Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ
презентация

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка».

Задачи:

•приобщать воспитанников к традициям родного города и края через связь поколений;
•углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии;
•воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Слайд 2

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениям и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени (этнопсихологический словарь ). Для сохранения национального самосознания, духовно-нравственной культуры важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои и традиции, которыми обладают люди старшего поколения.

Слайд 4

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка». З адачи : приобщать воспитанников к традициям родного города и края через связь поколений; углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии; воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.

Слайд 5

Участники творческих вечеров «Встреча поколений» - дошкольники 4-7 лет, педагоги, родители, Народный хор ветеранов «Калинушка». Периодичность - 3 раза в год Тематика 10 сентября – «День рождения детского сада»; 27 сентября – «День Енисея»; 7 декабря – «Мое Красноярье» (день рождения Красноярского края ); 21 февраля – «Лесосибирск родной - город молодой» (день рождения г. Лесосибирска); 9 мая – «Никто не забыт – ничто не забыто ».

Слайд 6

Этапы творческих встреч «Вечера поколений» 1. Планирование и координация работы по подготовке и проведению творческих вечеров, осуществление контроля за выполнением. 2. Разработка сценария. 3. Определение сроков проведения, размещения участников. 4. В ходе подготовки: - погружение детей в идею проведения творческих встреч через создание проблемной или сюжетной ситуации, создающей интерес, мотивацию детей к участию; - побуждение детей к получению информации о тематике творческих вечеров через чтение художественной литературы, изучение информации в мини-музее ДОУ, организацию детской продуктивной деятельности; - в ходе бесед и обсуждении педагоги предоставляют возможность детям самим определить содержание своей деятельности, выбрать партнера и договориться о совместной деятельности.

Слайд 7

5. Привлечение родителей к реализации творческих вечеров. 6. Организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала, подбор и изготовление, реквизита и костюмов, подготовка к выставке). 7. Привлечение спонсоров. 8. Проведение творческого вечера «Встреча поколений». 9. Рефлексия.

Слайд 8

Содержание встреч включает: 1. Песенный репертуар в исполнении Народного хора ветеранов «Калинушка»: патриотические песни, русские народные, лирические произведения, песни военных лет, о России, Сибири и родном крае. 2. Песенный репертуар в исполнении дошкольников (советских и современных композиторов о красоте России, Великой Победе). 3. Чтение детьми стихотворений авторов Красноярского края и города Лесосибирска.

Слайд 9

4. Показ мини-сценок, слайдовых презентаций, связанных с историей города и края. 5. Исполнение танцевальных композиций разных народов (русских, украинцев, таджиков, татар). 6. Творческие выставки (рисунки, поделки, изделия декоративно-прикладного творчества, макеты, плакаты и др.). 7. Беседы за круглым столом.

Слайд 10

Отслеживание результатов творческих вечеров «Встреча поколений» осуществляется через: изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме; анкетирование , собеседование, анализ отчетов педагогов; интервьюирование , опросы, отзывы родителей и приглашенных гостей в альбоме; выявление представлений у детей об особенностях своего города, края и отношения к нему: наличие у ребенка интереса к окружающему миру; анализ детской деятельности (творческие работы, рассказы о городе); наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющееся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах); характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру; участие в доступном общественно - полезном труде, социально-значимых событиях семьи, детского сада, города.

Слайд 11

Показатели эффективности Участники Количественный результат Качественный результат Дети - участие 100% детей ДОУ в мероприятиях «Встреча поколений». - у детей расширились представления о природном и социальном мире города Лесосибирска и Красноярского края; - дети проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Лесосибирска , края; - воспитанники проявляют инициативу в социально - значимых делах: участвуют в социальных и экологических акциях; праздничных событиях, традиционных для семьи, города, страны; - отражают свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: играх, театральных постановках, оформлении выставок и др.; - проявляют интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города. Педагоги - реализация запланированных мероприятий; -100% педагогов по краеведению систематически включают разные формы: экскурсии, диалоги-размышления, минутки-наблюдений, открытие интересных фактов, фантазирование и др. - повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - зарождение новых традиций в ДОУ через культурно-досуговые мероприятия по передаче опыта культурных ценностей от старшего поколения к младшему; - накопление методического и практического материала по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках реализации регионального компонента ООП ДО.

