конспект НОД "Край в котором я живу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гусева Наталья Валерьевна

 Занятие для детей  старшего дошкольного возраста.На занятии ребята познакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси, которые являются коренным населением нашего края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

№5 «Гимназия», д/с «Солнышко»

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности

 «Край, в котором я живу»

Подготовила :

воспитатель Гусева Н.В.

г.Мегион

Цель: формирование познавательных интересов.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с жизнью и бытом народов ханты, сибирскими ягодами и народным промыслом - бисероплетением.
  • Способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

Развивающие:

  • Учить детей восхищаться народным творчеством.
  • Развивать умение детей различать орнаменты.
  • Расширять  знания детей о стране и родном городе, народных промыслах коренного населения.
  • Расширять знания детей о животном и растительном мире родного края.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к коренному населению, их бытом.
  • Воспитывать чувство гордости за родной край.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «У оленя дом большой», беседа о народах ханты - их традициях, рассматривание альбомов о родном крае, чтение сказок.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: кукла хантыйка, загадки и картинки про северные ягоды.

Раздаточный: дидактическая игра «Сложи орнамент».

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - чум, ханты. Ввести в словарь детей название промысла народа ханты –бисероплетение.

Методы и приёмы:

Игровой: психогимнастика,  физминутка «У оленя дом большой».

Словесный: чтение письма, отгадывание загадки об олене, отгадывание  загадок о северных ягодах.

Наглядный: показ презентации «Жизнь и быт народов ханты», рассматривание поделок.

Практический: работа с пазлами.

Содержание НОД:

I часть.

Психогимнастика:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живём в родном краю.

Всех я вас приветствую.

- Как называется наша Родина?

- В каком городе мы с вами живём?

- В каком округе мы с вами живём?

- Когда я сегодня утром шла в детский сад, мне старичок передал письмо. Давайте это письмо прочтём- «Дорогие ребята! Скоро наш округ будет отмечать свой День рождения. Ему исполнится 86 лет». Много это или мало мы узнаем из нашего путешествия.

- А вы любите путешествовать?

- Куда можно совершить путешествие?

- На чём можно путешествовать?

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. На чём мы будем путешествовать, мы узнаем, если отгадаем загадку

Стройный быстрый,

Рога ветвисты,

Скачет по лесу весь день

Называется …

Дети: Олень.

- Правильно, это северное животное – олень.

IIчасть.

- Тогда отправляемся в путешествие.

- Мы с вами подъезжаем к первому чуму, нас встречает хантыйка. Она расскажет нам о жизни и быте коренного населения.

         Показ презентации «Жизнь и быт народов ханты».

- А сейчас едем ко 2 чуму и поём песню «Мы едем, едем, едем в далёкие края».

      Дети имитируют поезду и поют песню.

- Мы с вами подъезжаем к следующему чуму, нас встречает детвора.

Они предлагают отгадать загадки о северных ягодах. Слушайте внимательно:

  • Как вы думаете, почему голубика так названа?
  • Как вы думаете, из какой ягоды готовят брусничный сок?
  • Как вы думаете, какая ягода растёт на болоте?
  • Как вы думаете, какого цвета черника?

- Молодцы, хорошо знаете ягоды. Наш олень устал и хочет немного отдохнуть.

Физминутка «У оленя дом большой».

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

- Наш олень готов бежать дальше. Мы с вами подъезжаем к чуму бабушки Аннэ.

- Какая одежда на ней одета?

- У нашей бабушки верхняя одежда – платье, которое расшито хантыйским орнаментом. Девочек с ранних лет приучают к рукоделию, и они начинают плести бисером, или вышивать по сукну. Бисер – это мелкие бусинки. Посмотрите, сколько поделок.

       Показ выставки.

- Давайте посмотрим, какие из этих поделок сплетены из бисера, а какие – вышиты?

        Дети рассматривают поделки.

- Вот сколько орнаментов! У народа ханты раньше письменности не было. Не было и ни каких документов. Вот у вас у всех есть свидетельства о рождении, у ваших мам и пап – паспорта. А народ – ханты придумал для себя другой вид документов – орнамент. По этому рисунку можно было определить: из какого рода этот человек, чем он занимается – охотой, рыболовством или оленеводством. Кроме этого, посмотрев на орнамент, можно было сказать, женат человек, или нет, сколько у него детей и многое другое.

- Давайте попробуем собрать такие орнаменты.  

        Работа с пазлами.

- Какие красивые орнаменты у вас получились!

III часть.

- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше увлекательное путешествие?

- На чём мы путешествовали?

- Что новое вы узнали?

- Назовите коренное население нашего края?

- На следующих занятиях мы с вами поговорим о растительном и животном мире нашего Севера. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект "Город, в котором я живу"

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста направленный на создание условий для закрепления знаний  детей об истории образования города Бийска и его достопримечательностях....

Конспект "Город, в котором я живу"

Создать условия для формирования у детей понятия о малой Родине....

Конспект «ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»

Развивать интерес к окружающим людям и их культурным традициям, желание познать людей и делать добрые дела....

КОНСПЕКТ ДОМ В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Конспект по развитию речи на тему "Мой дом"...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...