Опыт работы по теме: "Региональный компонент"
материал (старшая группа)

Смышляева Елена Михайловна

 С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения  важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

           В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Поэтому стараюсь  привить своим воспитанникам чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО,  разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент

Начиная работу по региональному компоненту, я познакомилась с  культурными, историческими, природными, этнографическими особенностями нашего региона.

  Подобрала материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром Амурской области.

В своей работе  реализую деятельный подход в приобщении детей к истории,  культуре, природе родного края, то есть предоставляю возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность).  Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др.), знакомлю с жителями города – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

 В образовательной деятельности  систематически расширяю знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирую целостное восприятие народной культуры; развиваю творческую деятельность по освоению элементов народной культуры;  воспитываю черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности, способствую всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомлю с элементами актерского мастерства;  с  народными сказками, потешками; развиваю социальные навыки общения; воспитываю чувство уверенности в себе. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей, поэтому в воспитательно-образовательной работе стараюсь использовать все виды фольклора.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.  Использую как традиционные формы работы с родителями (законными представителями), так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации, разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей создали  мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников,  развлечений:  Осенины, проводы Масленицы,  Калядки,  и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных  отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель  состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.   

Задачи регионального компонента:

  • воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
  • развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
  • формировать интерес к культурному наследию региона;
  • повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению

Региональный компонент включает в себя направления:

  • знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края,  
  • развитие первоначальных представлений об истории и самобытности русского народа на примере Амурской области. 
  • Знакомство с символикой,  достопримечательностями области и города,  
  • Знакомство с промышленными объектами, экологической  ситуацией;
  • знакомство с историей происхождения города;
  • формирование знаний о многонациональном населении нашей области, воспитание толерантного отношения к различным культурам
  • формирование знаний о флоре и фауне  Амурской области;
  • Знакомство с художниками, поэтами г.Райчихинска и области,

Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста

                     

Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

 «Моя малая родина».  

     Продолжать  знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные

знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном

крае, его геральдике, символике.  Воспитывать патриотические чувства.

Беседа с детьми о  городе. Экскурсия по близлежащим к саду улицам.  

Объяснение значения пословиц о малой Родине.

 «День рожденияРайчихинска»

 уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине

Экскурсия в Музей города. Лекция для детей и просмотр атрибутов.

Октябрь

Рассматривание карты  России, карты Амурской области и ее местоположение.

Рассказы воспитателя об Амурских лесах (деревья, грибы, ягоды)

Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»

 

 «Лекарственные травы Амурской области» рассматривание альбома, беседа с детьми.

Беседа «Чем богат наш край?» (сельское хозяйство)

Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках

Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Размышления воспитанников детского сада на тему «Где родится каравай?» Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб.

Ноябрь

 Занятие «Природа Амурской области»

Познакомить с богатством  и разнообразием природы Амурской области.     Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и

понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе , желание

больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе.

 «Животный мир Амурской области»

Познакомить с разнообразием животного мира области, формировать бережное отношение к природе.

Знакомство с творчеством художников г.Райчихинска

Воспитывать интерес к живописи, развивать чувство прекрасного.

Занятие «Я и моя семья». формировать представление о семье  как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Декабрь

«Культура северных народов Амурской области» Дать первоначальное понятие о народе (эвенки), народной культуре, духовной и материальной. Эвенки один из старейших народов Амурской области и Дальнего Востока.

Эвенки – смелый, сильный  и добрый народ. Охотой, скотоводством, возделыванием земли они всегда занимались вместе, сообща. Таков и характер и песен, игр, сказок.

«Благовещенск-столица Амурской области» Беседа о городе, рассматривание иллюстраций.

«Дом,  в котором я живу» Выставка рисунков, макетов,

поделок.

«Народно-прикладное искусство Амурской области»

Расширить представления детей о народном искусстве народов, населяющих Амурскую область

Январь

Беседа «Народные праздники».

Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.).

Чтение произведений писателей  и  поэтов о природе Амурской области. «Амурский край! Ты так прекрасен!» Алексей Бурматов, «России всей жемчужина - Амурская земля!» Ольга Андрейкова

Знакомство с творчеством поэтов Райчихинска: Мария Мильинская «Детские стихи»

«Как добывают уголь» Просмотр презентации о работе в этой отрасли.

Февраль

Знакомство с птицами  Амурской области и г.Райчихинска. Интересный рассказ - наблюдение за поведением птиц зимой. Призыв угощать бедствующих птиц, устраивать птичьи столовые. Воспитание любви к природе. Умение сострадать.

«Профессии нашего города» Дать сведения о труде жителей г.Райчихинска и поселков. Воспитывать уважение к людям труда.

Экскурсия в Музей боевой славы г.Райчихинска

Изготовление с детьми мини

альбомов из рисунков и фотографий  «Достопримечательности нашего города»

Март

Экскурсия в библиотеку г.Райчихинска. Дать знания о значении книг в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к книгам.

«Красная книга Амурской области. Растительный мир» дать детям знания о редких и исчезающих видах растений. Объяснить причины. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Красная книга Амурской области. Животный мир»  формировать знания об отношениях человека к природе.

«Бурейская ГЭС» просмотр презентации о работе предприятия, ее значении в жизни человека.

Апрель

Экскурсия в Школу искусств г.Райчихинска. продолжать знакомить с культурным наследием г.Райчихинска 

Транспорт нашего города. Добавлять макеты машин  в макет  города.

Экскурсия в ДЮСШ Формировать желание заниматься спортом. Расширять знания о профессиях.

Заповедники Амурской области. Хинганский заповедник.

Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах

Май

Экскурсия к Памятнику Неизвестного солдата. Дать детям представление о подвиге жителей области и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы»

Предприятия нашего города. Экскурсия на почту. Познакомить с работой почтового отделения.

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край»

 Викторина «Что я знаю о родном крае»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»

проведена предворительная работа:  проведены целевые прогулки по городу.проведен конкурс на лучший рисунок.оформлены презентацииобогащать и закреплять знания детей о  городе (объектах, город...

Дидактические игры по теме "Региональный компонент для детей ДОУ"

vДидактические игры:  «Найди нужный элемент росписи», «Найди отличия», «Укрась поднос», «Откуда пришел предмет?» (программа «Наш дом – ...

Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»

Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных....

Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.

Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравс...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Познание» Тема: « Региональный компонент»«Север – моя родина»...

Презентация на тему " Региональный компонент"-2022г

Презентация на тему " Региональный компонент" в старшей группе " Почемучки"....

Отчет по самообразованию на тему: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» в подготовительной группе за 2022-2023г.

Отчет  о проделанной работе по самообразованию на тему:«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»в подготовительной группе...