методическое
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ирина Никаноренкова

Методические разработки, планирование, рекомендации к календарному плану, содержательный компонент

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звучат фанфары. В зал входят двое детей, встают перед ёлкой. Остальные дети- за кулисами  
1 реб:
В зале ёлочка стоит,
Вся сверкает и блестит.
2 реб:
Ждет, чтоб дети собрались,
Чтобы лампочки зажглись,
Чтоб от плясок пол дрожал…
1 и 2 реб. вместе: (повернувшись к дверям)
Вы готовы?
Дети:
Да, готовы!
1 и 2 реб. вместе:
Ну, тогда входите в зал!
                         
Под весёлую музыку дети заводят хоровод .

                                               Встают перед елкой
Вед.:
С Новым годом! С Новым годом!
Говорим друг другу мы.
С Новым годом!
С Новым годом!
С чудным праздником зимы!

                     -й ребенок

Мы начинаем детский бал,

Веселый ,шумный карнавал!

У елки спляшем и споем

Мы весело сегодня

Смотрите все,а мы начнем

Наш праздник новогодний!


Как красиво в нашем зале

Мы гостей сюда позвали,

Веселится весь народ —

Мы встречаем Новый год!

      -          й ребенок

С волшебным Новым годом!

С пушистым белым снегом!

Пусть праздник новогодний

Наполнен будет смехом!

                -й ребенок

Пусть в гости придет новогодняя сказка

И много сюрпризов, чудес принесет,

Всегда настроение будет прекрасным,

И праздник волшебный продлится весь год!

                                                           Песня

Ведущий

Наступает Новый год —

Время радостных забот,

Время добрых новостей,

Время сказочных гостей.

                         Музыка, дети садятся.
Вед.:
В славный праздник Новый год
Всё сбывается на свете.
Сказка в гости к нам идет.
Вы её хотите, дети?
Дети:
Да!
Реб:

Наступает НГ!

Время радостных забот,

Время добрых новостей,

Время сказочных гостей !

Вед:
Ну что ж, тогда нам надо пригласить к себе на праздник знаменитого Сказочника.  Готовы? А вот и он!!
звучит музыка,
Входит ребенок Сказочник:
Здравствуйте, дети! Вы хотите попасть в сказку? Ну что ж, сегодня, в Новый год, нет ничего невозможного. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и….
Взмахивает палочкой, звучит музыка.

Выходят несколько детей. 
1 реб:
Как у наших у ворот
Постучался Новый год!
2 реб:
Мы желанье загадали,
До 12 считали.
Вместе:
Раз, два, три, четыре, пять-
Не успели загадать.
3 реб:
Прошипела цифра шесть-
Вам всего не перечесть.
4 реб:
Но на цифре 7 и 8
Мы желанье произносим.
(дети говорят поочередно)
-Пусть моя семья на море отправится
-Пусть в нашей группе никто не ругается
-Пусть бабушка больше никогда не болеет
-Пускай я стану хоть чуточку смелее
-Хочу, чтоб всегда была рядом мама
-Пусть мне подарят велосипед
-А мне собаку
-А мне- Интернет
-Хочу, чтоб у меня появилась сестрёнка
-Пусть в мире никто не обижает ребёнка
-Хочу с новыми друзьями познакомиться

                   реб:
Успевает 9, 10
Всё на ёлочку повесить.
6 реб:
Бьёт 11, 12-
Начинает всё сбываться. БОЙ ЧАСОВ Выходят дети и начинаю толкать часы
( по мотивам песни «Новогодние часы»,муз. Г. Гладкова,
ст. А. Ермилова)
Сели
Звучит волшебная музыка

Со стула выходят принц и принцесса на середину зала и около елки ведут беседу

Принц:
Ну что, какие новости в нашем королевстве?
Принцесса :

Сегодня к нам во дворец привезли елку!!

Принц :Не может быть .я хочу ее немедленно увидеть!! убегают за елку :

Придворные дамы: 

У нас  сегодня большой праздник. Пойдем во дворец!
Уходят за елку.  Звучат фанфары, выходят принц и принцесса : Принц сидит за роялем у принцессы скрипка.......музыцируют

Выходят пары Строятся парами перед елкой
Придворная дама1:

Хорошо нам возле ёлки
Праздник радостный встречать.

Придворный1.
Так давайте веселиться,

Так давайте танцевать!
Принц:
Танцуют все!
«Менуэта»  исполняют танец вместе с Принцем и Принцессой. Танец заканчивается построением в полукруг. Поклон!
сели на места

                                                      Бой часов

                                                     толкают часы

Свет гаснет, раздаётся свист,  Свет загорается, исполняется «Танец разбойников». В конце танца
Разбойница:
Сегодня весельем наполнился зал,

Вы всех пригласили на СКАЗОЧНЫЙ  бал???

ИЗ СКАЗОК ЛЮБИМЫХ ВЫ ВСЕХ ПРИГЛАСИЛИ??

ПРО  НАС ,ВЫ СОВСЕМ,совсем  ПОЗАБЫЛИ??

2:

И мы никогда о таком не мечтали

Увидеть всех сразу здесь ,в праздничном зале

И как хорошо ,что уютный наш зал

Героев из сказок всех вместе собрал!!

3: Никуда мы не уйдем ,пока песню не споем!!!

