Программа дополнительной платной услуги
рабочая программа (подготовительная группа)

Жукович Светлана Анатольевна

Обучение детей в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty.docx382.48 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\прог шах.jpg


СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3-4

1.1.

Пояснительная  записка

5-7

1.1.1.

Цели   и задачи  реализации Программы.  

8

1.1.2.

Принципы и походы к  формированию  Программы

9

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

10-11

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

12

1.3.

Целевые ориентиры

13

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Краткая характеристика логических операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста.

14

2.2.

Перспективный план

15

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

16

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

17-23

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

24

3.2.

 Учебно-тематический план

25

3.3.

График посещения ДПУ

26

Приложение

27-41


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа дополнительной платной услуги по обучению детей игре в шахматы ( для детей от 5 до 7 лет ) «Белая ладья»

Основание для разработки программы

-   Конвенция ООН о правах ребенка (1998);

  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок» на 2015- 2020г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №38 «Домовёнок»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

Заказчик программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№38 «Домовенок»

Цель Программы

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи Программы

  • овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;
  • формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • овладению навыками речевого общения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Срок реализации программы

1 год

Ожидаемые конечные

результаты реализации программы

6-7 лет

К концу года дети должны:

  • видеть цель игры, самостоятельно идти к ней;
  • иметь знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата;
  • иметь игровые навыки;
  • решать этюды, задачи в 1, 2 хода;
  • правильно, реагировать на проигрыш и победу.


1. Целевой раздел.

1. 1. Пояснительная записка.

Программа по дополнительной платной услуге «Белая ладья», разработана с учетом ФГОС ДО, на основе чётко структурированной системы постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

Программа по дополнительной платной услуге «Белая ладья» (далее Программа)  разработана в соответствии с  действующими нормативно-правовыми документами  в системе дошкольного образования:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок» на 2015- 2020г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №38 «Домовёнок»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

В соответствии с ФГОС ДО программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы платной услуги «Белая ладья»  направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников осуществляется в соответствии с программой дополнительных платных услуг и способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др.

В работе с детьми используются развивающие игры и дидактические упражнения, направленные на развитие логики  мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

В обучение включены игры на развитие внимания, памяти, воображения, занимательные упражнения, вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, физкультминутки.

Программа, в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя три основных раздела, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовательных отношений:        

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание и включает перспективный план.

Организационный раздел устанавливает механизм реализации компонентов Программы.


  1. Цель  и задачи реализации Программы.

Программа по дополнительной платной услуге составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которой  утверждены основные цели, задачи и принципы.

Данная Программа решает основную цель ФГОС ДО - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Основными задачами реализации программы являются:

  • овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;
  • формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • овладению навыками речевого общения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.


1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

  • Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка
  • Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
  • Принцип интеграции – решение        задач  программы        в системе всего образовательного        процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
  • Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности  общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
  • Принцип преемственности – предполагающий        обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
  • Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  • Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.


  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Основными участниками реализации программы дополнительной платной услуги являются воспитанники среднего  и старшего дошкольного возраста.

Программа реализуется на государственном языке согласно ст.14 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей. 

Старший дошкольный возраст (5-7 лет). Переход в старшую и особенно в подготовительную  к школе группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. У них возникает стремление к решению новых более сложных задач познания, общения, деятельности, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам сказок, подготовить концерт для малышей или продумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. У детей активно развивается интерес к книге, как к источнику новых интересов и знаний, развиваются читательские интересы детей. Продолжается становление взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. Познавательное развитие старших дошкольников развивается путем наблюдений, сравнений, доказательств.

Старшие дошкольники способны осваивать правила культуры поведения и общения. Им понятны мотивы выполнения правил. Продолжается развитие самостоятельности детей и чувства самоуважения.

Характерной особенностью старших дошкольников является проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животными и растительным миром разных стран.

Начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает у ребенка особый настрой и развивается естественным путем в общении со взрослыми.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. При взаимодействий с детьми старшего дошкольного возраста используются три вида общения: деловое, познавательное, личностное.


