Cценарный план совместного праздника ко Дню Единства народов "Венок дружбы"
методическая разработка (старшая группа)

Маюшкина Анастасия Николаевна

Cценарный план совместного праздника ко Дню Единства народов для детей среднего дошкольного возраста и родителей "Венок дружбы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venok_druzhby.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Венок дружбы

Содержание:

Вводная часть:

  • Совместный вход детей, родителей и педагогов в музыкальный зал, выстраивание в хоровод;
  • Совместное исполнение песни «Родина моя» (слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова);

Основная часть - презентация семьями родного края:

  • Чтение стихотворений детьми о родном крае на русском языке;
  • Рассказ воспитателей о культурных традициях представленных народностей;
  • Совместное исполнение семьями национальных художественных номеров, презентация национальных блюд;

Заключительная часть:

  • Песенный флешмоб «Большой хоровод» (слова Л. Жигалкиной, А. Хайта, музыка Б. Савельева);
  • Совместная заключительная игра «Карусель»;
  • Общее чаепитие;
  • Рефлексия в кругу (обмен участниками праздника мнениями, пожеланиями).

Зал условно поделен на четыре зоны (по углам зала), каждая из которых оформлена предметами национального быта (подробно описано далее по тексту).  Каждая зона отражает определенную национальность (русские, чуваши, мордва, татары).Рядом с национальным оформлением (каждой зоны) стоит стол для проведения мастер-классов. Вдоль стены с правой стороны стоит накрытый стол для дегустации национальных блюд. Участники праздника (дети, родители, педагоги) заходят в музыкальный зал под музыку песни «Шире круг» (слова В. Викторова, музыка Д. Львова) и в центре зала встают в хоровод.

Ведущая:

Поволжский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Холмы, леса и горы.

Народы, как одна семья,

Хотя язык их разный,

Но дружбой мы своей сильны,

И мы живем прекрасно.

Ведущая: Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Все они гостеприимные, трудолюбивые люди. Сегодня среди нас есть представители разных национальностей и всех мы приглашаем на праздник «Венок дружбы».

Все вместе исполняют песню «Родина моя» (слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова).

Ведущая: Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть своя культура – народные песни, музыка и танцы. И сейчас мы отправимся в гости к русскому народу.

Все участники обращают свое внимание на зону, оформленную в русском народном стиле. На столе стоят предметы домашнего обихода: кухонная утварь (поднос, расписной под гжель, на нем самовар, ложки расписные, рядом на столе кукла в национальном костюме, на заднем плане русские народные платки). Выходит ребенок в русском народном костюме.

1-й ребенок (в русском костюме):

У моей России очи голубые,

Очи голубые, русая коса.

На лесных озерах, на степных просторах

Поднялась Россия – дивная краса.

Выходит воспитатель в русском народном костюме и представляет культуру русского народа

 Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Русский народ – основное население Российской Федерации. Как и у любого народа, культура русских отражается в народных промыслах, одежде, национальной кухне. Сегодня мы хотим показать вам женский народный костюм, основной частью которого являлся сарафан, украшенный  вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.  Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб. А сегодня мы хотим угостить всех традиционными русскими блинами, которые символизируют солнце и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX—X вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным еще по сырой глине крестом, знаком солнца. Русские блины готовятся на дрожжевом тесте и часто завариваются в воде или молоке (заварные блины) перед выпечкой в традиционной русской печи. Для их приготовления часто используется гречневая мука. По сей день пекут это блюдо на Масленичную неделю (Родитель ставит блины на общий стол для чаепития).

Воспитатель: А сейчас приглашаем всех в русский народный хоровод. 

Все дети, родители и педагоги становятся в общий хоровод, в центре которого стоит береза. Музыкальный руководитель запевает русскую народную песню «Во поле береза стояла», все подхватывают и исполняют.

Воспитатель:

Эй, матрешки, выходите,

Песню русскую заводите.

Выходят дети средней группы в русских костюмах и исполняют песню-танец «Матрешки».

Воспитатель : А сейчас беремся за руки, поиграем в русскую народную игру «Тетера».