                                                     Песня

Убегают на свои места свет гаснет включается шар слышится вой ветра метель

бой часов  толкают и встают рассказывают стих Держась за руки:

перед елкой.
Снег идет, снег идёт
Ветер кружит и поёт.
К нам зима уже пришла,
Много снега принесла.
Ветер, ветер, поднимает,
Белым снегом рассыпайет,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
Все дорожки, все пути,
Чтоб никто не мог пройти.
И зовет с собой пургу,
Чтобы скрылось все в снегу!

Выбегают девочки с веерами ХОРОМ

Мы  зимою рождены,
Мы  из снега, созданы.
Наши  косы из пушинок ,
А глаза наши  из льдинок .
На нас  платья из серебряной парчи,
И горят на нас  алмазы, как лучи!
                                 
Исполняется танец «Метель»

Сели на свои места

Сказочник:

 Зашумела, разгулялась в поле непогода,
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.
Ни дороги, ни пути-
Как же время нам  найти?
                                   
Бой часов

Яга. Входит Пропустите!!1

Баба Яга. Надо же, кто ко мне  в гости пожаловал? какие-то малявки. Может, вы Деда Мороза ищете, а ведь он только, что вышел из моего времени.

Ведущий. Здравствуй, Баба Яга. Как дела?

Баба Яга. Идут дела отлично. Нет лишь счастья в жизни личной. Скучно мне одной в лесу, повеселиться не с кем.

Ведущий. Мы тебя развеселим и исполним танец, который тебе обязательно понравится.

                             танец «Рок - н- ролл »

Баба Яга. Я вас, конечно, пропущу на другую сторону моего леса, но переправиться можно только сыграв со мной в интересную игру. Если вы дружные ребята, это задание вам по плечу.

Игра с Бабой ЯГОЙ

Баба Яга. Вот и помогла я вам, полечу Новый год встречать.

(Убегает.)                                         БОЙ ЧАСОВ

Появляется Дедушка Мороз.

Дед Мороз. Здравствуйте, здравствуйте!

По горам, по лесам

Шел давно я в гости к вам

С зимними дарами, с вьюгами, снегами,

С лыжами, салазками, с песнями и плясками!

Чтобы здесь под Новый год Встать под елкой в хоровод!

ХОРОВОД- ПЕСНЯ

Дети и Дед Мороз водят хоровод вокруг елки.

Ведущий

Дед Мороз, погоди, ты на елку погляди.

Елка грустная стоит, огоньками не горит.

Нашей елке новогодней

Без огней нельзя сегодня.

Дед Мороз. Я помню, что огни оставлял на елочке, и она горела весело и ярко. Ну,что ж  помогайте мне, и огни снова будут радовать всех.

Вы поближе подойдите,

Дружно, хором все скажите:

«Елка-елочка, проснись

И огнями загорись!»

На елке зажигаются огоньки.

Ведущий . Дети любят веселиться, петь, плясать, но особенно играть.

Дед Мороз

Игр немало есть на свете.

Поиграть хотите, дети?

Дети. Да.

Игры с ДМ

Ведущий:

Утомился дед, устал!

Он так весело плясал!

Садись, отдохни и стихи послушай.

Стихи предварительно разучивают родители вместе с детьми.

Дед Мороз. Спасибо за стихи, за веселье, а мне пора, до свидания.

Ведущий:

Дед Мороз, Дед Мороз,

Ты подарочки принес?

Дед Мороз

Ну конечно, они здесь!

Мешок отдельный даже есть. (Ищет.)

То есть был. (Чешет голову.)

Где же я его забыл?

Посох, посох, выручай,
Зло, коварство исчезай.
В славный праздник Новый год
Детям подарки пускай принесет Символ года  
Ударяет посохом 3 раза Звучит музыка
Начинает колдовать

Детям раздают подарки.

Вот теперь и мне  пора. До свиданья, детвора!


Вот и праздник новогодний
Нам заканчивать пора.
Много радости сегодня
Мы  желаем , и добра

С новым годом, ребята!
С Новым годом, взрослые!
До свидания!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 18

 Невского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 «Юные петербуржцы»

Воспитание  юных петербуржцев старшего дошкольного возраста на  основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Работу выполнила

педагог

Никаноренкова И.С.

                                                        Санкт-Петербург

2018 год

«Каждый человек обязан знать,

 среди какой красоты и каких нравственных

 ценностей он живет....»

Д.С.Лихачев

Письмо 40.О памяти.

( «Письма о добром и прекрасном»)

Пояснительная записка

 

           Санкт-Петербург является одним из самых удивительных городов нашей планеты, это хранитель многих исторических, духовно-нравственных и социокультурных ценностей, значение которых не вызывает сомнения. И не удивительно, что его жители любят свой город, знают его историю и самобытность. С малых лет мы чувствуем себя петербуржцами – воспитанными и внимательными к другим людям, ощущаем себя частицей удивительного петербургского сообщества. Мир истории, архитектуры, искусства нашего города  безграничен.  Поэтому  воспитание юного петербуржца, со всей осознанной ответственностью и заботой относящегося к своему городу, знающего и поддерживающего его исторические, социокультурные  ценности и духовные традиции – важная задача, стоящая перед всеми педагогами, как дошкольного, так и школьного образования.

Вопросы воспитания дошкольников определены стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики, которые прописаны в документах федерального уровня: закон «Об образовании», ФГОС , Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Эти направления в нашей работе становятся все более важными, поскольку в мировоззрение детей все активнее внедряют образцы иных культур, пространство которых  так же оказывает влияние на формирование эмоционально-ценностных ориентиров для ребенка, находящегося в процессе самопознания и самоопределения.