  1. Планируемые результаты освоения Программы

        

Результаты освоения Программы  представляют собой систему ведущих  ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы: 

6-7 лет

К концу года дети должны:

  • иметь игровые навыки;
  • умение решать задачи (мат в один ход);
  • играть в шахматные партии.
  • решать этюды, задачи в 1, 2 хода;
  • видеть цель игры, самостоятельно идти к ней;
  • иметь знания о взаимодействии фигур, способах постановки мата;
  • правильно, реагировать на проигрыш и победу.
  • Сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Сформированы навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, согласовывание своих действий с действиями сверстников и взрослого.

1.3 Целевые ориентиры:

  • различают, называют геометрические фигуры, составляют плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • используют приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают  закономерность;
  • ориентируются в пространстве и на плоскости;
  • повышена степень активности в самостоятельной деятельности;
  • высказывают суждения, доказательства, объясняют свою позицию, выражают свое мнение.

Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет

  1. Тест «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина). Цель: оценка уровня развития произвольного поведения.
  2. Тест «Корректурная проба». Цель: выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости.
  3. Тест «Лабиринты» (А.Л. Венгер). Цель: выявить степень развития пространственной ориентации ребенка, распределения внимания, сосредоточенности на задачи. Особенности наглядно-образного внимания.
  4. Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) Цель: оценка наглядно - действенного и словесно-логического мышления.
  5. Тест «Раздели на группы». Цель: оценка наглядно-образного мышления.
  6. Тест оценки произвольной зрительной памяти (источник Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина тесты для подготовки ребенка к школе СПб, 2001). Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.

  1. Содержательный раздел.

  1. Краткая характеристика логических операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Систематизация – приведение  в систему, расположение  объектов в определенном порядке, установление между ними определенной  последовательности.

Обобщение -  процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.

Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..

Приемы и методы

Формы организации работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

5. Развлечения.

Методы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы:
  • манипуляции с игровыми персонажами, шахматными фигурами;
  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  1. Практические приемы:
  • манипуляция,
  • превращение,
  • объяснение,
  • выбор,
  • показ,
  • совместные действия,
  • сравнение.
  1. Словесные приемы:
  • диалог с игровыми персонажами,
  • объяснение,
  • описание,
  • рассказ,
  • сказка,
  • уточнение,
  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,

оценка, взаимооценка, саморефлексия);

  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при

закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания  с показом фрагментов деятельности детей;
  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • организация «Домашней игротеки»;
  • разъяснительная и образовательная работа.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
  • Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
  • Практические (показ предоставляемых услуг).


3.Перспективный план (дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

сентябрь

1.Тема:"Сказка о том, как шахматы спасли арабов от страшной болезни".

Цель: Расширять представление детей о шахматной игре в жизни людей. Прививать интерес к шахматам.

Методические приемы: Видеоматериал, презентация.

2.Тема:"Изучение шахматной нотации. Запись позиции".

Цель: Познакомить детей с шахматной нотацией, запись положения фигур на шахматной доске. Воспитывать уверенность в себе.

Методические приемы: чтение "Сказка о мальчике Феномен. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы». д/и «Почтальон», раскраска букв шахматного алфавита.

3.Тема:"Шахматная нотация".

Цель: Упражнять детей в чтении и воспроизведении партии на шахматной доске. Развивать зрительную память. Воспитывать уверенность в своих силах.

Методические приемы: Работа в тетради, с диаграммами, тренировочные упражнения.

4.Тема:"Как записывать шахматную партию".

Цель: Продолжать учить детей записывать шахматные ходы. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Методические приемы: Работа с диаграммами, шахматная игра с записью.

октябрь

5.Тема: "Экскурсия в городской шахматный клуб «Белая ладья»"

Цель: Продолжать знакомить детей с компьютерными программами по шахматам. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Методические приемы: Игры в компьютерном классе.

6.Тема: "Кто сколько стоит (ценность фигур)".

Цель: Знакомство с ценностью фигур: относительная и абсолютная сила. Учить складывать числа в пределах 10. Воспитывать самостоятельность в решении задач.

         Методические приемы: д/игра «Игра на уничтожение».

7.Тема: "Игровая практика".

Цель:Развивать интерес к шахматным баталиям, внимание, упражнять в счете. Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.

Методические приемы: д/игра «Уничтожение фигур противника».