Слайд 12

Показатели эффективности Участники Количественный результат Качественный результат Родители - включенность родителей в деятельность ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициях города, возрождения и сохранения традиций в семье (60%); - 70% считают важным и необходимым знакомить детей с родным городом, его историей, к ультурой; - 50% посещают концерты, выставки, музей; - 60% участвуют в проектах, акциях, мероприятиях города; - 80% удовлетворены работой ДОУ по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. - сохранение и возрождение национальной культуры (результат качества выполнения можно определить путем анкетирования родителей, участия в совместных мероприятиях) Социум - привлечение к деятельности других ДОУ, библиотеки, музея, музыкальной школы. - расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными структурами; - повышение имиджа ДОУ среди населения города.

Слайд 13

Значимость результатов д анную форму работы с привлечением творческих коллективов можно использовать на любой территории; н е утрачивается связь поколений; п опуляризация и сохранение народной культуры; в оспитание толерантности; в озможность расширения субъектов взаимодействия со стороны старшего поколения (клубы, народные хоры, объединения).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ

(представление опыта работы на  окружном семинаре-совещание «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов»)

Старший воспитатель  

Петрова Ольга Васильевна

г. Лесосибирск 2018

Воспитание патриотизма, духовно - нравственно развития дошкольников приобретает большое общественное значение, становится задачей государственной важности. Любовь к Родине – самое глубокое и сильное чувство – это и любовь к местам, где родился, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание делать добро. Наш Красноярский край неповторим, у него богатейшая природа, своя уникальная история, и об этом необходимо знать будущему поколению. Воспитание любви к родному краю невозможно без приобщения к их культурным традициям.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениям и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени (этнопсихологический словарь).

Поколение современных родителей больше опирается на советы интернет - ресурсов и недостаточно использует в воспитании творческий опыт народа. В семье практически не звучат народные, патриотические песни, поэтическое слово, возможно, вследствие того, что сами были лишены ценностей народной культуры. В разрыве связей поколений, традиций между старшими и младшими утрачивается огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений.

Для сохранения национального самосознания, духовно-нравственной культуры важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои и традиции, которыми обладают люди старшего поколения. Не в каждой семье есть возможность общения детей с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, с которых начинается приобщение  ребенка к истории семьи, города, страны.

Поэтому возникла необходимость создать пространство, создающее условия, которые помогут детям взаимодействовать с пожилыми людьми для передачи одними и принятия другими культурных ценностей прошлого и настоящего.

Таким пространством являются творческие вечера  «Встреча поколений» с участием  Народного хора ветеранов «Калинушка», которые традиционно на   протяжении пяти лет организуются в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка».

Особенностью творческих вечеров является то, что в процессе взаимодействия поколений происходит знакомство с обычаями и культурными традициями Красноярского края, г. Лесосибисрка. Богатство и разнообразие репертуара помогает увидеть красоту  природы, находить прекрасное в народном творчестве, формировать толерантное отношение к людям других национальностей нашего региона.

Цель проведения – создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка».

В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи:

  • приобщать воспитанников к традициям родного города и края через связь поколений;
  • углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии;
  • воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей, через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.

Участниками творческих вечеров «Встреча поколений» являются дошкольники 4-7 лет, педагоги, родители, Народный хор ветеранов «Калинушка».

Творческие вечера «Встреча поколений» одна из форм, которая осуществляются в рамках реализуемой в ДОУ программы по краеведению «Лесосибирск мой город родной» в основе которой, деятельность строится на основе внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения между воспитателями и воспитанниками, между взрослыми и детьми.

Периодичность - 3 раза в год, традиционно посвящается важным событиям в жизни дошкольного учреждения, города, края, страны.

Тематика:

10 сентября – «День рождения детского сада»;

27 сентября – «День Енисея»;

7 декабря – «Мое Красноярье» (день рождения Красноярского края)

21 февраля – «Лесосибирск родной - город молодой» (день рождения г. Лесосибирска);

9 мая – «Никто не забыт – ничто не забыто» (посвящается Великой Отечественной войне).

Символом данных встреч является персонаж «Город Лесосибирск», модель костюма которого была спроектирована совместно с детьми старшего дошкольного возраста. Герой  является либо ведущим, либо гостем встреч.  

