Главные вкладки

    Консультация:
    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (народно декоративно - прикладное искусство).

    Павлова Галина Анатольевна

    Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

     Сейчас повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: "…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народному творчеству является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства.

    В связи с этим я поставила для себя цель расширить представления детей о народном и декоративно-прикладным искусством.

    Для достижения поставленной цели решала задачи:
    1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

     2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    3. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

    4. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

    5. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

    Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

     Средняя группа. С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда). При создании декоративных композиций в рисовании я решала общие задачи: сформировать  у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора.

    Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, я учила их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. При рассматривании, я  обращаю внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. В своём объяснении обращаю внимание детей на то, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учила детей составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываю с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствала на каждом занятии.

    С первых занятий я стала  учить ребят выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Сначала на занятиях учила чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Затем  давала возможность детям самим выбрать цвета для элементов узора и их украшений. Для росписи детям предлагала  силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.  Эта работа их очень увлекала им нравилась чувствовать себя маленькими мастерами расписывающими свою собственную игрушку.  Когда дети осваивали дымковскую роспись, я предлагала       познакомиться с росписями  филимоновской игрушки. Обращала внимание детей на сходства и отличия филимоновских и дымковских игрушек.  В течение года включала в план  несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Кроме того, при изображении предметов иногда предлагала детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу, ориентируясь на умения, которые дошкольники приобрели раньше на занятиях по рисованию.     Некоторые воспитатели, готовясь к занятию по декоративному рисованию, рисуют образцы и требуют точного их воспроизведения, считая, что скопировав образец, ребёнок научится составлять узоры на предметах разной формы. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный узор, ребёнок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания и навыки в другие условия деятельности; не понимает, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. Я с этим не согласна и на своих занятиях я стараюсь предоставить возможность сделать свой выбор самостоятельно,  применять полученные знания в продуктивной деятельности (декоративном рисовании, лепке, аппликации);

    создавать новые варианты композиций, находить цветовые решения, орнаментальные мотивы;

    подводить к созданию самостоятельных творческих декоративных работ.

    К концу года мои дети в средней группы могут: - выделять средства выразительности дымковской и филимоновской игрушки; - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

    В старшей группе работа продолжается. В качестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. Как элементы узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько раз. Показываю ребятам новые приемы рисования кистью, прикладывание кисти к бумаге плашмя. В старшей группе я учу детей использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний учу их видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. На занятиях по декоративному рисованию  в старшей группе я также предлагаю различные формы, вырезанные из бумаги: в виде блюдца, овального подноса, бочонка, ковша, шапочки, коврика, платья. Каждая форма требует украшения определенным декоративным узором и в определенных местах. Узор для платья может быть выполнен на подоле, рукавах, у ворота; узор для коврика должен создаваться в целесообразной последовательности: по углам, в середине, по краям. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен красиво сочетаться с цветом бумаги: если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняться на темном фоне. На занятиях показываю  детям отдельные приемы рисования узоров. Иногда даю возможность выполнять декоративные работы коллективно. В старшей группе учу детей составлять узоры на объемных формах( приложение №8). Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому  со своими ребятами я начинала расписывать предметы  имеющие простую форму (блюдо, ложка  хохломской росписи), а затем переходила к более сложным, например, дымковский конь, барышня, вылепленные из глины.

    Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям; самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, стремлюсь  вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учу видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Часто свои занятия мы с ребятами проводим в комнате -музее «Преданье старины «организованной силами наших сотрудников. В нем представлена посуда хохломской, гжельской, жостовской росписи, старинная домашняя утварь. Особенно нравятся детям игрушки ручной работы, выполненные из дерева.

    Большое внимание уделяю декоративной лепке, рассказывая детям о вылепленных предметах.

         Декоративная лепка— это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Дети  моей группы выполняют небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.
    Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
    Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
    Они с увлечением лепят предметы, которые привлекают их внимание и используют их в игре.  Дети моей группы лепят из глины, пластилина, соленого теста.

    Декоративная народная пластика помогла мне ознакомить детей с искусством лепки из глины во все его богатстве и очаровании. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются во время лепки. В старшей группе я познакомила детей еще с одним видом лепки. Это изразцы.

    Изразец - старое слово. Произошло от слова "образить", то есть украсить. Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства - для украшения печей. Делались изразцы из глины с различными добавками. Затем обжигались до каменного состояния. После обжига их расписывали. И готовыми плиточками украшали печь.