8.Тема:"Игровая практика"

Цель: Развивать интерес к шахматным баталиям, внимание, упражнять в счете. Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.

Методические приемы: д/игра «Уничтожение фигур противника».

ноябрь

9.Тема:Шахматные часы

Цель: Познакомить с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные часы», «время, отведенное на партию», «контроль времени».

Методические приемы: Презентация о часах, игра с шахматными часами.

10.Тема:"Детский мат".

          Цель: Вспомнить значение понятия «мат». Учить детей понимать     поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических  и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении  заданий.

Методические приемы: Упражнение «Детский мат: ферзем, ладьей, слоном, конем.

11.Тема: "Детский мат".

Цель: Учить ведению атаки на короля разными фигурами, показать уязвимость пункта f7 у черных и f2 у белых. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитание самостоятельности мышления, настойчивости.

Методические приемы: упражнение «Детский мат: ферзем, ладьей, слоном, конем.

12.Тема:Сказка о шахматах и жизни.

Цель: Продолжать знакомить детей с историей шахмат. Расширять представление детей о шахматной игре. Прививать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций на шахматную тему.

декабрь

13.Тема:"Шахматный турнир«Папа, мама, я – шахматная семья»"

Цель: Развивать способность само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Учить правильно, реагировать на проигрыш и победу.

Методические приемы: игровая практика.

14.Тема: "Линейный мат. Мат двумя ладьями".

Цель: Познакомить с понятием линейный мат; обучить ставить линейный мат двумя ладьями. Знакомство с «геометрией шахматной доски».

         Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач.

15.Тема:"Мат ладьей".

Цель: Оформление задач на мат; закрепление знаний по темам «рокировка», «мат двумя ладьями. Запись 10 первых ходов. Развивать аккуратность при записи партий.

         Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач.

16.Тема:"Линейный мат ладьей, «Квадратный мат ладьей».

Цель: Научить ставить линейный мат одной ладьей; составить план; дать определение термину: «Зеркало»- оппозиция.

Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач.

январь

17.Тема:"Экскурсия в городской шахматный клуб «Белая ладья»".

Цель: Продолжать знакомить детей с компьютерными программами по шахматам. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Методические приемы: Компьютерные программы по шахматам.

18.Тема:Турнир по шахматам в городском шахматном клубе среди дошкольников

 Цель: Развивать способность саморегуляции поведения и проявлению                       волевых усилий для выполнения поставленных задач. Учить правильно,  реагировать на проигрыш и победу.

         Методические приемы: Игровая практика.

19.Тема:"Заплетем косичку. Мат двумя слонами".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать дружеские взаимоотношения вовремя игры.

         Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

20.Тема:"Мат двумя слонами".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

февраль

21. Тема:"Король с пешкой против короля. Паровоз везет вагончик".

Цель: Знакомство с возможностями защиты и нападения в данном окончании, «Ключевые поля». Соблюдать правила игры.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

22.Тема:"Пешечные окончания правило «Квадрата»"

Цель: Знакомство с правилами квадрата; основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний, решение этюдов. Воспитывать дружеские взаимоотношения вовремя игры.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

23.Тема: "Пешечная структура. Какими бывают пешки".

Цель: Знакомство с шахматными терминами пешка сдвоенная, изолированная, проходная, «висячая», «блокированная», отсталая, пешечная цепь. Развивать память, внимание.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

24.Тема:"Мат ферзем".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

март

25.Тема:"Мат двумя слонами".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

26.Тема:"Мат двумя конями"

Цель: Продолжать учить детей решать шахматные задачи. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

27.Тема:"Игровая практика".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

         Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

         28.Тема:"Комбинации «Двойной удар»"

Цель: Знакомство с шахматной комбинацией. Знакомство с тактическим приемом: двойной удар. Развитие способности к саморегуляции поведения.

Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач. Видео урок.

апрель

29.Тема:Игровая практика

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий. Методические приемы: Игровая практика, решение шахматных задач.

30.Тема:Связка. Виды связок.

Цель: Знакомство с тактическими приемами связок, видами связок, с фигурами производящими связку.

Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач, «Шахматная шкатулка».