Нашей приоритетной деятельностью стала  мотивация детей к диалогу с социокультурным и историческим наследием Санкт-Петербурга, которая ориентированная на духовно-нравственный вектор развития воспитанников.

 Основные задачи проектной деятельности реализовывались через различные методы и разнообразные формы работы с детьми: как с педагогами, так и с родителями воспитанников в течение всего учебного года.

Задачи

Значимые

темы и даты

Содержание, формы и методы работы с детьми

Итоги

1

Создание условий для раскрытия эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости, проявления таких чувств и эмоций как: восхищение от увиденного прекрасного, чувства восторга от общения с культурой, историей Санкт-Петербурга, современным городом, его жителями, носителями этой культуры и ее историческими и современными лидерами.

Развивать представления друг о друге, социальные навыки позитивного поведения и представления о современном юном петербуржце.

Сентябрь

 

«Здравствуй, Санкт-Петербург!»,

12 сентября – день памяти защитника А. Невского.

21 сентября – День Мира и русского единения.

Игровой тренинг «Давайте, знакомиться и радоваться!»

Наблюдения за осенью в городе, восхищение окружающей красотой.

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями осеннего города, беседа «Я и мой любимый город».

Игры: «Угадай про кого скажу», «Вежливые слова», «Эмоции и краски».

Беседа с презентацией «Александр Невский - наш герой».

Рисование «Символы защитников земли русской».

Чтение сказок, былин, рассказов о русских богатырях, стихов.

Подвижная игра «Люблю по городу гулять».

Фотовыставка при участии родителей

«Наш город и Мы».

Разработка маршрута выходного дня с родителями по Невскому проспекту.

Внесение в уголок родного города портрета

А. Невского и русских подвижников.

2

Развивать уважительное отношение к старшим и побуждать к осознанию их ценности жизненного опыта. Воспитывать сознание личной гражданской ответственности перед людьми старшего возраста за сохранение культурных и исторических  объектов Санкт-Петербурга (садов и парков города).

Воспитывать толерантность и доброжелательность в общении с многонациональным сообществом.

Создавать условия для развития ощущения общности всех людей.

Закреплять правила экологического поведения в природной среде.

Октябрь

«Сады и парки осеннего Петербурга»

1 октября - День пожилого человека.

16 октября - День толератности.

Утренняя беседа «Наши парки в Невском районе». Игровая ситуация - тренинг «Я гуляю в парке» с элементами ТРИЗ «Хорошо - плохо?». Чтение рассказов, сказок, стихов о бабушках и дедушках.

Этическая беседа «Старость надо уважать!»

ФЦКМ: беседуем о многонациональном населении нашего города «Мы все такие разные, но очень похожие».

ФЭМП «На что похожи фонари»

Рисование «Решетка Летнего сада», «Петербургские лебеди», «Портреты друзей».

Словесная игра «Петербургские рифмы».

Разучивание считалки «В Летний сад гулять пошли».

Подвижные игры разных народов мира.

Внесение в уголок СПб календаря с видами садов и парков СПб.

Организация совместной выставки детских работ с родителями из природных материалов «Петербург и  дары осени».

Фотовыставка

«Наши бабушки и дедушки»

Разработка маршрута выходного дня с родителями «Парки Невского района».

3

Развивать представления об уникальности и неповторимости родного города, прививать культуру юных петербуржцев, воспитывая бережное отношение к местам проживания, закрепляя социально-нравственные нормы и правила поведения, культуры, как в своем доме, так и в общественных местах Петербурга.

Учить давать правильную оценку поступкам ближних, способствовать их культурному  общественному воспитанию.

Ноябрь

 «Архитектура Санкт-Петербурга: история и реальность»

4 ноября – День народного Единства

25 ноября - День Матери

ФЦКМ: познание: Рассматривание иллюстрации, изображений старых  и новых домов  города.

ФЦКМ: познание: «Мама – хранительница домашнего очага».

Показ презентации с рассказом о первом доме Петра-1 «Трудовая жизнь русского царя».

Этическая беседа «Как вести себя в гостях» (гостевой этикет).

Рисование «Городские улицы вчера, сегодня, завтра».

Аппликация «Удивительные дворцы».

Постройки в уголке с настольным  конструктором.

Использование в самостоятельной деятельности детьми атрибутов для игр «Пешеходы и светофор».

Загадывание загадок о знакомых архитектурных объектах.

Игровой тренинг «Что делать, если потерялся на улице?»

Игры с макетом «Наша улица».

МУЗО: исполнение песни и инсценировка «Вот мы в автобусе сидим».

Коммуникативная игра «В автобус зашла старушка».

 Сюжетно-ролевая игра

 «Я - Экскурсовод». Разучивание считалки «По болоту Петр шел»

Праздник с родителями «Путешествие по осеннему Санкт-Петербургу».

Изготовление открыток к  Дню Единства.

Обсуждение маршрута выходного дня с родителями:

Домик Петра, Дворцы нашего города.

Внесение в уголок родного города изображений домов, храмов, зданий Петербурга.

4

Знакомить с наследием Петербурга, с одним из музеев города Эрмитажем, воспитывать уважение к музейным объектам, развивать ощущение их исторической значимости, понимать необходимость их сохранения для потомков.

Способствовать развитию навыков культурного обращения дошкольников в процессе межличностного взаимодействия.

Воспитывать понимание того, что хранятся в музеях не только полезные, красивые и необычные вещи, но и та любовь, с которой они были сделаны.