Проводится игра для детей, родителей и педагогов «Тетера». Двое взрослых берутся за руки, образуя  воротики, остальные с детьми «змейкой» проходят через ворота, пропевая потешку.

Тетера шла, моховая шла,

По ельничку, по березничку.

«Открывайте-ка ворота,

Проходи, кому охота!»

Сама прошла. Всех детей провела,

(Скороговоркой) А самого маленького оставила!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного или нескольких детей. Теперь они встают в воротики, и игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в воротиках.

Ведущая: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. А какие богатые традиции у этого народа!

Ребенок в чувашском костюме, с гордостью:

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя, и язык твой — сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, —

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе.

Воспитатель Чувашский народ делится на три этнографические группы: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха, вышитая узорами. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий.

Девушки носили нарядные округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с вышитиыми концами.  а на праздники надевали нарядный головной убор хушпу. Нарядный чувашский костюм украшали монетами, бисером, бусами, кораллами и раковинами каури.

В национальной кухне чувашского народа преобладают зерновые культуры и мясо птицы и скота, овощи: тыква, репа, морковка, белокочанная капуста, лук и картофель. В мясных блюдах, которые раньше готовили только по праздникам, преобладает баранина. Однако во многих рецептах чувашской национальной кухни можно встретить и мясо курицы и другой птицы, свинину, говядину и даже конину.

Особое место среди блюд чувашской кухни занимает «Шарттан» - Колбасное изделие, приготовленное из запеченного овечьего желудка, начиненного бараньим мясом и чесноком. Приготовление ее трудоемкое и требует немало времени. Шартан посылали во время Великой Отечественной войны на фронт солдатам. Предлагаем отведать всем гостям наше национальное блюдо (шарттан подется на широм блюде, разрезанный порционно со спажками, воспитатель ставит его на дегустационной стол)

Воспитатель: Праздники у чувашей проходят весело и задорно. Мы предлагаем вам поиграть в чувашскую народную игру «Телерам».

Воспитатель: Наш народ весело и задороно проводит праздники, много поет и танцует. Приглашаем на веселый перепляс «Линка-линка».

Ведущая:  Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия.

 Ребенок (в мордовском костюме):

Мордовия – моя родная,

Горжусь тобой, люблю тебя.

И край Мордовский прославляю,

Всё это – Родина моя!

Родитель  в мордовском костюм): Здоровьте, шумбра елгат! Здравствуйте, гости дороги!

Да, наш народ - мордва по численности не так велик, но он имеет богатейшую и бесценную культуру и традиции своего народа. Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства, но и умение надевать и носить костюм. В костюмах мордвы есть и общие черты с другими народностями: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

В Мордовии много рыбы, которая пользуется большой популярностью, её едят в разных видах - сырой, мороженую, сушеную, соленую, вареную и даже кислую, то есть квашеную.. Но особой популярностью пользуются пшенные блины, рецепт передают из поколения в поколение. Пшенные блинчики с любой начинкой станут отличным украшением стола и порадуют всю семью. Сегодня мы вас тоже хотим порадовать этими удивительными блинами (блюдо представляется на расшитом полотенце в широкой тарелке, ставят на общий стол)

Родитель: Предлагаем вам поиграть в народную мордовскую игру «Раю-раю».

В игре участвуют дети, родители, педагоги.

Родитель: Мы дарим вам песню про красную девицу, которая любуется луговыми цветами и красотой природы.

Музыкальный руководитель вместе с родителем исполняют мордовскую народную песню «На лугу березонька».

1. Легунясо келуня, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь келуня,

Вишка кума-кумадерь келуня.

2. Келунть лангсо скамия, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь скамия,

Вишка кума-кумадерь скамия.

3. Скамьянть лангсо од тейтерь, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь од тейтерь,

Вишка кума-кумадерь од тейтерь.

Ведущая: А сейчас предлагаю всем отправится в гости в Татарию и узнать о их культуре.

Ребенок (в татарском костюме):

Татарстан, трудись и пой,

В работе, в песне я с тобой.