31.Тема:Шахматные часы

Цель: Познакомить с шахматными часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные часы», время, «отведенное на партию», «контроль времени». Развивать любознательность.

Методические приемы: игровая практика, разыгрывание партий с определенным контролем времени.

32.Тема:Участие в городских шахматных турнирах

Цель: Развивать способность саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Учить правильно, реагировать на проигрыш и победу.

         Методические приемы: игровая практика.

май

33.Тема:"Игровая практика".

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

        Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач.

34.Тема:"Игровая практика"

Цель: Учить детей понимать поставленную задачу. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Методические приемы: игровая практика, решение шахматных задач.

35.Тема:"Сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира".

Цель: Знакомство с историей борьбы за мировую корону. Рассказ о выдающихся шахматистах мира, об их вкладе в развитие шахмат.

Методические приемы: Оформление альбома «Чемпионы мира по шахматам».

36."Шахматный карнавал".

Цель: Обогащать детей новыми яркими впечатлениями, приобщать к общему праздничному настроению Методические приемы: конкурсы, загадки, чтение стихотворений, инсценировки.


Организационный раздел.

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально -  техническое  обеспечение  Программы  соответствует  требованиям  СанПиН,  ФГОС ДО.

Для реализации программы, предусмотрен оборудованный кабинет, в котором размещен материал, с учетом уровня развития детей:

  • демонстрационный материал (шахматные фигуры);
  • раздаточный материал (диаграммы по шахматам);
  • шахматные книжки – раскраски;
  • фишки;
  • индивидуальные папки по шахматам;
  • трафареты шахматных фигур;
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы;
  • подборка иллюстраций «История шахматных фигур»;
  • портреты чемпионов мира по шахматам;
  • учебник И. Сухина «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» (задания и упражнения для детей дошкольного возраста)
  • сказки Носова «Незнайка в солнечном городе»;
  • шахматные задачи;
  • видео материалы по шахматам.

Весь подобранный материал способствует развитию интереса к шахматной игре, обучению детей шахматам, как в самостоятельной деятельности, так и во взаимодействии с педагогом. Материал доступен и понятен, всегда в свободном пользовании детей.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  2. Венгер, Л.А. Мухина, B.C. Психология [текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983.
  4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991.- 158с.
  5. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985.
  6. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  7. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М.: Русский шахматный дом, 2005.
  8. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов.- СПб.: Литера, 2005.
  9. Костенюк, А.К. Как научить шахматам [текст] / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк.-М.: Ульяновский дом печати, 2008.-144с.
  10. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. - СПб.: Питер, 2009;
  11. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006.
  12. Позин, С.Б. 25 уроков шахмат [текст] / С.Б. Позин.- Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та, 2003. -144с.
  13. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  14. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин.- М.: Астрель; АСТ, 2000.

Предоставляемая услуга осуществляется педагогом имеющий удостоверение по окончании курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в преподавании занятий по шахматам» (в объеме 72 часа).

3.2.  Учебно-тематический план

Работа дополнительной платной услуги по обучению детей шахматам «Белая ладья»  осуществляется под руководством педагога,   в форме игровых заданий с творческими, проблемно – поисковыми задачами. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. Учебный тематический план включает оптимальную нагрузку в соответствии с возрастом детей. Нагрузка установлена в соответствии с нормами СанПиН.

Учебный план дополнительной платной услуги по обучению детей шахматам "Белая ладья"

Количество         детей.

Количество занятий в неделю.

Количество занятий в месяц.

Количество минут в неделю.

Количество минут в месяц.

        10

         2

         8

        60

       240

3.3.  График посещения ДПУ:

Группа

Дни недели

Время

"Белая ладья"

Понедельник, среда-1;3

Понедельник, среда-2;4

15.30 – 16.00

11.30 – 12.00

Приложение

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

        Только совместными усилиями  педагога и родителей можно достичь положительных результатов  по реализации  программы «Белая ладья».

Задачи:

  1. Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, обуславливающими развитие интеллектуальных способностей.
  2. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей интеллектуальных способностей в процессе обучения игры в шахматы.