Декабрь

«Музеи нашего города»

9 декабря –

День героев Отечества

ФЦКМ: познание: беседа «Что такое музей?».

Рассматривание фотовыставки «Сокровища Эрмитажа».

Рисование «Эрмитажные коты».

ЧХЛ стихи и загадки по теме.

Игра «Вернисаж картин», «Назови лишнее слово», «Продолжи название», «Сложи символ».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в мини музей».

 ЧХЛ: «Приключения эрмитажных котов», стихи и проза по теме.

Коммуникативные игры «Музейный этикет».

Этическая беседа «Добрые дела зимой».

Подвижная игра «Ладошка к ладошке, передай».

Картины-пазлы: «Адмиралтейство», «Русский музей», «Эрмитаж».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: «Эрмитаж на Дворцовой площади», «Русский музей».

Создание мини музея в группе «Новогодние игрушки из прошлого».

Новогодний праздник совместно с родителями

«Новогодние приключения»

5

Способствовать пониманию самоценности  жизни любого живого существа, человека, осознанию важности нравственного и духовного подвига людей во время Блокады Ленинграда. Учить помнить своих родных, ценить их факт присутствия в нашей жизни, находить в их судьбе добродетель и самопожертвование ради близких. Способствовать пониманию значимости исторических событий прошлых лет для современных людей.

Воспитывать уважение к подвигу ленинградцев.

Развивать эмоциональную сферу детей, умение рефлексировать через возможность выражать свои чувства родным и близким в разных видах совместной деятельности.

Январь

«Блокадный Ленинград»

27 января – день полного снятия блокады города

Ленинграда

Организация мини выставки в уголке СПб «Военные дни», внести иллюстрации с изображением города в военное время.

Организовать в книжном уголке выставку детских книг, посвященных блокадному Ленинграду.

Беседа «Был голод и холод!». Этическая беседа «Сколько стоит хлеб?» с презентацией по теме.

Постановка музыкально-танцевальной композиции «Журавли» на песню М. Бернеса. «Мне кажется порою…».

Изготовление бумажных журавликов, мини макета «Блокадная улица Ленинграда».

Разучивание стихов и песен к тематическому вечеру.

Коммуникативные игры «Я хочу – я могу - я чувствую».

Рисование «Я рисую новый Мир», «Моя любимая семья!»

Совместный тематический вечер с родителями, посвященный Дню полного снятия блокады Ленинграда.

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места Невского района.

6

Продолжать развивать представления об устройстве города и транспортном  движении в нем, напомнить необходимость соблюдения правил дорожного движения, развивать понимание личной ответственности перед окружающими. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким (людям, птицам, животным зимой)

Учить общению в ситуациях, когда к тебе обращаются за помощью.

Февраль

«Сказочный Санкт-Петербург»

23 февраля – день защитников Отечества

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями зимнего города, этическая беседа «Кто поддерживает порядок на улицах»

Наблюдения на улице за птицами.

Беседа «Наши защитники и я».

ЧХЛ стихи и рассказы по теме.

Подвижная игра «Пограничники», «Гори, гори, ясно!», «Зимушка-зима».

Тренинг-игра «Что делать? Я потерялся».

Игры: «Угадай, кто позвал», «Важные слова», «Поздоровайся тихо».

Игра-беседа «Как дружить без ссор».

Сюжетно-ролевая игра «Командир и солдаты»

Совместное изготовление с педагогом (конструирование) кормушек для птиц, беседа «Птичьи радости».

Выставка детских работ «Наши защитники»

Организация подкормки птиц зимой на участке.

Спортивный вечер досуга с родителями «Папы и мы».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места для папы.

7

Продолжать закреплять правила поведения в природоохранной зоне СПБ (сады, парки), развивать экологическую культуру дошкольников через понимание значимости окружающей природы и упражнение в  правильном экологическом поведении, проявляя сочувствие к объектам природы. Знакомить с тем, как изменились после зимы сады и парки нашего города, развивать понимание их значимости для города и его жителей.

Развивать навыки культурного общения с окружающими (семьей) через понимание ее значимости, своих родителей и близких.

Воспитывать желание проявлять положительные чувства и эмоции к близким людям через изготовление и дарение подарков, формировать потребность в близком доверительном общении с ними.

Март

«Весенний Петербург»

8 марта – день женщин

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями весеннего города.

Беседа «Мамочка моя, прости меня».

Рисование «Портрет мамы»

ЧХЛ: стихи и проза по теме

 Дидактические игры: «Вежливые слова».

Подвижная игра «Солнышко».

Разучивание песен и стихов о маме.

Коммуникативные игры «Портрет», «Комплименты», «Угадай подарок».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Вести дневник наблюдений за посадками «на окошке».

Организация выставки детских работ «Вернисаж маминых портретов».

Организовать в уголке книг выставку на тему: «Писатели и поэты о маме».

Игровой тренинг: «Как помочь маме»

Организация выставки детских работ «Мамины портреты».

Выставка  открыток для мам.

 Выставка мини плаката

 «Я и мамочка моя».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места для мамы.

8

Продолжать развивать представление об уникальности нашего города: его водных магистралях, водных ресурсах и их значимости для всех.

Учить давать нравственную оценку поступкам (как детей, так и взрослых), связанных с появлением источников загрязнения воды и их последствиями. Стремиться к пониманию необходимости защиты нашей среды обитания всем сообществом, проявлять в социуме навыки экономного поведенческого отношения к ресурсам.