Творческие вечера «Встреча поколений» имеют свои особенности - это ориентация педагогов на познание потребностей, интересов дошкольников, совместная деятельность, подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех участников.

Каждая творческая встреча до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:

1. Планирование и координация работы по подготовке и проведению творческих вечеров, осуществление контроля за выполнением.

2. Творческая разработка сценария педагогами МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» (центральное звено сценария отводится репертуару Народного хора ветеранов «Калинушка»). С целью сохранения атмосферы заинтересованности  у участников, весь сценарий тематических встреч репетируется отдельными мини блоками.

3. Определение сроков проведения, размещения участников.

4. В ходе подготовки:

- идет погружение детей в идею проведения творческих встреч через создание проблемной или сюжетной ситуации, создающей интерес, мотивацию  детей к участию;

- побуждение детей к получению информации о тематике творческих вечеров (Что дети знают о приближающемся празднике, событии?) через чтение художественной литературы, изучение информации в мини-музее ДОУ, организацию детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и с родителями;

- в ходе бесед и обсуждении: педагоги предоставляют возможность детям самим определить содержание своей деятельности, выбрать партнера и договориться о совместной деятельности (участие в инсценировке, танце, чтение стихов, сольное или групповое исполнение, подготовка пригласительных, афиши, участие в создании творческой выставки, изготовление подарков, встреча гостей).

5. Привлечение родителей к реализации творческих вечеров.

6. Организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала, подбор и изготовление реквизита и костюмов, подготовка к выставке).

7. Привлечение спонсоров.

8. Проведение творческого вечера «Встреча поколений».

9. Рефлексия, традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями. Гости оставляют свои отзывы в альбоме, созданном совместно с дошкольниками, каждая страничка оформлена рисунками детей, отражающих тематику родного города и детского сада, который хранится в мини-музее МБДОУ «Сын Енисея, Сын Сибири – Лесосибирск наш молодой».

Содержание встреч включает:

1. Песенный репертуар в исполнении Народного хора ветеранов «Калинушка»: патриотические песни, русские народные, лирические произведения, песни военных лет, о России, Сибири  и родном крае Лесосибирских и Красноярских композиторов.

Благодаря хоровой самодеятельности, в исполнении Городского хора ветеранов «Калинушка», дошкольники знакомятся с традиционными народными песнями, наследием песенного творчества композиторов разных поколений. Через знакомство с произведениями дети имеют возможность познать богатство национальной культуры, красоту родной природы, своеобразие родного языка,  почерпнуть сведения о подвигах народа, великих событиях истории.

Хоровая самодеятельность помогает воспитывать грамотных слушателей музыки, развивает вкус, играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль хоровая самодеятельность играет у нас в городе, где отсутствуют профессиональные коллективы. Самодеятельные хоры, в этом случае, являются  одними из важных носителей музыкально – песенной культуры и реализуют важные культурно – просветительские задачи.

            Несмотря на солидный возраст участников хора и взрослый репертуар, звучание произведений в исполнении хора «Калинушка» отличаются мягким, задушевным характером. Спокойные, напевные песни доступны для детского восприятия, выступления участников хора неизменно покоряют сердца зрителей молодостью души, задором и оптимизмом.

Участники хора, это люди старшего поколения, которые пережили военное время, один из них жил в блокадном Ленинграде. Из их рассказов дети узнают историю страны, все тяжести военного времени, что способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к старшему поколению.

Воспитанники являются активными участниками данных творческих встреч. Дети совместно с воспитателями и родителями готовятся к встрече гостей: разучивают песни, стихи, сценки, танцы, готовят подарки, сувениры, открытки и др.

2. Песенный репертуар в исполнении дошкольников включает песни советских и современных композиторов о красоте России, Великой Победе. Одним из авторов детского репертуара песни «Лесосибирск» является музыкальный руководитель нашего дошкольного учреждения О.В. Шлыкова.  

3. Чтение детьми стихотворений авторов Красноярского края и города Лесосибирска: Л.В. Рычковой «Антошкины книжки», «Сказки бабушки Любы», «Я уже большой»; Л. Шипицына «Пять книг стихов о Сибири»; Ю.Я. Варыгина «стихи о войне» и пр.