План работы с родителями

по вопросам познавательно- интеллектуального развития детей

и  обучения игре в шахматы  

Дата

Мероприятие

Цель

Ответственный

ОКТЯБРЬ

Встреча с родителями

«Давайте познакомимся»

Знакомство с программой «Шахматная школа» (ее цель, задачи, предполагаемые результаты, механизм реализации, содержание)

Воспитатель

Жукович С.А.

Воспитатель

Жукович С.А.

Презентация «Шахматное воспитание»

Изучение материала, знакомство с шахматным королевством

НОЯБРЬ

Консультации для родителей «Как произошли шахматы?»

Индивидуальное

просвещение родителей  по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы.

Воспитатель

Жукович С.А.

Повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития старших дошкольников.

 Воспитатель

Жукович С.А.

ДЕКАБРЬ

Дни открытых дверей:

«Посмотрите, как мы играем в шахматы».

Ознакомление с результатами  деятельности группы по шахматному образованию за первое полугодие.

Воспитатели старших и подготовительных групп

ЯНВАРЬ

Консультации для родителей «Одарённые дети»

Повышение компетентности родителей в вопросах  одарённости ребёнка

Воспитатель

Жукович С.А.

ФЕВРАЛЬ

Мастер-класс

«Путешествие в страну  шахматных фигур».

Консультация для родителей «Развивающие игры»

Знакомство со спецификой  проведения  занятий

Повышение компетентности родителей в вопросах культуры общения во время  игр.

Воспитатель

Жукович С.А.

Воспитатель

Жукович С.А.

МАРТ

Выставка рисунков

«В стране шахматных фигур»

( совместные работы детей и родителей)

Консультация для родителей «Советы родителям при обучении игре в шахматы.

Анализ  формирования представлений о шахматных фигурах и  игре в шахматы

Воспитатель

 Жукович С.А.

и родители

Воспитатель

 Жукович С.А.

АПРЕЛЬ

Родительский клуб

(встреча за круглым столом)

«Поделись опытом»

Презентация семейного опыта «Как мы поддержали своего ребенка в кругу семьи»

Воспитатель

 Жукович С.А.

и родители

МАЙ

Шахматно- шашечный турнир

Активизация совместной деятельности детей с родителями.

Воспитатель

 Жукович С.А.

и родители


Перечень игр и упражнений по ознакомлению детей с игрой в шахматы.

N/N  

  Название  

  Цель

  Материал

Шахматные

загадки

Побуждать к поиску отгадки, активизировать

мыслительную деятельность.

Игра с

солдатиком

Изучение шахматной доски. Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать наблюдательность, внимание. Упражнять в ориентировке на плоскости (быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей). Сравнение по длине.

Шахматная доска,

солдатик.

Рассеянный художник:

а)найди ошибку;

б)найди правильную горизонталь (вертикаль, диагональ)

Развивать зрительное внимание,

сосредоточенность, умение находить ошибку,

аргументировать, исправлять. Активизировать внимание.

Правильные и непра-вильные изображения

доски, вертикалей,

горизонталей, диагоналей.

Нарисуй шахматную доску

(2x2, 3x3, 4x4, 8x8 клеток)

Упражнять в штриховке, развивать мелкую

моторику. Развивать внимание. Закреплять счет.

Бумага в клеточку,

карандаш, линейка.

Составь доску:

а) из домиков  (полей) б) из

улиц в) разбитая доска (разные

способы разбиения квадрата)

Развивать зрительное внимание, моторику.

Упражнять в поиске путей составления шахматной

доски, на основе обдумывания и практических

действий, формировать логическое мышление.

Кубики 2-х цветов, полоски. Варианты

разбиения (на 2, 3,4, 6

и более частей).

Что бы это значило

Знакомство с координатной системой, шахматной

нотацией, с символами.

Карточки аб, h8 и т.п.

Шахматное лото

Закрепление шахматной символики, развитие

слухового внимания, мышления, зрительного внимания.

Доска, фишки с обо-

значением полей.

Назови адрес

Упражнять в словесном названии полей по

расположению игрушек.

Почтальон

По названному или написанному адресу найти «Д0М». Упражнять в ориентировке на координатной плоскости, развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность.

Демонстрационная

доска, фигурки жильцов. "Письма" с адресами.