Воспитывать основы гражданской ответственности перед всем человечеством.

Апрель

«Водный Петербург: реки, каналы  и мосты»

18 апреля – день победы А.Невского на Чудском озере

28 апреля – всемирный день труда

ФЦКМ: познание: «Александр Невский и Чудское озеро».

Беседа «Как я берегу дома воду»

Презентация «Загадки о реках и мостах».

Экологическая беседа с элементами ТРИЗ «Вижу мусор вдоль Невы».

Рисование «Набережные и решетки мостов».

Игра-коммуникация «Мои пожелания сестре Воде».

Конструирование из бумаги «Мостик через реку». Оригами «Кораблик».

Эксперименты с водой: «Чистая и грязная вода».

ВЗОЖ: разговор «Что мы пьем?».

Рисование: изготовление знаков «Береги воду», «Мусор не бросать», «Не курить».

МУЗО: прослушивание гимна города, караоке песни «Порт», «Катерок»

Подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется», «Кораблик и солнышко».

 Рассматривание ЛЭПБУКА «Мосты нашего города».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: «Васильевский остров», «Музей Воды».

Субботник совместно с родителями на территории сада.

9

Закреплять важность понятия «мы»,  способствовать пониманию того, что наши предки ценой своей жизни сохранили для нас возможность быть русскими и нести в будущее нашу культуру, социальные и духовно-нравственные ценности, определяющие наше самосознание.

Создавать условия для уважительного отношения к старшим, демонстрации полученных знаний об истории города, его архитектуре, традициях, природной красоте, социуму во время праздничной атмосферы совместно с родителями.

Мотивировать родителей воспитанников к совместным беседам, прогулкам, экскурсиям  в город, прививать им потребность в общении с ним, его наследием, ценностями, стимулировать к активному участию в жизни города.

Май

9 мая -  день

Победы

24 мая – день славянской письменности и культуры

27 мая - день нашего города

Беседа с показом презентации «Спасибо дедам за Победу!».

Экологическая беседа «Мы все - живые!».

Чтение стихов по теме «Я запомню это навсегда!».

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели -покажем».

Словесные игры «Подарки к праздникам», «Подари улыбку», «Угадай словесный портрет», «Букет комплиментов».

ФЭМП: «Дружно на парад»

Конструирование из бумаги «Открытка» (к Дню Победы).

Аппликация «Георгиевская ленточка».

Рисование «Салют над Невой».

Прослушивание песен о Родине.

Пластилинография «Медали за отвагу».

Игры-фантазирования «Я - будущий защитник», «Мир без войны», «Солнечный круг», «Мой город Солнца»

Музыкальный праздник совместно с родителями

«Весенний Петербург».

Организация совместной фотовыставки «Наши деды и прадеды»

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей «Маршрут бессмертного полка».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подводя итог своей работы, хочу заметить, что, несмотря на, то, что многие мои коллеги уверенны в бесполезности педагогических усилий в данном направлении работы с дошкольниками (по различным объективным причинам), я считаю, что говорить о родном городе и его великолепии надо именно начиная с дошкольного возраста. Дети-дошкольники любознательны, активны и очень впечатлительны. У них хорошо развито воображение, а главное – у них всегда идет процесс фантазирования и  развита эмоциональная память. Именно такая образная и эмоциональная память может помочь заложить основы важных  понятий, базирующихся на чувственной стороне опыта ребенка. Зачастую радость, испытанную в детстве мы помним лучше, чем то, что произошло с нами на прошлой неделе. Поэтому чувственный положительный опыт социально значимых событий в жизни воспитанников весьма необходим. Город и человек тесно взаимосвязаны. Поэтому воспитание маленького петербуржца, на мой взгляд, достаточно интересная стезя для педагога. Конечно, многие исторические аспекты ребенок осознать не может, но через со-деятельность, со-общение, со-радование, со-восхищение, со-воспитание с окружающими стать частичкой этой удивительной действительности вполне реально. Нужно только подключить самое дорогое и любимое: мам, пап, дедушек, бабушек, дорогих и любимых педагогов, тогда все они помогут открыть ему не только удивительный мир родного края, но и его сердечко, душу навстречу НОВОМУ и такому по-настоящему родному. Надеюсь, наша работа такой и является.

 До новых встреч! Благодарю за внимание!

Используемая литература:

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000.
  3. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург для малышей: Пособие по истории города. 4-е изд.- СПб: Корона принт, 2014.
  4. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 18

 

Методическая разработка

 «Мы-юные петербуржцы»

Работа выполнена

педагогом

Никаноренковой И.С.

                                                        Санкт-Петербург

2018 год

«Каждый человек обязан знать,

 среди какой красоты и каких нравственных

 ценностей он живет....»

Д.С.Лихачев

Письмо 40.О памяти.

Пояснительная записка

 

           Санкт-Петербург является одним из самых удивительных городов нашей планеты, это хранитель многих исторических, духовно-нравственных и социокультурных ценностей, значение которых не вызывает сомнения. И не удивительно, что его жители любят свой город, знают его историю и самобытность. С малых лет мы чувствуем себя петербуржцами – воспитанными и внимательными к другим людям, ощущаем себя частицей удивительного петербургского сообщества. Мир истории, архитектуры, искусства нашего города  безграничен.  Поэтому  воспитание юного петербуржца, со всей осознанной ответственностью и заботой относящегося к своему городу, знающего и поддерживающего его исторические, социокультурные  ценности и духовные традиции – важная задача, стоящая перед всеми педагогами, как дошкольного, так и школьного образования.