    Вот что о них писал поэт И.Кулагин:

    "Я к изразцам прильну спиной -
    Я снова в детстве.
    Пускай бушуют за стеной
    Метели бедствий:"

    В своей работе использование стихов создает детям  эмоциональный настрой, необходимый для предстоящей творческой работы)

    Мы привыкли думать: изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого. Показывая  набор слайдов, (использование ИКТ позволяет повысить мотивацию ребят,  а значит, повысить увлеченность процессом деятельности и уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе)  на которых изображены старинные печи, красиво выложенные изразцами особо выделяю их декоративность. Отмечая красоту сочетания в орнаментах листьев, цветов, плодов и птиц. Тем не менее, техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети мастерят нечто подобное. Дети  узнали  разные техники выполнения изразцов. В процессе лепки пользовались стекой. Стеки применяли в том случае, когда трудно сделать рукой; стекой же снимается лишняя  глина,делаются надрезы. Качество работы во многом зависит от того, как организованно рабочее место. Для успешной работы дети имеют небольшого размера доски, которые размещают на столе. Для сглаживания поверхности вылепленных фигур, пластин на каждый стол ставлю блюдце, на которое кладутся мягкие сложенные мягкие тряпочки, пропитанные водой. Об них дети смачивают пальцы и заглаживают нужные места.

    Для украшения лепных работ использовали различные печатки.

    Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно – прикладного – искусства.

    Изучила с ребятами  технику лепки  изразцов, проделали большую работу  по изготовлению изразцов из глины, солёного теста, пластилина. Работы ребят нашли своё признание, получив диплом за участие во Всероссийском пластилиновом  конкурсе  «УШИ, НОГИ, И ХВОСТЫ» (Санкт – Петербург 2013год, об этом свидетельствует диплом.

    Изобразительная деятельность детей 5 - 6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того  они научились во время лепки контролировать действие рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходить к своим изображениям.

    К концу года мои дети  проявляют интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; - выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция, колорит); - выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; - используют разные приёмы и элементы для создания узора; - подбирают цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.  

    В подготовительной к школе группе мои дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадра­те, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), рас­писывают свои работы из глины,  составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того, вводится новая композиция — асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы за­полняют поверхность формы. Занятия  планирую в определенной после­довательности.

    При обучении дошкольников декоративному рисованию широко использую  игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «Посещение выставки». В группе периодически устраиваем выставки предме­тов народного искусства (одного или нескольких видов).

    К концу года была  организована итоговая  выставка детских работ, выполнен­ных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.
     К концу года подготовительной групп мои дети: - знают  разные виды декоративно-прикладного искусства; - называют средства выразительности; - высказывают  эстетические суждения о произведениях искусства; - создают  индивидуальные декоративные композиции; - используют в рисовании разные материалы и способы изображения.

    Диагностика проводилась  по пяти заданиям:

    1.            Знание видов декоративно-прикладного искусства;

    2.            Анализ произведения декоративно-прикладного искусства;

    3.            Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;

    4.            Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;

    5.            Выполнение узора на силуэте из бумаги.

    Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы  не ограничивалось.

     Детей оценивали по 3-х бальной системе.

    Детям предлагались следующие виды заданий.

    1.            Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно».

    Игровое поле представляло собой плакат с закрытыми «окнами», в которых находились иллюстрации с изображением народных промыслов: русской матрешки, изделий хохломы, городца, гжели, изображение различных орнаментов. Детям предлагалось открыть  окно, назвать промысел, перечислить характерные особенности данной росписи.

    Ответы детей оценивались по 3-х бальной шкале.

    3 балла - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном  правильно называет народные промыслы.

    2 балла - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.

    1 балл – Не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы.

    2.            Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки».

    В качестве игрового материала были подобраны изделия декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, матрешки и др.) Детям предлагалось купить понравившуюся вещь, не называя ее, и рассказать об этом изделии продавцу (цвет, форма и т.д.).

    3 балла - Правильно называет предметы  декоративно-прикладного искусства. Описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

    2 балла - Правильно называет предметы  декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее 4.

    1 балл -   Затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства

    3.           Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства. С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок»: дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Мишутке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. В качестве игрового материала мы подобрали  изделия гжельских, хохломских мастеров, иллюстрации с изображением различных орнаментов.                                                                   

           3 балла - Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

          2 балла - Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

            1 балл – Не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.

    4.            Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства и орнамента (хохлома, городец, гжель, матрешки). Ребятам предлагалось выбрать из представленных образцов наиболее понравившиеся и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку.

    3 балла - Ярко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.

    2 балла - Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.

    1 балл – Параметры декоративно-прикладного искусства  и узоры рассматривает бегло, без эмоций.

