"Народные игры Воронежской губернии"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шульгина Лилия Алексеевна

Подборка народных игр Воронежской губернии для детей.  Народные игры имеют вековую историю, они сохранились до наших дней со времён глубокой старины. Эти игры передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, смекалку, быстроту; прививают детям честность, справедливость и достоинство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_voronezhskoy_gubernii.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95» г. Воронежа

Народные игры Воронежской губернии

                                                                                           Шульгина Лилия Алексеевна

                                                                                            Воспитатель, 1 КК

«Бабка-Ёжка»

Дети берутся за руки и образуют круг, выбирают «Бабку-Ёжку», она становится на середину круга. Дети идут по кругу, постепенно убыстряя ход, слова игры они также произносят быстрее. «Бабка-Ёжка» движется по кругу в противоположном направлении.

Бабка-Ёжка –

Костяная ножка,

С печки упала –

Ножку сломала.

Пошла на улицу –

Раздавила курицу,

Пошла на базар –

Раздавила самовар!

Пошла на лужайку –

Испугала зайку,

А на той лужайке

Ты нас догоняй-ка!

Дети разбегаются в разные стороны, Бабка-Ёжка их ловит. Пойманный становится водящим.

«Воробушек».

Дети становятся в круг, машут руками, как крыльями, и прыгают, как воробьи. Главный воробей лежит на середине круга, изображая больного. Дети произносят слова:

Воробышек занемог,

Он и прыгать не смог,

Крылышки дрожали.

Ты, наш бедный воробей,

Поправляйся поскорей!

Дети разбегаются, изображая воробышков и произнося «чив-чив». Главный воробей их догоняет. Пойманный становится водящим.

«Сиди, сиди, Яша»

Дети становятся в круг и берутся за руки. В центре круга с завязанными глазами сидит «Яша». Дети движутся в хороводе и произносят слова:

Сиди, сиди, Яша!

Ты – забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Свои руки положи,

Имя правильно скажи!

Водящий – «Яша», должен с завязанными глазами на ощупь узнать ребёнка. Узнанный становится следующим «Яшей».

«Дед Ермак»

Дети образуют круг, берутся за руки и идут в левую сторону. В центре круга стоит дед Ермак. Дети говорят слова:

Трах-тах-тарарах,

Растёт мак на горах!

Мак – маковочек,

Золотой квиточек.

Встаньте все в ряд,

Спросите про мак!

На последней строчке ребята останавливаются и спрашивают:

- Дед Ермак, сеял мак?

- Сеял.

- Дед Ермак, ты полол мак?

- Полол.

- Дед Ермак, цветёт мак?

- Цветёт!

- Дед Ермак, пора трясти мак?

- Пора!

Дети подходят к деду и начинают его тихонько трясти, приговаривая:

- Тряси мак, тряси мак!

Дети разбегаются, дед их ловит. Пойманный становится в центр круга, игра повторяется.

«Мушки делали галушки»

Один ребёнок становится в круг, остальные берутся за руки и идут по кругу со словами:

Мушки делают галушки,

Комары пекут ватрушки,

Петушок дворок метёт,

В сенях курочка прядёт.

Колет гусь большой чурбак…

Тот, кто стоит в кругу:

- А я делаю вот так (показывает какую-нибудь фигуру), а все дети повторяют, стараясь выполнить так же.

«Еду, еду к бабе, к деду!»

Дети становятся в круг, делают вид, что берут в руки вожжи и показывают, как можно скакать на лошади. При этом дети произносят слова:

Еду, еду к бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке – на одной ножке,

В старом лопаточке – по рытвинам.

По кочкам всё прямо-прямо,

А потом вдруг в яму – бух!

- Раз, два, три – полетели комары! (говорит воспитатель), и дети разбегаются.

«Из-за леса, из-за гор»

Дети по кругу тихонечко скачут с ножки на ножку, приговаривая:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор!

Сам на лошадке,

Жена на корове,

Дети на телятах,

Внуки на козлятах.

Едут и смеются, пряники жуют!

«Репка»

Дети стоят в кругу и говорят: «Посадил дед репку».

Мальчик подходит к любой девочке и выводит её на середину круга. Она присаживается на корточки. Дети идут по кругу со словами:

Расти, расти, репка!

Любим тебя крепко.

Девочка постепенно приподнимается и произносит:

Репка я  - сладкая,

Выросла на грядке я.

Дети показывают, что хотят выдернуть репку:

Тянем-потянем, (повторяют три раза)

Вытянуть не можем!

Девочка-репка становится в общий круг, все берутся за руки, идут по кругу и говорят:

Хоть большая репка,

И сидела крепко,

Но работали мы дружно,

А лентяев нам не нужно!

Эти слова повторяются дважды.

«Мороз»

Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего – «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение:

Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!

Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие поют слова:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Когда скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Фанты разные. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих.

«Перепёлочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга – перепёлочка. На слова народной песни:

 

«Ой, у перепёлочки да головка болит»

все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища.

На припев: «Тут была, тут была перепёлочка,

Тут была, тут была сизокрылая» -

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка – вправо. На последнее слово все останавливаются.

На слова: «Ой, у перепёлочки да коленки болят» -

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

«Ой, у перепёлочки крылья не болят», -

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Использованная литература:

 

1. Игры детей мира: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 176 с.: ил.

 2. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-н/Д.: Кн. Изд-во, 1979. – 176 с.: ил.

 3Якуб С. Вспомним забытые игры: научно-худ. изд. – М.: Дет. Лит., 1988. – 159 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Народный костюм Воронежской Губернии.

Тематический   план работы. Проект «Народный костюм Воронежской губернии»         Октябрь 2015г. 08.10.Народные традиции и культура Р...

Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии".

Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....

Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии"

Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....

Статья. Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии.

Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии....

Презентация "Народный костюм Воронежской губернии XIX-XX века"

Материал о истории нашего Воронежского  края, наших истоков....

Презентация «Народны костюм Воронежской губернии XIX-XX века»

Сохранение традиций и обычаев Воронежского края....

Народный костюм Воронежской губернии ( информация для воспитателей и педагогов)

Интерес к народному костюму в последние годы заметно вырос. За небывалым интересом к одежде прошлого видится щемящая тоска по исчезнувшей родине, навсегда канувшей в небытие губернии, где жили н...