Вопросы воспитания дошкольников определены стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики, которые прописаны в документах федерального уровня: закон «Об образовании», ФГОС , Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Эти направления в нашей работе становятся все более важными, поскольку в мировоззрение детей все активнее внедряют образцы иных культур, пространство которых  так же оказывает влияние на формирование эмоционально-ценностных ориентиров для ребенка, находящегося в процессе самопознания и самоопределения.

Нашей приоритетной деятельностью стала  мотивация детей к диалогу с социокультурным и историческим наследием Санкт-Петербурга, которая ориентированная на духовно-нравственный вектор развития воспитанников.

 Основные задачи проектной деятельности реализовывались через различные методы и разнообразные формы работы с детьми: как с педагогами, так и с родителями воспитанников в течение всего учебного года.

Изучение методической литературы по теме происходило в течение всего времени работы в данном направлении (см. «Используемая литература»).

Задачи

Значимые

темы и даты

Содержание, формы и методы работы с детьми

Итоги

1

Создание условий для раскрытия эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости, проявления таких чувств и эмоций как: восхищение от увиденного прекрасного, чувства восторга от общения с культурой, историей Санкт-Петербурга, современным городом, его жителями, носителями этой культуры и ее историческими и современными лидерами.

Развивать представления друг о друге, социальные навыки позитивного поведения и представления о современном юном петербуржце.

Сентябрь

 

«Здравствуй, Санкт-Петербург!»,

12 сентября – день памяти защитника А. Невского.

21 сентября – День Мира и русского единения.

Игровой тренинг «Давайте, знакомиться и радоваться!»

Наблюдения за осенью в городе, восхищение окружающей красотой.

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями осеннего города, беседа «Я и мой любимый город».

Словесные игры: «Угадай про кого скажу», «Вежливые слова», «Эмоции и краски».

Беседа с презентацией «Александр Невский - наш герой».

Рисование во 2 половине дня на тему: «Символы защитников земли русской».

Чтение сказок, былин, рассказов о русских богатырях в книжном уголке.

Подвижная игра «Люблю по городу гулять».

Фотовыставка при участии родителей

«Наш город и Мы».

Разработка маршрута выходного дня с родителями по Невскому проспекту.

Внесение в уголок родного города портрета

А. Невского и русских подвижников.

2

Развивать уважительное отношение к старшим и побуждать к осознанию их ценности жизненного опыта. Воспитывать сознание личной гражданской ответственности перед людьми старшего возраста за сохранение культурных и исторических  объектов Санкт-Петербурга (садов и парков города).

Воспитывать толерантность и доброжелательность в общении с многонациональным сообществом.

Создавать условия для развития ощущения общности всех людей.

Закреплять правила экологического поведения в природной среде.

Октябрь

«Сады и парки осеннего Петербурга»

1 октября - День пожилого человека.

16 октября - День толератности.

Утренняя беседа «Наши парки в Невском районе». Игровая ситуация - тренинг «Я гуляю в парке» с элементами ТРИЗ «Хорошо - плохо?». Чтение рассказов, сказок, стихов о бабушках и дедушках.

Этическая беседа «Старость надо уважать!»

ФЦКМ: беседуем о многонациональном населении нашего города «Мы все такие разные, но очень похожие».

И/р по ФЭМП «На что похожи фонари?»

Игры на звукобуквенный разбор (река, Нева, город, мост и т.д)

Рисование во 2 половине дня «Решетка Летнего сада», «Петербургские лебеди», «Портреты друзей».

Словесная игра «Петербургские рифмы».

Разучивание считалки «В Летний сад гулять пошли».

Проведение п/и разных народов мира.

Внесение в уголок СПб календаря с видами садов и парков СПб.

Организация совместной выставки детских работ с родителями из природных материалов «Петербург и  дары осени».

Праздник «Осенний Петербург»

Разработка маршрута выходного дня с родителями «Парки Невского района».

3

Развивать представления об уникальности и неповторимости родного города, прививать культуру юных петербуржцев, воспитывая бережное отношение к местам проживания, закрепляя социально-нравственные нормы и правила поведения, культуры, как в своем доме, так и в общественных местах Петербурга.

Учить давать правильную оценку поступкам ближних, способствовать их культурному  общественному воспитанию.

Ноябрь

 «Архитектура Санкт-Петербурга: история и реальность»

4 ноября – День народного Единства

25 ноября - День Матери

ФЦКМ: познание: Рассматривание иллюстрации, изображений старых  и новых домов  города.

И/р ФЦКМ: познание: «Мама – хранительница домашнего очага».

Показ презентации с рассказом о первом доме Петра-1 «Трудовая жизнь русского царя».

Этическая беседа-разговор «Как вести себя в гостях» (гостевой этикет).

Рисование во 2 половине дня «Городские улицы вчера, сегодня, завтра».

И/р Аппликация «Дворцы города».

Постройки в уголке с настольным  конструктором.

Использование в самостоятельной деятельности детьми атрибутов для игр «Пешеходы и светофор».

Загадывание загадок о знакомых архитектурных объектах.

Игровая ситуация-тренинг «Если потерялся на улице?»

Игры с макетом «Наша улица».

МУЗО: исполнение песни и инсценировка «Вот мы в автобусе сидим».

Коммуникативная игра «В автобус зашла старушка».