Графический диктант

Выполнять задание согласно словесной инструкции,

ориентировка, счет, внимание.

Игрушка, доска.

а) пройди и назови поле

б) найди путь в центр

в) расставь на доске

Активизировать мысль детей, закреплять знание

шахматной доски.

Словесные игры

Упражнять в быстром и правильном нахождении

полей, назывании их (глядя на доску и

отвернувшись от нее)

Волк и овцы

Лиса и гуси

Развитие логического мышления, смекалки,

сообразительности, умение планировать очередной

ход, соблюдение очередности хода

Угадай-ка

Загадай-ка

Упражнять в словесном описании характерных

особенностей каждой фигуры, не называя ее;

развитие образного мышления.

Шахматные фигуры.

Что общего?

Чем отличаются?

Кто сильнее?

Уметь анализировать, сравнивать, делать

умозаключения. Закреплять знание фигур (внешний

вид, ход, взятие, сила).

Чудесный мешочек:

а) отгадай фигуру на ощупь

б) найди нужную фигуру

Упражнять в сравнении осязательных и зрительных

впечатлений.

Мешочек с шахматными фигурами.

Что изменилось?

Что лишнее?

Чего не стало?

Развивать произвольное внимание, зрительную

память, наблюдательность, речь.

Демонстрационная

доска фигуры.

Фигуры упали

Развивать кратковременную память.

Шахматная доска, фигуры.

Шахматный теремок

Шахматная Репка

Развивать воображение фантазию, мышление, речь.

Закреплять знания о фигурах, их относительной

силе, ценности.

Шахматные короны

Расшифруй

Пройди по плану

Кто так ходит?

Введение новых символов, обозначений. Учить

детей действовать по плану, схеме движения.

Развивать логическое мышление, учить соотносить

обозначение и фигуры, их передвижения.

Карточки (фа 1—> а 8—>

с 8® е 6), (кh 3 □ g1)

и др.

Кто быстрее?

Развивать мышление, учить высказывать

предположение, аргументировать его, проверять

практически.

Символы.

Найди выход

Змейка

Ступеньки

Путь в центр

На основе обдумывания, рассуждения учить детей

находить решение, развивать гибкость мышления.

Позиции на доске.

Да - нет

Мяч

Шахматные классики 8x2

Эстафеты

Тренировка внимания, реакции, быстроты

мышления. Закрепление знании. Двигательная

активность.

Лабиринты

Развивать мышление, настойчивость, умение вести

путь, не отвлекаясь, соблюдая правила хода

фигуры. Воспитывать сосредоточенность,

концентрацию внимания.

На карточках на доске.

Игры на минидосках 3x3; 4x4

Закреплять полученные знания. Воспитывать

умение вести игру по правилам. Учить

распределять внимание на все фигуры, на все поля.

Развивать самостоятельность мышления.

Головоломки:

Перехитри часового

Грозный ферзь

Хитрый слон

Ход коня

Запри в клетке

Учить рассуждать, искать путь решения,

доказывать правильность или ошибочность

решения.

Дай шах

Поставь мат в один ход

Двухходовки

Развивать логическое мышление, умение решать

задачи в уме, предвидеть, предполагать дальнейшее развитие игры.

Разбор этюдов,

Партий

Развитие мыслительной деятельности

Игры-поединки

Развитие самостоятельности мышления, творчества.


Групповые занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.   Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Цель:  ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить  рядом одинаковые фигуры;  вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание  играть  в них.

Дата

Игра.

Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры

На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

“Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

Индивидуальные занятия

Цель:  ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить  рядом одинаковые фигуры;  вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание  играть  в них.

Игра

Ф.И.ребёнка

Дата

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.  Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

“Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

“Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

“Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру


Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Сравнительная сила фигур»

Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска,  значки-смайлики.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин,  вы наверное часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины?
(ответы детей)
А мы с вами отправимся в не простой , обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом  магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков , они нам расскажут о ценности фигур. ( Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание)
Итак друзья , вы узнали о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».
Пешка стоит один смайлик.
Конь и слон три смайлика.
Ладья пять смайликов.
Ферзь девять смайликов.
Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить  мои задания, за каждый правильный ответ , вы получаете смайлик.

1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».

