о людях, работающих на сельскохозяйственной технике.

    4. Знакомство с особенностями выращивания сахарной свеклы. Тематическое занятие «Откуда появился сахар?»

    5. Знакомство с особенностями выращивания подсолнечника. Тематическое занятие «Солнышко на ножке».

    -  повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям;

    - познакомить с особенностями выращивания сахарной свеклы, подсолнечника на Алтае;

    - формировать интерес и уважение к труду на земле.

    Январь – март

    4.

    Исследовательский проект «Во саду ли в огороде»

    - вовлечение дошкольников в практическую деятельность на огороде;

    - познакомить с особенностями выращивания различных культур (капуста, картофель, морковь, салат и т.д.)

    май-сентябрь

    2.2. Формы и методы взаимодействия педагога с детьми

    В системе работы по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении представлений о родном крае в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение в природе и окружающей действительности. 

    Совместная деятельность детей и педагога предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка и использует следующие формы и методы формирования краеведческих представлений:

    • наблюдения на прогулке, у окна;
    • игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
    • рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
    • беседы и разговоры с детьми на краеведческие темы, по их интересам;
    • занятия по ознакомлению с особенностями сельскохозяйственного труда в родном крае;
    • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе родного края;
    • сбор коллекций семян, колосьев пшеницы, ржи, гречихи;
    • опыты, поисковая деятельность;
    • труд в природе, в группе, на участке;
    • просмотр презентаций, видеофильмов;
    • ведение календарей природы, дневников наблюдений, оформление альбомов;
    • различные виды изобразительной деятельности на краеведческие темы;
    • создание книг – самоделок
    • экскурсия по мини-музею;
    • экологические и краеведческие занятия, досуги и праздники.

    На занятиях дети осваивают не только представления о природе своего края, о труде взрослых, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять своё отношение к различным объектам своего края. Специально организованное обучение строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему работы включаются занятия не только познавательного цикла – онлайн-экскурсии, наблюдения, ознакомления, формирование обобщённых представлений, систематизация знаний, но и те виды занятий, которые несут отражательный характер деятельности ребёнка (по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые). Широко используются занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов на основе впечатлений и опыта, полученных на экскурсиях, наблюдениях.

    2.3. Примерное содержание взаимодействия с родителями

    Родители являются активными участниками проектов, конкурсов, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви и интереса к родному краю должен быть двусторонним.

    Примерные темы встреч с родителями:

    1. Я родился в Алтайском крае – что я о нем знаю.
    2. Природа Алтайского края.
    3. Жизнь на Алтае. Какая она?
    4. Известные люди Алтайского края.
    5. Музеи Алтайского края (посещение с родителями)
    6. Отдых на Алтае (фотоматериалы, поделки).

    3. Организационный раздел

    3.1. Материально-техническое обеспечение программы

    Для реализации Программы в групповом помещении имеется:

    • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
    • конструкторы (настольный напольный, ЛЕГО);
    • репродукции картин об Алтайском крае (природа, растительный и животный мир);
    • книжная продукция об Алтайском крае (альбомы, открытки, художественная литература, энциклопедии и т.д.);
    • портреты известных людей Алтайского края;
    • видео материал, презентации об Алтайском крае;
    •  приборы и оборудование для проведения экспериментальной и исследовательской работы (ящики, колбы, лупы).

    3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами

    Образовательная деятельность по освоению детьми Программы обеспечивается использованием технологий, дополнительной литературы, конспектами занятий, источниками сайтов.

    1. Крылова Н.М., В.Т. Тарасова. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
    2. Технология работы «Детский сад – дом радости», возрастной диапазон: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа.
      Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/
    3. Объекты культуры Алтайского края: строительство и реконструкция. 2007-2012 годы.
    4. Атлас охотничьего хозяйства Алтайского края.
    5. Места, которые следует посетить в Барнауле.
    6. Карта Барнаула.
    7. Карта Алтайского края.
    8. Истории Барнаула. Старцев А.В. и др. Барнаул, 2010. – 394 с.
    9. Барнаул: энциклопедия / [редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. — Барнаул:Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.—URL     http://nlr.ru/res/epubl/rue/content/barnaul.html
    10. Энциклопедия Алтайского края : в 2 т. / [редкол.: В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.]. — Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1995–1996. — URL  http://nlr.ru/res/epubl/rue/altai_kr.html
    11. Большая российская энциклопедия С. А. Буланов АЛТА́Й — URL  https://bigenc.ru/geography/text/1814383

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

    Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

    Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

    В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

    «Социальное взаимодействие с семьёй по формированию представлений о малой родине на примере ознакомления с природой родного края».

    Каждый человек имеет свою малую родину – это место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, и  для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет ...

    «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

    Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

    Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»

    Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой св...

    "Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"

    Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируетс...

    Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде

    Программа реализуется в процессе ознакомления дошкольников с родным краем...