Проект "Путешествие по сказкам русского народа"
проект (средняя группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

Проект «Путешествие по сказкам русского народа»

Паспорт проекта:

Автор проекта: воспитатель МДОБУ №322 Кайсина Т.В.

Вид проекта: творческий, познавательный

Участники проекта: дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема: необходимость чтения детям сказок

Место проведения: детский сад №322

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)

Цели: познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом).

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_hud_lit_1.docx272.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие по сказкам русского народа»

Паспорт проекта:

Автор проекта: воспитатель МДОБУ №322 Кайсина Т.В.

Вид проекта: творческий, познавательный

Участники проекта: дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема: необходимость чтения детям сказок

Место проведения: детский сад №322

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)

Цели: познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом).

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми).

Формы работы с детьми:  чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстрации, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Ожидаемые результаты по итогам проведения проекта:

-дети с удовольствием будут слушать произведения художественной литературы (сказки). 

-эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения.

-пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге,   отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

-анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их.

-воспроизводить содержание произведения.

-с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

-знать содержание сказок.

-отгадывание загадок.

Предполагаемый результат:

Главный результат, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей: справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Пояснительная записка

Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Как  писал о сказке Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших , и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта:

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. В наше время дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им современных героев. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

План реализации проекта

Этапы проекта 

I.Содержание деятельности

Практические мероприятия

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности

-предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.

-беседа на тему: «Бережное хранение книг» 

-беседы «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой».

-проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы.

     -оформление уголка библиотеки в группе

-знакомство детей с книгами библиотеки

-пополнение групповой библиотеки

III. Реализация идеи

     -чтение р. н. сказок: «Теремок»«Волк и лиса»«Маша и медведь»«Лисичка-сестричка и волк»«Заюшкина избушка»«Волк и семеро козлят»«Петушок и бобовое зернышко»«У страха глаза велики». Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

 -выставка: «Наши любимые сказки»

 -игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

-игра «Покажи героя»- дети определяют имя героя, имитируя его походку.

-инсценировка детьми сказки «Теремок»

-оформление  «Чудо-теремка»

-проведение ООД по развитию речи «Сундучок сказок»«Путешествие по сказкам».

Взаимодействия с родителями

Содержание деятельности.

 Практические материалы

 1.Познакомить родителей с планом работы по проекту: «Дарите детям сказки» 

      -план по реализации проекта

2. Провести родительское собрание.

      -родительское собрание: «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Консультация для родителей

       -консультация: «Взаимосвязь объятий ребёнка и семейного чтения»(на сайте)

4. Рекомендации для родителей

    - рекомендации: «С какого возраста начинать читать сказки?»

 (См.приложение)

Вывод: По завершению реализации проекта

- дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

C:\Users\Админ\Desktop\фото с тел самсунг 2017-18\20180205_155146.jpgC:\Users\Админ\Desktop\фото с тел самсунг 2017-18\20180410_113147.jpg

Приложение

Родительское собрание «Роль сказки в жизни ребёнка»

Цель:

- дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка;

- дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.

- раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

Повестка:

1. Вступительное слово

2. Роль сказки в воспитании детей.

3. Викторина «Путешествие по сказкам»

4. Подведение итогов года. Благодарственные слова родителям.

5. Отчет о работе родительского комитета группы

Решение

Ход родительского собрания.

В: Здравствуйте, дорогие родители!

Мы рады Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено нашей любимой русской народной сказке и называется оно «Роль сказки в воспитании детей»

2. Роль сказки в воспитании детей.

Как правильно читать детям сказки.

  • Прежде, чем читать детям сказку — прочтите ее сами от начала и до самого конца.

Во-первых, вы определитесь и решите стоит ли тратить время и читать ребенку сказку, в случае, если она вам не понравилась.

Во-вторых, некоторые сказки могут содержать страшные или неприятные моменты, особенно, это касается современных вариантов известных сказок. Прислушавшись к этому совету, вы не прочтете на ночь детям сказку о смерти или отрубленных головах.

  • Читайте детям сказки соответствующие их возрасту. Только тогда они будут полезны и интересны малышам.
  • Сказка в воспитательных целях или «наказание» сказкой.

Если ваш ребенок совершил плохой поступок или не хочет добросовестно выполнять свои обязанности — вместо нравоучений прочитайте ему соответствующую сказку.

Например,

¬ «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

¬ сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -

можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся

найти выход из сложной ситуации;

¬ сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;

¬ наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;

¬ страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,

хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;

¬ трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;

¬ мудрость восхваляется в сказках: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей

делил», «Лиса и козел»;

¬ забота о близких поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

Читая детям сказку, акцентируйте внимание в нужных местах. Пусть ребенок прочувствует ситуацию и ваше отношение к ней, научится различать добро и зло.