Шахматные загадки
1.     Один раз  погибает, а два раза  родится.  (Пешка)

2.     Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
           (Слон)

3.     Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
                                          (Конь)
5.  Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как  зовут,   не скажу.
                     (Ладья)
4.     Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
                                           (Король)
5.     Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и   вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
                                     (Ферзь)
6.     Не люди, не звери, не часы, а ходят?
                                      (шахматные фигуры)
7.     Какой король не умеет говорить?
                                     (шахматный)
8.     На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
2. Задание . Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ , вы получите один смайлик.)
1.     Как ходит пешка?  (только вперед)
2.     Как бьёт пешка?  (наискосок)
3.     Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  ( по краям)
6.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)
7.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  ( белопольные  и чернопольные)
8.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9.     Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём 

3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Закрепление:  А сейчас мы поиграем в игру «Огонь»,  при помощи этой игры мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают , сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность , каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».


Конспект развлечения "Шахматное королевство"

Цель:

ОБОРУДОВАНИЕ: декорация “Шахматное королевство”, большая шахматная доска, шахматные фигуры, “шапочки” для детей с изображением шахматных фигур.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение “Шашечного турнира”, определение победителей.

УЧАСТНИКИ ДОСУГА:

Ведущий
Королева
Король 
Старик Хоттабыч 
Шахматные фигуры – дети

ХОД ДОСУГА

ВЕДУЩИЙ: Сегодня, ребята, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.

Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.

ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.

СТ. ХОТ.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!

Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные воспитатели! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.

1-й РЕБЕНОК:

У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?

Папа мне сказал:- Сынок,

Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.

2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.

/ЩербаковГ./

Старик Хоттабыч: Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд.

Давайте познакомимся с шахматными фигурами.

ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.

КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.

КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.
Мы партии познаем соль
Когда найдем защиту слева.

КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин
Пешке помогать идет.
Ее грудью защищает
И в обиду не дает.

У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ, что в переводе значит “советник”. Я могу рассказать о всех фигурах шахматного королевства.

ВХОДИТ “ ПЕШКА”. СТАРИК ХОТТАБЫЧ РАССТАВЛЯЕТ ФИГУРЫ НА ДОСКЕ.

Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.

ВХОДИТ “ КОНЬ”.

Конь шахмат – вовсе и не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он.
И объявить желает мат.

ПОЯВЛЯЕТСЯ “ СЛОН”.

Лишь одноцветные поля 
Слона в походе привлекали. 
Он на чужого короля 
Нацелен по диагонали.

ВХОДИТ “ЛАДЬЯ”.

Её манёвр – сплошной кроссворд. 
Горизонтали, вертикали... 
Ладье по нраву – "тихий" ход, 
Но вот – удар, и враг в печали!

Старик Хоттабыч: Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Шахматы.

Старик Хоттабыч :Вот вам еще несколько загадок.

  1. На каких полях ничего не растет? (шахматных)
  2. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
  3. В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
  4. Какой формы шахматная доска? (квадратная)
  5. Закончите строку:

Скоро бой. И ждет войска
Деревянная (
доска).

  1. Раздался голос Короля

Найдите на доске (ферзя)

Молодцы!

Старик Хоттабыч: Шашки – игра тоже очень древняя, играют в нее тоже на шахматной доске, но по другим правилам и другими фигурами. Есть среди вас ребята, которые принимали участие в шашечном турнире. Мы хотим поздравить их, пожелать удачи в освоении более сложной игры, с фигурами которой мы познакомились, – шахмат.

НАГРАЖДЕНИЕ.

Старик Хоттабыч : Пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится шахматный турнир.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины – компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Вы сегодня очень много узнали, побывав в Королевстве Шахмат. Расскажите родителям о том, что вам понравилось, и попросите их научить вас играть в шахматы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительной платной услуги "Говорящий ручеек" - младший дошкольный возраст

Программа «Говорящий ручеек» содержит описание цели, задач и содержания работы по пяти образовательным областям, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с проблемами ...

Программа дополнительной платной услуги «Организация досуговых мероприятий для детей»

День рождения заслуженно считается одним из самых главных, веселых и ярких праздников в году!   День рождения отмечают в любом возрасте и всегда по-разному – всем хочется добавить изюминку ...