Проект "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ"
проект (средняя группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Проект "Дикие животные нашего края" для детей средней группы разработан и внедрён с целью обобщения и расширения знаний детей о диких животных нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дети рисуют белочек70.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

ПРОЕКТ

«Дикие животные нашего края»

для детей   средней  группы.

Разработчики:

Охрименко Валентина Николаевна

Алимова Татьяна Михайловна

п.г.т.Берёзово ХМАО-Югра

2016 г.

Педагогический проект «Дикие животные нашего края».

Аннотация: Проект «Дикие животные нашего края» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о диких животных наших лесов: медведе, лисе, волке, зайце, белке и т.д.

АктуальностьПрограмма «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о животных нашего края. Детям средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед  детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир диких животных очень разнообразен, интересен, но не совсем  раскрыт  для изучения детьми. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все  владеют обобщающим понятием, не умеют  последовательно описывать животных. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой организованной образовательной деятельности выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

Обоснование необходимости проекта:

 По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о диких животных нашего края.

Проектная идея, на решение которой направлен проект: перед началом работы по проекту проводятся с детьми беседы, о животных. Выявляем их представления о животных, их отношение к ним. В ходе проведённой беседы  выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о диких животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов. Например:

  1. Как называются детеныши животных?
  2. Какие части тела есть у животного?
  3. Где живут дикие  животные?
  4. Почему их так называют?
  5. Чем питаются животные?
  6. Как они себе добывают пищу?
  7. Как они передвигаются?

Цель: обобщение и расширение знаний о диких животных.

Задачи проекта:

Образовательные: Дать представления о диких животных нашего края,  их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.

  • Формировать у детей представления о диких животных нашего края.
  • Формировать понимание детей о строении животного, способах передвижения, их разнообразии.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к диким животным.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать память, воображение,  логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора, гнездо); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
  •  Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать.
  • Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
  • Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным.

Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный

Сроки реализации проекта: 2 недели

С 14 ноября по 30 ноября 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 Участники проекта:

Воспитатели,  дети средней группы «Пчёлки», родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат:

  • Иметь  представление о диких животных нашего края.
  • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
  • Знать о взаимосвязи с другими обитателями.
  • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
  • Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.

                                      Планирование и организация деятельности

   1 этап – подготовительный.

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1

 Выявление субъективного опыта:

«Что мы знаем о диких животных?»,

«Что вы хотите узнать о диких животных?»,

«Где мы можем найти информацию?»,

«Что вы можете сделать с воспитателями,  чтобы не забыть того, что узнаем?».

Уточнить объем знаний детей по теме: «Дикие животные нашего края»

У детей недостаточный запас знаний о диких животных.

Воспитатели

2

Диагностика

Уточнить объем знаний детей по теме «Дикие животные нашего края»

Начало проекта:

Низкий-25 %

Средний-75 %

Высокий-0 %

Воспитатели

3

 Разработка проекта  

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы.

Воспитатели

4

Создание предметной среды в группе по теме проекта

Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей.

Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме  проекта, выставка разных животных.

Воспитатели,

родители.

2этап – основной.

1

Познавательное развитие:

ООД:

Тема: «Дикие животные» Беседы о диких животных «Как живётся животным в лесу», «Чем питаются дикие животные?», «Как называются жилища у диких животных?»,

альбом «Дикие животные нашего края»

Просмотр презентаций про диких животных: «Где чей домик?» «Кто это?»

Углубить знания  детей о внешнем виде, питании, жилище, диких животных.

Расширять знания  о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.

Воспитывать бережное отношение к диким животным  нашего края.

Сформированы представления об общей характеристике диких животных, особенностях внешнего вида,  питании, жилище.

Создание  альбома: «Дикие животные».

Дети имеют представления

о диких животных нашего края.

Воспитатели

ФЭМП:

Счёт в пределах 5.

Закрепление цвета, формы.

Геометрические фигуры.

Учить счёту в пределах 5.

( белочки, грибочки, зайчики)

Расширять знания о геометрических фигурах:

круг, квадрат, треугольник.

Учить различать цвета.

Дети умеют раскладывать счётный материал в пределах 5.

Дети имеют представление о цвете и форме.

Дети умеют различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Воспитатели,

дети.

Развитие  познавательно – исследовательской деятельности:

«Волшебница вода»             (первая неделя)

Опыт со снегом.

Наблюдение за таянием снега.

(вторая неделя)

Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ - источник жизни.

Занести в группу снег и оставить в тарелочке.

Дать представление о том, что снег тает и превращается в воду.