Чтоб сады твои цвели,

Чтоб била нефть из-под земли.

Воспитатель Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Татары очень трудолюбивый и веселый народ, у них очень много ярких праздников, среди которых наиболее значимые Праздник  сабантуй, который отмечался весной пред посевом, куран байрам. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью мужского костюма является тюбетейка. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. В татарских семьях  рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. В качестве угощения предлагаем всем отведать национальный чак-чак. Это блюдо присутствует на всех праздничных столах (Блюдо представляют цельно и в разрезанном виде, ставит блюдо на общий стол).  

Музыкальный руководитель исполняет татарскую песню «Аерылмагыз».

Воспитатель: Предлагаем, вам ребята, поиграть в татарскую народную игру «Юрта».

Взрослые образуют круг, внутри которого на полу раскладываются четыре обруча, в центре каждого стоит стул, на котором лежит платок  с национальным узором, дети гуляют внутри круга, а взрослые поют:

Взрослые:

Развеселые ребята

Соберитесь все в кружок.

Поиграйте, попляшите

И помчитесь на лужок!

По окончанию музыки дети бегут в обруч и встают по четыре человека, натягивая платок над головой в виде шатра, получается «Юрта», выигрывают те, кто быстрее построил «Юрту».

Ведущая: А теперь мы приглашаем каждого прикоснуться к культуре этих народов и принять участие в мастер-классах. Все дети, родители, педагоги расходятся по желанию к столам, подготовленным к мастер-классам.

Ведущая:

Ленты в руки все берите

Хоровод вы заводите.

Предлагаю всем прокатиться на карусели дружбы.

Проводится совместная игра «карусель»

Давайте встанем вместе в хоровод

Нас снова песня за собой зовет!

Исполняется песня «Большой хоровод» (слова Л. Жигалкиной, А. Хайта, музыка Б. Савельева)

На нашем празднике царило веселье,

А теперь всех ждет угощенье!

Просим отведать всех гостей национальные блюда.

Проводится чаепитие (шведский стол)

Во время чаепития ведущая раздает всем участникам небольшие смайлики, но без изображения лица. Ближе к концу чаепития обращает внимание гостей на изображение глобуса на доске и приглашает всех встать в хоровод.

Ведущая (обращает внимание всех участников)

У каждого из вас изображения лиц мальчиков и девочек, но у них нет лиц. Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение и давайте повесим свой смайлик вокруг нашей планеты. (Дети и взрослые изображают коллаж. Во время этой работы звучит песня о дружбе).

Все встают в круг. По кругу:

Ведущая: И напоследок я предлагаю взяться всем за руки, и может быть кто-нибудь выскажет свои пожелания всем присутствующим, выскажет свои впечатления о сегодняшнем событии. (гости по желанию высказываются) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню единства России "Хоровод дружбы"

Формирование у воспитанников детского сада разных национальностей и вероисповедания понятия «Мы - Россияне» - единый дружный многонациональный народ нашей общ...

Викторина «Хоровод дружбы народов», посвященный к празднику «День народного единства» для детей подготовительной группы

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о России, активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины;Ра...

Совместная с родителями образовательная досуговая деятельность «Венок дружбы»

Совместная с родителями образовательная досуговая деятельность  «Венок дружбы»...

Сценарий физкультурного досуга к празднику День народного единства «В поисках дружбы»

Цель: Познакомить детей с культурными ценностями народов России через подвижные игры. Задачи:Формировать потребность в здоровом образе жизни.Развивать физические качества: ловкость, быстроту, вын...

Викторина «Хоровод дружбы народов», посвященный к празднику «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста

Викторина«Хоровод дружбы народов»,посвященный к празднику «День народного единства»для детей  старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД во второй младшей группе посвященный празднику –ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Аппликация "Дерево дружбы"

Цели и задачи:- познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширятьпредставление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.- развивать любознательность, у...

Развлечение в старшей группе « Дружба народов», посвященный к празднику «День народного единства»

Развлечение ориентировано для детей старшей группы, оно поможет познакомить детей с народами проживающими в России....