    5.            Выполнение узора на силуэте из бумаги. Для работы предоставлялись силуэты: матрешек, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, подносов, гуашь, кисти, «тычки», палитра. Дети должны были расписать понравившийся силуэт.

    3 балла - Создает узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора четко следует стилю росписи: вносит новые элементы. Работа всегда завершена.

    2 балла - При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.

    1 балл – Изобразительные  способности развиты слабо, путается в цветовом решении.

    Высокий  уровень  детей   (11- 15 баллов).

      Для этого уровня характерно: ребята  проявляют интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступают в игру, знают характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументируют выбор того или иного изделия. Знают и в основном правильно называют народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства могут дать им эстетическую оценку.

     Средний уровень (7 – 10 баллов). 

    Дети этого уровня проявляют интерес к предметам  декоративно-прикладного искусства  и с удовольствием вступают в игру. Иногда путаются в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяют характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументируют свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.

      Низкий уровень  (0 - 5 баллов)  

                 Дети этого уровня  проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступают в игру. Дети путают и не всегда правильно называют народные промыслы. С трудом выделяют характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняются аргументировать свой выбор, при восприятии предметов  декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

    Проведенная диагностика показала следующие результаты:

                   На начало года старшей группы дети показали следующие результаты 9 детей показали низкий уровень, что составило 56%; 7 детей показали средний результат -  это 44%, высокий уровень на начало года не выявлен.

    К концу года результаты показывают низкий уровень  0%;

    Средний 25% -4 ребёнка; высокий уровень выявлен у 12 детей это составило75%

    Сравнивая результаты обследования в старшей группе на начало и конец мы видим на диаграммах, что на конец года дети имеют представление о декоративно-прикладном творчестве.

    В подготовительной группе результаты были следующие:

                   На начало года: 12,5%  (2 детей)  имеют высокий уровень;

    средний 87,5% выявлен у 14 ребят; низкий уровень на начало года не выявлен.

    На конец года можно наблюдать практически 100% усвоения программы по декоративно – прикладному творчеству ребята.

    15 детей имеют93,75% высокий уровень; 6,25%(1 ребёнок) имеет средний уровень;  низкий -0%

    Вывод: дети имеют представление о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства, умеют выделять и замечать основные средства выразительности изделия различных народных мастеров. Имеют хорошие технические умения и навыки лепки, рисования.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

    Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

     Сейчас повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: "…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народному творчеству является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства.

    В связи с этим я поставила для себя цель расширить представления детей о народном и декоративно-прикладным искусством.

    Для достижения поставленной цели решала задачи:
    1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

     2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    3. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

    4. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

    5. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

    Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
     Средняя группа. С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская глиняная игрушка, керамическая посуда). При создании декоративных композиций в рисовании я решала общие задачи: сформировать  у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора.

    Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, я учила их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. При рассматривании, я  обращаю внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. В своём объяснении обращаю внимание детей на то, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учила детей составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываю с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствала на каждом занятии.

    С первых занятий я стала  учить ребят выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Сначала на занятиях учила чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Затем  давала возможность детям самим выбрать цвета для элементов узора и их украшений. Для росписи детям предлагала  силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.  Эта работа их очень увлекала им нравилась чувствовать себя маленькими мастерами расписывающими свою собственную игрушку.  Когда дети осваивали дымковскую роспись, я предлагала          познакомиться с росписями  филимоновской игрушки. Обращала внимание детей на сходства и отличия филимоновских и дымковских игрушек.  В течение года включала в план  несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Кроме того, при изображении предметов иногда предлагала детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу, ориентируясь на умения, которые дошкольники приобрели раньше на занятиях по рисованию.     Некоторые воспитатели, готовясь к занятию по декоративному рисованию, рисуют образцы и требуют точного их воспроизведения, считая, что скопировав образец, ребёнок научится составлять узоры на предметах разной формы. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный узор, ребёнок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания и навыки в другие условия деятельности; не понимает, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. Я с этим не согласна и на своих занятиях я стараюсь предоставить возможность сделать свой выбор самостоятельно,  применять полученные знания в продуктивной деятельности (декоративном рисовании, лепке, аппликации);

    создавать новые варианты композиций, находить цветовые решения, орнаментальные мотивы;

    подводить к созданию самостоятельных творческих декоративных работ.