 Сюжетно-ролевая игра

 «Я - Экскурсовод». Разучивание считалки «По болоту Петр шел»

Отгадывание ребусов, кроссвордов в и/р с детьми.

Праздник с родителями «Путешествие по осеннему Санкт-Петербургу».

Изготовление открыток к  Дню Единства.

Обсуждение маршрута выходного дня с родителями:

Домик Петра, Дворцы нашего города.

Внесение в уголок родного города изображений домов, храмов, зданий Петербурга.

4

Знакомить с наследием Петербурга, с одним из музеев города Эрмитажем, воспитывать уважение к музейным объектам, развивать ощущение их исторической значимости, понимать необходимость их сохранения для потомков.

Способствовать развитию навыков культурного обращения дошкольников в процессе межличностного взаимодействия.

Воспитывать понимание того, что хранятся в музеях не только полезные, красивые и необычные вещи, но и та любовь, с которой они были сделаны.

Декабрь

«Музеи нашего города»

7 декабря – день Эрмитажа

9 декабря –

День героев Отечества

ФЦКМ: познание: беседа «Что такое музей?».

Рассматривание выставки в уголке города «Сокровища Эрмитажа».

И/р Рисование восковыми мелками «Эрмитажные коты».

ЧХЛ стихи и загадки по теме.

Игра «Вернисаж картин», словесные игры «Назови лишнее слово», «Продолжи название», «Сложи символ».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в мини музей».

 И/р ЧХЛ: «Приключения эрмитажных котов», стихи и проза по теме.

Коммуникативные игры «Музейный этикет».

Этическая беседа «Добрые дела зимой».

Игры малой подвижности «Ладошка к ладошке, передай».

Собирание картин-пазлов: «Адмиралтейство», «Русский музей», «Эрмитаж».

И\Р Аппликация «Зимний Петербург»

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: «Эрмитаж на Дворцовой площади», «Русский музей».

Создание мини музея в группе «Новогодние игрушки из прошлого».

Новогодний праздник совместно с родителями

«Новогодние приключения»

5

Способствовать пониманию самоценности  жизни любого живого существа, человека, осознанию важности нравственного и духовного подвига людей во время Блокады Ленинграда. Учить помнить своих родных, ценить их факт присутствия в нашей жизни, находить в их судьбе добродетель и самопожертвование ради близких. Способствовать пониманию значимости исторических событий прошлых лет для современных людей.

Воспитывать уважение к подвигу ленинградцев.

Развивать эмоциональную сферу детей, умение рефлексировать через возможность выражать свои чувства родным и близким в разных видах совместной деятельности.

Январь

«Блокадный Ленинград»

27 января – день полного снятия блокады города

Ленинграда

Организация мини выставки в уголке СПб «Военные дни», внести иллюстрации с изображением города в военное время.

Организовать в книжном уголке выставку детских книг, посвященных блокадному Ленинграду.

Беседа «Был голод и холод!». Этическая беседа «Сколько стоит хлеб?» с презентацией по теме.

Постановка музыкально-танцевальной композиции.

Разучивание стихов и песен к тематическому вечеру.

Коммуникативные игры «Я хочу – я могу - я чувствую».

И/р конструирование из бумаги и др. материалов «Снежинки»

Совместный тематический вечер, посвященный Дню полного снятия блокады Ленинграда.

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места Невского района.

6

Продолжать развивать представления об устройстве города и транспортном  движении в нем, напомнить необходимость соблюдения правил дорожного движения, развивать понимание личной ответственности перед окружающими. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким (людям, птицам, животным зимой)

Учить общению в ситуациях, когда к тебе обращаются за помощью.

Февраль

«Сказочный Санкт-Петербург»

23 февраля – день защитников Отечества

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями зимнего города, этическая беседа «Кто поддерживает порядок на улицах»

Наблюдения на улице за птицами.

Беседа «Наши защитники и я».

ЧХЛ стихи и рассказы по теме.

Подвижная игра «Пограничники», «Гори, гори, ясно!», «Зимушка-зима».

Тренинг-игра «Что делать? Я потерялся».

Игры: «Угадай, кто позвал», «Важные слова», «Поздоровайся тихо».

Игра-беседа «Как дружить без ссор».

Сюжетно-ролевая игра «Командир и солдаты»

Совместное изготовление с педагогом (конструирование) кормушек для птиц, беседа «Птичьи радости».

Выставка детских работ «Наши защитники»

Организация подкормки птиц зимой на участке.

Спортивный вечер досуга с родителями «Папы и мы».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места для папы.

7

Продолжать закреплять правила поведения в природоохранной зоне СПБ (сады, парки), развивать экологическую культуру дошкольников через понимание значимости окружающей природы и упражнение в  правильном экологическом поведении, проявляя сочувствие к объектам природы. Знакомить с тем, как изменились после зимы сады и парки нашего города, развивать понимание их значимости для города и его жителей.

Развивать навыки культурного общения с окружающими (семьей) через понимание ее значимости, своих родителей и близких.

Воспитывать желание проявлять положительные чувства и эмоции к близким людям через изготовление и дарение подарков, формировать потребность в близком доверительном общении с ними.

Март

«Весенний Петербург»

8 марта – день женщин

Рассматривание репродукции и фотографий с изображениями весеннего города.

Беседа «Мамочка моя, прости меня».

Рисование «Портрет мамы»

ЧХЛ: стихи и проза по теме

 Дидактические игры: «Вежливые слова».

Подвижная игра «Солнышко».

