"Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности"
статья (старшая группа)

Ефремова Наталья Евгеньевна

Мордовия- это российская земля, где издревле в мире и согласии существовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской земле звучали песни на русском, мордовском и татарском языках. Слова были разные, но пели об одном и том же: красоте нашего края, любви, верности, благородстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 "Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности" 

Мордовия- это российская земля, где издревле в мире и согласии существовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской земле звучали песни на русском, мордовском и татарском языках. Слова были разные, но пели об одном и том же: красоте нашего края, любви, верности, благородстве.  

В настоящее время актуальны направлением воспитания, является формирование у ребенка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Этнокультурная компетентность- это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных  перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Педагоги нашего учреждения осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности мы стараемся рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Знакомя с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Мы приобщаем детей к истокам народной культуры, и определили следующие направления работы:

- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

- дать детям общее представление о республике Мордовия;

- познакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

- приобщить детей к истокам мордовской праздничной и традиционной культуры.

Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой среды мордовского быта. Был создан  национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с воспитателями создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеются настольно-печатные  игры «Щак – каряк – някать», альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск.

Большое внимание в группе уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия». Широко используются произведения мордовского декоративно- прикладного искусства. Орнаментальная  основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия  и отображения в творческой деятельности. Занимаясь художественным творчеством (рисование, аппликация)  дети оформляют мордовским народным  орнаментом свои работы. К ним приходят в гости куклы в национальных  одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют мордовские песни. Наиболее доступны для дошкольников  календарно-обрядовые песни. В первую очередь- это заклички, колядки, а также игровые, шуточные и хороводные песни.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...

«Приобщение старших дошкольников к русской национальной культуре посредством интерактивных методов».

Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков....

Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»

Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...

«Родной свой край, люби и знай»-этнокультурное воспитание дошкольников (Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности)

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, ...