4. Показ мини-сценок, слайдовых презентаций, связанных с историей города и края: «Рабочие поселка города Лесосибисрка», «Мой папа строитель», «Поздравления на разных языках», «Путешествия по легендам народов севера», слайд-фильм «Легенда о «Енисее и Ангаре» и др.

5. Исполнение танцевальных композиций разных народов (русских, украинцев, таджиков, татар). Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, подготовка к народным танцам происходит с помощью родителей, которые участвуют в пошиве национальных костюмов, разучивании элементов танцев.

6. Творческие выставки, в зависимости от тематики встречи, содержат различные экспозиции (фотографии, рисунки, поделки, изделия декоративно-прикладного творчества, макеты, плакаты и др.). Выставки занимают особое место, так как являются эффективным инструментом пропаганды воспитания любви к малой Родине. Участие в них позволяет дошкольникам, педагогам, родителям (законным представителям) продемонстрировать результаты своего творчества, обменяться личным опытом, рассказать об уникальных местах нашего региона, семейных традициях.

В качестве гостей творческих вечеров «Встреча поколений» приглашаются родители, выпускники, воспитанники и  педагоги дошкольных и  других образовательных учреждений нашего микрорайона. В неформальной обстановке после творческой встречи дошкольники и участники хора ветеранов общаются за круглым столом, пьют чай с пирогами.

Отслеживание результатов творческих вечеров «Встреча поколений» осуществляется через:

  • изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме:

- анкетирование, собеседование, анализ отчетов педагогов;

- интервьюирование, опросы, отзывы родителей и приглашенных гостей в альбоме;

  • выявление представлений у детей об особенностях своего города, края и отношения  к нему:

- наличие у  ребенка интереса к окружающему миру;

- анализ детской деятельности (творческие работы, рассказы о городе);

- наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющееся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);

- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру;

- участие в доступном общественно полезном труде, социально-значимых событиях семьи, детского сада, города.

Показатели эффективности творческих вечеров «Встреча поколений».

Участники

Количественный результат

Качественный результат

Дети

- участие 100% детей ДОУ в мероприятиях «Встреча поколений».

- у детей расширились представления о природном и социальном мире города Лесосибирска и Красноярского края;

- дети проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Лесосибирска, края;

- воспитанники проявляют инициативу в социально -  значимых делах: участвуют в социальных и экологических акциях; праздничных событиях, традиционных для семьи, города, страны;

- отражают свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности:  играх, театральных постановках, оформлении выставок и др.;

- проявляют интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города.

Педагоги

- реализация запланированных мероприятий;

-100% педагогов по краеведению систематически включают разные формы: экскурсии, диалоги-размышления, минутки-наблюдений, открытие интересных фактов, фантазирование и др.

- повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- зарождение новых традиций в ДОУ через культурно-досуговые мероприятия по передаче опыта культурных ценностей  от старшего поколения к младшему;

- накопление методического и практического материала по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках реализации регионального компонента ООП ДО.

- включенность родителей в деятельность ДОУ по вопросам приобщения детей к  культурным традициях города, возрождения  и сохранения традиций в семье (60%);

- 70% считают важным и необходимым знакомить детей с родным городом, его историей, культурой;

- 50% посещают концерты, выставки, музей;

- 60% участвуют в проектах, акциях, мероприятиях города;

- 80% удовлетворены работой ДОУ по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

- сохранение и возрождение национальной культуры

 (результат качества выполнения можно определить путем анкетирования родителей, участия в совместных мероприятиях).

- привлечение к деятельности других ДОУ, библиотеки, музея, музыкальной школы.

- расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными структурами;

- повышение имиджа ДОУ среди населения города.

Значимость результатов для сферы образования - это популяризация лучших образцов  музыкального, литературного творчества, сохранение традиций своего края, передача культурного наследия от поколения к поколению, духовно-нравственное развитие и воспитание  дошкольников средствами культуры и искусства.

Данную форму работы с привлечением творческих коллективов:

  • можно использовать на любой территории;
  • не утрачивается связь поколений;
  • популяризация и сохранение народной культуры;
  • воспитание толерантности;
  • возможность расширения субъектов взаимодействия со стороны старшего поколения (клубы, народные хоры, объединения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Преемственность поколений, как потенциал духовно – нравственного воспитания старших дошкольников»

Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и  оформлении своей системы жизненных ценностей....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...

Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"

quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...