Разучивание песен и стихов о маме.

Коммуникативные игры «Портрет», «Комплименты», «Угадай подарок».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Вести дневник наблюдений за посадками «на окошке».

Организация выставки детских работ «Вернисаж маминых портретов».

Организовать в уголке книг выставку на тему: «Писатели и поэты о маме».

Игровой тренинг: «Как помочь маме»

Организация выставки детских работ «Мамины портреты».

Выставка  открыток для мам.

 Выставка мини плаката

 «Я и мамочка моя».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: памятные места для мамы.

8

Продолжать развивать представление об уникальности нашего города: его водных магистралях, водных ресурсах и их значимости для всех.

Учить давать нравственную оценку поступкам (как детей, так и взрослых), связанных с появлением источников загрязнения воды и их последствиями. Стремиться к пониманию необходимости защиты нашей среды обитания всем сообществом, проявлять в социуме навыки экономного поведенческого отношения к ресурсам.

Воспитывать основы гражданской ответственности перед всем человечеством.

Апрель

«Водный Петербург: реки, каналы  и мосты»

18 апреля – день победы А.Невского на Чудском озере

28 апреля – всемирный день труда

ФЦКМ: познание: «Александр Невский и Чудское озеро».

Беседа «Как я берегу дома воду»

Презентация «Загадки о реках и мостах».

Экологическая беседа с элементами ТРИЗ «Вижу мусор вдоль Невы».

Рисование «Набережные и решетки мостов».

Игра-коммуникация «Мои пожелания сестре Воде».

Конструирование из бумаги «Мостик через реку». Оригами «Кораблик».

Эксперименты с водой: «Чистая и грязная вода».

ВЗОЖ: разговор «Что мы пьем?».

Рисование: изготовление знаков «Береги воду», «Мусор не бросать», «Не курить».

МУЗО: прослушивание гимна города, караоке песни «Порт», «Катерок»

Подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется», «Кораблик и солнышко».

 Рассматривание ЛЭПБУКА «Мосты нашего города».

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей: «Васильевский остров», «Музей Воды».

Субботник совместно с родителями на территории сада.

9

Закреплять важность понятия «мы»,  способствовать пониманию того, что наши предки ценой своей жизни сохранили для нас возможность быть русскими и нести в будущее нашу культуру, социальные и духовно-нравственные ценности, определяющие наше самосознание.

Создавать условия для уважительного отношения к старшим, демонстрации полученных знаний об истории города, его архитектуре, традициях, природной красоте, социуму во время праздничной атмосферы совместно с родителями.

Мотивировать родителей воспитанников к совместным беседам, прогулкам, экскурсиям  в город, прививать им потребность в общении с ним, его наследием, ценностями, стимулировать к активному участию в жизни города.

Май

9 мая -  день

Победы

24 мая – день славянской письменности и культуры

27 мая - день нашего города

Беседа с показом презентации «Спасибо дедам за Победу!».

Экологическая беседа «Мы все - живые!».

Чтение стихов по теме «Я запомню это навсегда!».

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели -покажем».

Словесные игры «Подарки к праздникам», «Подари улыбку», «Угадай словесный портрет», «Букет комплиментов».

ФЭМП: «Дружно на парад»

Конструирование из бумаги «Открытка» (к Дню Победы).

Аппликация «Георгиевская ленточка».

Рисование «Салют над Невой».

Прослушивание песен о Родине.

Пластилинография «Медали за отвагу».

Игры-фантазирования «Я - будущий защитник», «Мир без войны», «Солнечный круг», «Мой город Солнца»

Викторина «Наш город»

Выпускной праздник совместно с родителями

«Весенний Петербург».

Организация совместной фотовыставки «Наши деды и прадеды»

Обсуждение маршрута выходного дня с семьей «Маршрут бессмертного полка».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подводя итог своей работы, хочу заметить, что, несмотря на, то, что многие мои коллеги уверенны в бесполезности педагогических усилий в данном направлении работы с дошкольниками (по различным объективным причинам), я считаю, что говорить о родном городе и его великолепии надо именно начиная с дошкольного возраста. Дети-дошкольники любознательны, активны и очень впечатлительны. У них хорошо развито воображение, а главное – у них всегда идет процесс фантазирования и  развита эмоциональная память. Именно такая образная и эмоциональная память может помочь заложить основы важных  понятий, базирующихся на чувственной стороне опыта ребенка. Зачастую радость, испытанную в детстве мы помним лучше, чем то, что произошло с нами на прошлой неделе. Поэтому чувственный положительный опыт социально значимых событий в жизни воспитанников весьма необходим. Город и человек тесно взаимосвязаны. Поэтому воспитание маленького петербуржца, на мой взгляд, достаточно интересная стезя для педагога. Конечно, многие исторические аспекты ребенок осознать не может, но через со-деятельность, со-общение, со-радование, со-восхищение, со-воспитание с окружающими стать частичкой этой удивительной действительности вполне реально. Нужно только подключить самое дорогое и любимое: мам, пап, дедушек, бабушек, дорогих и любимых педагогов, тогда все они помогут открыть ему не только удивительный мир родного края, но и его сердечко, душу навстречу НОВОМУ и такому по-настоящему родному. Надеюсь, наша работа такой и является.

 До новых встреч! Благодарю за внимание!

Используемая литература:

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000.
  3. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург для малышей: Пособие по истории города. 4-е изд.- СПб: Корона принт, 2014.
  4. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...