У детей сформированы представления о свойствах воды и ее значении в жизни животных.

У детей сформированы понятия о свойствах снега

Воспитатели, дети

Беседы с детьми:

«Строение животных»

«Значение диких животных»       «Многообразие диких животных»  

«Чем питаются дикие животные»

«Повадки животных»

«Жилища животных»

«Как готовятся к зиме»

«У каких животных происходит линька»

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций      с изображением диких животных (медведь, белка, лиса, волк и т. д.)

Совершенствовали знания о строении, значении, поведении и многообразии диких животных.

Пополнили объем знаний о том, как называются их жилища, чем питаются, как готовятся к зиме, какие животные меняют свою шерсть?

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей

Расширены и систематизированы знания детей о диких животных.

Обогатили и совершенствовали речь детей.

Воспитатели,

дети

2

3

4

ООД по речевому развитию

«Посещение картинной галереи» Картины: «Лиса с лисятами»,

«Медведица с медвежатами».

Составление рассказа по схеме. (вторая неделя)

1.Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

(первая неделя)

2. Разучивание стихотворения «Ёжик»,

«Лиса по лесу ходила…» (вторая неделя)

Чтение художественной литературы

Р.Каука «Медвежонок Миша. Узнаём зверей»,

С.Маршак  «Детки в клетке», И.Соколов-Микитов «Год в лесу», «Зима в лесу»,

«Листопадничек»,

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»

В.Зотов «Лесная азбука. Белка», А.Барто «Медвежонок – невежа»,

Б.Корнилов «Как от мёда у медведя зубы начали болеть»,

С.Булыга «Осторожный ёжик», Е.Носов «Хитрюга», Д.Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго зайца»,

Е.Чарушин «Медвежата»,

А. Тамбиев «Рассказы о животных»,

М.М. Пришвин «Этажи леса»,

Русские народные сказки: «Лиса и дрозд», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Дружба зверей», «Заяц – Хваста», «Мужик и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка».

Художественно – эстетическое развитие:

1.Рисование (методом тычка)

«Белочка»

(первая неделя)

2. Рисование

«Хитрая лисичка»

(вторая неделя)

Упражнять в составлении рассказов по картине. Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать.

Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы.

Формировать интерес к поэзии на примере

стихов; рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов. Закрепить знания о диких животных.

Развивать любознательность, кругозор

Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.

Учить создавать выразительный образ белочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: жёсткой кистью или ватными палочками наносить гуашь, создавая таким образом шерсть.

Совершенствовать умение  и навыки, воображение и фантазию.

У детей развита связная речь через составление описательного рассказа о животных; научились свободно мыслить, фантазировать.

Имеют навыки слушания. Отвечают на вопросы по сказке.

У детей сформированы навыки заучивания стихотворения.

Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.

Выставка работ

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

Воспитатель,

дети.

Воспитатель,

дети.

Воспитатель,

дети.

Воспитатель,

дети.

2. Лепка:                    «Зайчики на снегу».

( первая неделя)

Учить раскатывать из куска пластилина туловище, длинные уши; скатывать шар для изготовления  головы.

Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

3. Аппликация: «Белочки и зайчики». ( из шерстяных ниток)

( вторая неделя)

Учить пользоваться ножницами, разрезая ниточки на мелкие кусочки, затем наносить клей по контуру. Приклеивать нитки, не выходя за контур.

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

4. Конструирование из бумаги (оригами) «Лисичка-сестричка»

(первая неделя)

Развивать мелкую моторику: складывать бумагу пополам  из квадрата, учить приклеивать мелкие детали (глаза, нос).

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

5.Аппликация: «Лисички и мишки»

(вторая неделя)

Закрепление цветов: коричневый и оранжевый.

Создавать мишку и лисичку из геометрических фигур (овал, круг, треугольник)

Умение правильно располагать детали на листе бумаги, наносить клей и аккуратно прикладывать.

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

6.Ручной труд

«Ёжик»

(из природного материала)

Учить создавать образ ежа из шишек и пластилина, прикреплять мелкие детали: глаза, нос, лапки.

Выставка работ

Воспитатель,

дети.

5

Социально – коммуникативное развитие:

1. Сюжетно ролевые игры:

«Путешествие в лес»

«Зоопарк»

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.

Совместно с воспитателем

организовывают игры. Изготовили сами маски, билеты, следы животных.

Воспитатель,

дети.

2. Дидактические игры:

« Четвертый лишний», «Собери целое».                « Да – нет»      « Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика» собери белочку, зайчика.

Круги Лулия, «Детёныши животных», «Чья мама»

Учить детей обобщать и классифицировать 

Учить из четырёх частей собирать целое.

Развивать у детей внимание, память, воображение.

Заинтересовать родителей к взаимодействию по данной теме.

У детей сформированы знания по теме проекта

Воспитатели,

дети.

6

 Взаимодействие с социумом.

1) Экскурсия в краеведческий музей

Познакомить детей  с музейными экспонатами диких животных, развивать интерес к животным. Учить внимательно слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в общественных местах

У детей сформированы знания о диких животных.

Воспитатели,

экскурсовод, дети.

2) Экскурсия в библиотеку (выездная в детский сад).

«Путешествие в мир русских - народных сказок» с дикими животными.

Закрепить прочитанные сказки, учить отвечать на вопросы. Учить правильно обращаться с книгами. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.

Воспитатели,

библиотекарь,

дети.

3) АТВ « Берёзово» съёмки открытого занятия на видеокамеру и показ по телевидению.

Учить детей быть раскованными, спокойно реагировать на камеры, быть свободными в своих мыслях и действиях.

Дети спокойно реагируют на съёмки, свободно себя ведут, раскованы и заинтересованы занятием.

Воспитатели,

дети,

оператор и диктор с телевидения

АТВ «Берёзово»

7

 Взаимодействие с родителями:

Изучение энциклопедий

Беседа с детьми о диких животных.

Изготовление плаката для открытого занятия,

Сбор мягких игрушек

( белочка с бельчонком, лиса с лисёнком) для занятия.

Фото и видео съёмка на открытом занятии.

Заинтересовать родителей к взаимодействию по данной теме.

Изготовление плаката, были принесены разнообразные животные (мягкие игрушки)

Сделаны фото и видео материалы.

Воспитатели, дети, родители.

8

Физическое развитие

Подвижные игры: «Хитрая лиса»,

«Лисичка и зайчата»,

«Зайцы и волк», «Белочки – собачки»

«Мишка косолапый»

Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание

Научились играть в новые подвижные игры.

Воспитатели, инструктор по физкультуре, дети

                                               3 этап – заключительный.

1

Показ открытого занятия «Поездка в лес к диким животным».

Расширить знания детей о диких животных.

систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни); воспитывать бережное отношение к животным. Вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.

У детей

систематизированы представления о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни). Взаимовыручка и помощь животным в трудной ситуации.

Воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель,родители, дети.

2

Итоговая диагностика по проекту

Выявить знания детей по проведённому проекту

Низкий- 0 %

Средний-37 %

Высокий-63 %

Воспитатели

3

Подвести итог проекта

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта перед родителями и педагогами.

Воспитатели

Результаты проекта:

  • Дети имеют представление о строении диких животных, способах передвижения, их разнообразии.
  • У детей развит познавательный интерес к диким животным.
  • Развито умение сравнивать и анализировать.
  • Владеют понятиями «дикие животные».
  • Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
  • Овладели расширенным словарным запасом.
  • У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Дикие животные нашего края».
  • Оформлены выставки работ детей по данной теме.
  • Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
  • Создан альбом: «Дикие животные».
  • Участие родителей в реализации проекта.
  • Взаимодействие с социумом в реализации проекта.

Перспективы:

- участие в муниципальных конкурсах,

- публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ

- показ по АТВ «Берёзово» открытого занятия «Поездка в лес к диким животным».

Заключение: Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений  детей о диких животных нашего края; проект помог  детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Дикие животные нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Использованная литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС.

Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы»  ФГТ в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.

3. ФГТ в ДОУ Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» средняя группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград.

4. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений ФГОС средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

9. О.А. Соломенникова ФГОС Ознакомление с природой в детском саду средняя группа

11. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду ФГОС средняя группа.

18. Книга для чтения в детском саду Составители В.В. Гербова, Н.П. Ильчук.

19. Книга для чтения в детском саду и дома. Составители В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой

20.Т.С.Комарова. ФГОС  Изобразительная деятельность в детском саду  средняя группа.

21. Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

23. Д.Н. Колдина Лепка с детьми 4-5 лет

26.И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду средняя группа

28. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для детей 2-7лет

29.М.М.Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7лет

30. Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности средняя группа ФГОС.

31 .Л.Ю.Павлова ФГТ Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром.

Г.П.Шалаева Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных». СЛОВО-АСТ Москва.

11. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». С.А. Васильева, В.И. Мирясова , 2004. Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.

12. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век 2000.

13. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

Дикие животные нашего края

Конспект занятий по экологическому воспитанию в старшей группе...

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...