    К концу года мои дети в средней группы могут: - выделять средства выразительности дымковской и филимоновской игрушки; - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

    В старшей группе работа продолжается. В качестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. Как элементы узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько раз. Показываю ребятам новые приемы рисования кистью, прикладывание кисти к бумаге плашмя. В старшей группе я учу детей использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний учу их видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. На занятиях по декоративному рисованию  в старшей группе я также предлагаю различные формы, вырезанные из бумаги: в виде блюдца, овального подноса, бочонка, ковша, шапочки, коврика, платья. Каждая форма требует украшения определенным декоративным узором и в определенных местах. Узор для платья может быть выполнен на подоле, рукавах, у ворота; узор для коврика должен создаваться в целесообразной последовательности: по углам, в середине, по краям. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен красиво сочетаться с цветом бумаги: если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняться на темном фоне. На занятиях показываю  детям отдельные приемы рисования узоров. Иногда даю возможность выполнять декоративные работы коллективно. В старшей группе учу детей составлять узоры на объемных формах( приложение №8). Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому  со своими ребятами я начинала расписывать предметы  имеющие простую форму (блюдо, ложка  хохломской росписи), а затем переходила к более сложным, например, дымковский конь, барышня, вылепленные из глины.

    Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям; самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, стремлюсь  вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учу видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Часто свои занятия мы с ребятами проводим в комнате -музее «Преданье старины «организованной силами наших сотрудников. В нем представлена посуда хохломской, гжельской, жостовской росписи, старинная домашняя утварь. Особенно нравятся детям игрушки ручной работы, выполненные из дерева.

    Большое внимание уделяю декоративной лепке, рассказывая детям о вылепленных предметах.

         Декоративная лепка— это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Дети  моей группы выполняют небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.
    Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
    Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
    Они с увлечением лепят предметы, которые привлекают их внимание и используют их в игре.  Дети моей группы лепят из глины, пластилина, соленого теста.

    Декоративная народная пластика помогла мне ознакомить детей с искусством лепки из глины во все его богатстве и очаровании. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются во время лепки. В старшей группе я познакомила детей еще с одним видом лепки. Это изразцы.

    Изразец - старое слово. Произошло от слова "образить", то есть украсить. Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства - для украшения печей. Делались изразцы из глины с различными добавками. Затем обжигались до каменного состояния. После обжига их расписывали. И готовыми плиточками украшали печь.

    Вот что о них писал поэт И.Кулагин:

    "Я к изразцам прильну спиной -
    Я снова в детстве.
    Пускай бушуют за стеной
    Метели бедствий:"

    В своей работе использование стихов создает детям  эмоциональный настрой, необходимый для предстоящей творческой работы)

    Мы привыкли думать: изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого. Показывая  набор слайдов, (использование ИКТ позволяет повысить мотивацию ребят,  а значит, повысить увлеченность процессом деятельности и уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе)  на которых изображены старинные печи, красиво выложенные изразцами особо выделяю их декоративность. Отмечая красоту сочетания в орнаментах листьев, цветов, плодов и птиц. Тем не менее, техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети мастерят нечто подобное. Дети  узнали  разные техники выполнения изразцов. В процессе лепки пользовались стекой. Стеки применяли в том случае, когда трудно сделать рукой; стекой же снимается лишняя  глина,делаются надрезы. Качество работы во многом зависит от того, как организованно рабочее место. Для успешной работы дети имеют небольшого размера доски, которые размещают на столе. Для сглаживания поверхности вылепленных фигур, пластин на каждый стол ставлю блюдце, на которое кладутся мягкие сложенные мягкие тряпочки, пропитанные водой. Об них дети смачивают пальцы и заглаживают нужные места.

    Для украшения лепных работ использовали различные печатки.

    Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно – прикладного – искусства.

    Изучила с ребятами  технику лепки  изразцов, проделали большую работу  по изготовлению изразцов из глины, солёного теста, пластилина. Работы ребят нашли своё признание, получив диплом за участие во Всероссийском пластилиновом  конкурсе  «УШИ, НОГИ, И ХВОСТЫ» (Санкт – Петербург 2013год, об этом свидетельствует диплом.

    Изобразительная деятельность детей 5 - 6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того  они научились во время лепки контролировать действие рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходить к своим изображениям.

    К концу года мои дети  проявляют интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; - выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция, колорит); - выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; - используют разные приёмы и элементы для создания узора; - подбирают цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.   

    В подготовительной к школе группе мои дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.), расписывают свои работы из глины,  составляют симметричный узор, как в старшей группе, и, кроме того, вводится новая композиция — асимметричная, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы. Занятия  планирую в определенной последовательности.

    При обучении дошкольников декоративному рисованию широко использую  игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «Посещение выставки». В группе периодически устраиваем выставки предметов народного искусства (одного или нескольких видов).