  • Во время чтения сказки ведите диалог с детьми. Читая детям сказки, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки.
  • Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.
  • Сказка должна быть понятна детям. Читая детям сказку, отвечайте на их вопросы, заменяйте незнакомые слова на знакомые или объясняйте их значение (например, светлица, коромысло и т.д.).
  • Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир.
  • Читайте детям сказки с картинками. Если сказка содержит иллюстрации — внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на мелкие детали, вплоть до жучков и светлячков где-нибудь в самом углу картинки. Это научит детей наблюдательности.
  • Сказки без картинок советуем начинать читать детям не раньше школьного возраста. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему самому нарисовать иллюстрации к этой сказке. Возможно, это пробудит в нем скрытые таланты художника.
  • Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).
  • Читая детям длинную сказку, разделите ее на несколько раз. Делайте паузы в самых интересных местах. Это вызовет дополнительный интерес ребенка.

Воспользовавшись этими советами, вы сделаете чтение сказки более эффективным и передадите своему ребенку максимум полезной информации, приятных эмоций и своей любви. 

И сегодня мы для вас приготовили викторину по сказкам.

3.Викторина «Путешествие по сказкам»

Взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам. 
(Команды: участники викторины получают  символы –«Умная  сова» и  «Кот ученый»)

№ 1 конверт желтый: «О какой сказке идёт речь?»
Команда «Умная сова»
1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)
2.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)
3.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)
4. Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

5.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)
6.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.(Мойдодыр)
Команда «Кот учёный»
1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)
2.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
3.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)
4.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)

5 Нам не страшен серый волк.(Три поросенка)
6.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)
7.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)
8. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)

2 конверт красный: «Сказочное лото»

Кот: Я называю первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.

Команда «Умная сова»

Снежная…

Аленький…

Заюшкина…

Гадкий…

Красная…

Команда «Кот учёный»

Доктор…

Крошечка…

Царевна…

Гуси…

Мальчик…

№ 3 конверт оранжевый: «Песенки сказочных героев»
Участникам команды необходимо вспомнить название мультфильмов, в которых звучат данные песни.

- Песня Красной Шапочки
-Песня Золушки
-Песня из Простоквашино
-Песня Буратино
-Песня Бременских музыкантов
-Чебурашка (Шапокляк)
-От Улыбки (Крошка Енот)
- Доктор Айболит

-Кот Леопольд
-Песенка Мамонтенка

№ 4 конверт синего цвета: «Живые картинки»
(Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,«Лисичка-сестричка и волк»
)


№ 5 конверт зеленый: «Рыбалка»
Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями. Вспомните сказки известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
(По очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос из какой сказки эти слова, которые написаны на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа из болота тащить бегемота» ( «Телефон»)
2. И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова. («Айболит»)
3. «Ехали медведи на 
велосипеде, а за ними кот задом наперед» («Тараканище»)
4. «Вдруг из маминой, из спальни , кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой» («Мойдодыр»)

5. « А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли. («Путаница»)
6. «Скачет сито по полям, а корыто по лугам» («Федорино горе»)

7. Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно; («Краденое солнце»)

Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!

И поила я вас, И кормила я вас

Не покиньте меня в мой последний час! («Муха-Цокотуха»)

Подведение итогов, награждение победителей.

4. Подведение итогов года.

Заканчивается  учебный год. Каждый из вас обратил внимание на то, как наши детки повзрослели и поумнели, заканчивается этот промежуточный период (средняя группа). Они уже не малыши, многое знают, многим интересуются, познают окружающий мир. Все чего они достигли -это заслуга прежде всего нашей с вами совместной работы. Наши дети - открытые, искренние, весёлые, любознательные. Дети хорошо адаптировались в группе, привыкли.  Атмосфера в группе сложилась тёплая и доброжелательная. С вашими детками очень интересно и приятно работать. Ребята показали себя с наилучшей стороны во время открытого занятия и праздничных мероприятиях. Мы выражаем всем вам, уважаемые родители, огромную благодарность за хорошее воспитание детей .

Нам хочется объявить вам благодарность за участие в жизнедеятельности детского сада, участие в мероприятиях и творческих конкурсах, за оказанную помощь в создании предметно - развивающей среды.

Спасибо за то, что, не смотря на занятость, нехватку времени, находите в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам, остаетесь неравнодушными к жизни группы и детского сада.

Рекомендации для родителей:

 «С какого возраста начинать читать сказки?»,


   Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета. 
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

    Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.

    Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие. 
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет. 
  Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

     Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

     Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.

     Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками. 
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым. 
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

    В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой. 
   Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое». 
  Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка. 
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

   Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки.    Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени. 
   Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я». 
  С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
  Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

   С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь. 
  Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания. 
  Так что «камлать» над книжками надо.

Марина Аромштам