    К концу года была  организована итоговая  выставка детских работ, выполненных на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.
     К концу года подготовительной групп мои дети: - знают  разные виды декоративно-прикладного искусства; - называют средства выразительности; - высказывают  эстетические суждения о произведениях искусства; - создают  индивидуальные декоративные композиции; - используют в рисовании разные материалы и способы изображения.

    Диагностика проводилась  по пяти заданиям:

    1. Знание видов декоративно-прикладного искусства;
    2. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства;
    3. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
    4. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
    5. Выполнение узора на силуэте из бумаги.

    Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы  не ограничивалось.

     Детей оценивали по 3-х бальной системе.

    Детям предлагались следующие виды заданий.

    1. Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно».

    Игровое поле представляло собой плакат с закрытыми «окнами», в которых находились иллюстрации с изображением народных промыслов: русской матрешки, изделий хохломы, городца, гжели, изображение различных орнаментов. Детям предлагалось открыть  окно, назвать промысел, перечислить характерные особенности данной росписи.

    Ответы детей оценивались по 3-х бальной шкале.

    3 балла - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном  правильно называет народные промыслы.

    2 балла - Проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.

    1 балл – Не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы.

    1. Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки».

    В качестве игрового материала были подобраны изделия декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, матрешки и др.) Детям предлагалось купить понравившуюся вещь, не называя ее, и рассказать об этом изделии продавцу (цвет, форма и т.д.).

    3 балла - Правильно называет предметы  декоративно-прикладного искусства. Описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

    2 балла - Правильно называет предметы  декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее 4.

    1 балл -   Затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства

    1. Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства. С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок»: дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Мишутке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. В качестве игрового материала мы подобрали  изделия гжельских, хохломских мастеров, иллюстрации с изображением различных орнаментов.                                                                    

           3 балла - Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

          2 балла - Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

            1 балл – Не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.

    1. Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства и орнамента (хохлома, городец, гжель, матрешки). Ребятам предлагалось выбрать из представленных образцов наиболее понравившиеся и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку.

    3 балла - Ярко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.

    2 балла - Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.

    1 балл – Параметры декоративно-прикладного искусства  и узоры рассматривает бегло, без эмоций.

    1. Выполнение узора на силуэте из бумаги. Для работы предоставлялись силуэты: матрешек, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, подносов, гуашь, кисти, «тычки», палитра. Дети должны были расписать понравившийся силуэт.

    3 балла - Создает узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора четко следует стилю росписи: вносит новые элементы. Работа всегда завершена.

    2 балла - При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.

    1 балл – Изобразительные  способности развиты слабо, путается в цветовом решении.

    Высокий  уровень  детей   (11- 15 баллов).

      Для этого уровня характерно: ребята  проявляют интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступают в игру, знают характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументируют выбор того или иного изделия. Знают и в основном правильно называют народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства могут дать им эстетическую оценку.

     Средний уровень (7 – 10 баллов).

    Дети этого уровня проявляют интерес к предметам  декоративно-прикладного искусства  и с удовольствием вступают в игру. Иногда путаются в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяют характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументируют свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.

      Низкий уровень  (0 - 5 баллов)  

                 Дети этого уровня  проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступают в игру. Дети путают и не всегда правильно называют народные промыслы. С трудом выделяют характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняются аргументировать свой выбор, при восприятии предметов  декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

    Проведенная диагностика показала следующие результаты:

                   На начало года старшей группы дети показали следующие результаты 9 детей показали низкий уровень, что составило 56%; 7 детей показали средний результат -  это 44%, высокий уровень на начало года не выявлен.

    К концу года результаты показывают низкий уровень  0%;

    Средний 25% -4 ребёнка; высокий уровень выявлен у 12 детей это составило75%

    Сравнивая результаты обследования в старшей группе на начало и конец мы видим на диаграммах, что на конец года дети имеют представление о декоративно-прикладном творчестве.

    В подготовительной группе результаты были следующие:

                   На начало года: 12,5%  (2 детей)  имеют высокий уровень;

    средний 87,5% выявлен у 14 ребят; низкий уровень на начало года не выявлен.

    На конец года можно наблюдать практически 100% усвоения программы по декоративно – прикладному творчеству ребята.

    15 детей имеют93,75% высокий уровень; 6,25%(1 ребёнок) имеет средний уровень;  низкий -0%

    Вывод: дети имеют представление о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства, умеют выделять и замечать основные средства выразительности изделия различных народных мастеров. Имеют хорошие технические умения и навыки лепки, рисования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Участие в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

    Участие  в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта....

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

    Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

    В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

    Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства...

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства.

    Описание деятельности по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства....