Статья "Обобщение опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом"
статья

Лисинко Ольга Владимировна

Это описание проекта "Наш Сосногорск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obobshchenie_opyta_nash_gorod.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по ознакомлению дошкольников

с родным городом.

Автор: воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №9» г. Сосногорска

Лисинко О.В.

Патриотическое воспитание является важной составляющей воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Воспитание любви и уважения к Родине – важная составляющая личностного развития ребёнка. Уже в первые годы жизни, человек может и должен всей душой, всем сердцем полюбить свой народ, свою родную землю, понять чувство национальной принадлежности и испытать чувство национальной гордости.

Ознакомление детей с родным краем  - деятельность, которая содействует достижению основной цели образовательной работы – социализации личности ребёнка. Детей нужно знакомить с культурой родного края, историей, природой, достижениями развития промышленности, национальным языком. Но, проблема в том, что в методических разработках и пособиях, рекомендованных образовательными программами, много материала по России, но практически ничего нет по регионам (что вполне естественно). Поэтому в рабочих планах предусмотрена самостоятельная работа педагога по ознакомлению с малой Родиной (региональный компонент).

Мы живём в Республике Коми. Это большая республика (по занимаемой площади – пять таких государств, как Франция). Она чрезвычайно богата разнообразными полезными ископаемыми, в большом объёме – энергетическими ресурсами (природный газ, уголь, нефть). Богатство нашей республики – лес (тайга). Коми-народ обладает своеобразной и очень интересной культурой. Нам есть о чём рассказать детям.

Всё бы хорошо, но есть одно серьёзное затруднение: для этой работы недостаточно иллюстративного, демонстрационного и дидактического материала. Мы пополняем свой запас методических пособий и дидактического материала во время прохождения курсов повышения квалификации в «Коми республиканском институте развития образования». Для расширения информационно - иллюстративного материала обращаемся к Интернету. По Республике Коми материал есть: и про Сыктывкар, столицу Коми Республики, и про большие города, крупные промышленные и культурные центры.  А вот для ознакомления с родным городом – катастрофически мало.

Сосногорск, где мы проживаем, городок небольшой, население всего около 35-ти тысяч. Но, для дошкольников именно он в первую очередь ассоциируется с понятием «Родина», ведь они здесь родились. Да и способ мышления детям дошкольного возраста свойствен индуктивный: от частного – к общему. Так что начинать формирование у детей понятия «Родина» логично с ознакомления с родным городом, а уже потом с республикой и страной. И вот здесь возникает настоящая проблема. Даже те немногочисленные печатные издания о Сосногорске, которые можно найти (брошюры, буклеты, проспекты), рассчитаны на взрослое население, не адаптированы для детей. Есть краеведческий музей, но там знакомят с историей и культурой опять-таки республики, а не города. В Интернете, на сосногорских сайтах, можно посмотреть городские новости и несистематизированные любительские фотографии (природные и городские пейзажи, понравившиеся городские объекты, о городских событиях). В городской библиотеке – тоже материала о Сосногорске, рассчитанного на восприятие детьми, – очень немного.

Вопрос: «Как познакомить детей с родным городом при практическом отсутствии материалов о нём?»

Определила я для себя цель: создать методические пособия или дидактические материалы для ознакомления детей с родным городом. Понимаю, что одна не справлюсь, привлекла к работе детей и родителей. И развернули мы с ними довольно обширный многоплановый проект «Наш любимый Сосногорск». Среднесрочный, рассчитанный на три месяца. Составляющими были три мини-проекта, предпринятые единовременно.

 Авторами одного из них стала группа родителей - четыре семьи (Котельниковы, Голуб, Камынины, Хозяиновы), то есть проект – семейно-групповой.                                

Тема этого проекта – «Достопримечательности нашего города». Цель – сбор информации о городских достопримечательностях (тип проекта – информационно – практико-ориентированный). Сначала родители, вместе с детьми, изучили всю уже имеющуюся доступную информацию (в городской библиотеке, в музее, в Интернете). Потом, они распределились по «секторам» и сделали фотографии достопримечательных объектов и мест нашего города. Затем, собранную информацию тщательно анализировали и классифицировали, составляли комментарии к каждой фотографии, по просьбе детей. Конечным продуктом этого проекта стал фотоальбом, который они так и назвали: «Достопримечательности нашего города», ибо эта форма оказалась наиболее удачной для изложения собранной информации.

Родители творчески подошли к созданию данного альбома. Он получился информативный (60 страниц!), эстетично оформленным (много удачных фотографий), его содержание легко воспринимается, так как стиль изложения комментариев разговорный, понятный даже детям дошкольного возраста. Альбом авторский (и фотографии, и текст). Но, главное его достоинство в том, что он не только даёт реальную возможность наглядно познакомить детей с родным городом, но и буквально проникнут тёплым чувством любви и уважения к родному городу, к Родине.

А, главное, Сосногорск – это наша малая Родина.

И потому мы в нём не только живём, но ещё гордимся им и очень любим!

Отличный проект, он принёс детям и радость (ведь это они вместе с  родителями сделали такой альбом!) и пользу (дети узнали много нового и интересного).

Второй проект – групповой (дети и родители).  Тема – «Дидактическая игра». Как видно из названия, это практико-ориентированный проект. Цель – создание дидактической игры по теме ознакомления с родным городом. Предполагаемый продукт – дидактическая игра, которую мы назвали - «Автобус».

В начале реализации проекта родители, вместе с детьми, собирали материал – делали фотографии популярных объектов нашего города, которые расположены рядом с остановками городского автобуса. Ими стали торговые центры, городские больница и библиотека, здание городской администрации, автозаправочные станции, школы, Гимназия искусств, Ледовый Дворец и Дом детского творчества, наш детский сад и т.п.

Затем, мы с детьми подбирали модель игры, делали эскизы, а потом изготовили и саму игру. Дети выбрали «игру-ходилку», с игровым кубиком. Она представляет из себя игровое поле прямоугольной формы, на котором обозначен маршрут городского автобуса (очень близко к реальному) в виде дорожки, состоящей из делений (квадратиков). Автобусные остановки обозначены на этой дорожке красными кружками. От каждой остановки есть стрелочка, которая указывает на маленькую фотографию какого-нибудь городского объекта. Эти фотографии расположены по всему игровому полю, их много – 25.     

 Играющие ставят на место старта свои фишки, по очереди подбрасывают игральный кубик и перемещают свою фишку на количество делений, соответствующее числу, выпавшему на кубике. Если игрок попадает на остановку (красный кружок), он должен правильно назвать объект на фотографии, на который указывает стрелка. Если правильно – дополнительное перемещение вперёд на одно деление, если неправильно – возвращает фишку на одно деление назад. Дети вырезали и клеили с увлечением, решали, какие именно фотографии где расположить.

Это тоже авторская игра (и идея, и фотографии, и исполнение). Детям очень нравится в неё играть: она азартная и весьма познавательная. Дети в процессе игры не только узнают знакомые городские объекты, но и знакомятся с теми, которых ещё пока не знают. Спрашивают у меня, у родителей, просят туда съездить, посмотреть  - развитие познавательной активности.      

Третий проект мы осуществили не с родителями, а с детьми. Это был даже не просто проект, а исследовательский. Мы задались вопросом: «А все ли городские объекты, расположенные вокруг детского сада мы знаем?» - формулировка проблемы. Цель – исследовать доступную нам в плане перемещения (без транспорта) территорию вокруг детского сада (ознакомление с ближайшим социумом). Гипотеза: мы многого не знаем, что расположено рядом. Приступили к проверке гипотезы. Сначала распланировали свою деятельность. Наметили экскурсии и целевые прогулки.

Приступили к проверке. По заранее разработанным маршрутам мы совершили две экскурсии и четыре целевые прогулки. Продуктом нашего исследования стало подтверждение нашей гипотезы о том, что мы, действительно, плохо знаем объекты, расположенные в непосредственной близости от нашего детского сада. Во время прогулок и экскурсий мы делали фотографии для фотоотчётов, по ним мы и составили нашу завершающую беседу по исследованию в виде коллективного рассказа из личного опыта.

А затем, изготовили простенькую игру, которую мы незатейливо назвали «Кубик». Соорудив из картона кубик (16 на 16 см), мы приклеили к его граням наши фотографии.

Их было шесть: мы возле физкультурно – оздоровительного комплекса, возле обелиска «Во славу Защитникам Отечества», возле монумента «БТР» на улице Победы,  возле фонтана «Белка и Шишка» (автор – житель нашего Сосногорска Михаил Сосин), возле монумента «Паровоз», и возле скульптурной формы «Глухарь» - символа нашего города (автор тот же, Михаил Сосин).

Теперь дети с удовольствием играют в этот «Кубик», поворачивая его разными гранями и правильно называя объекты. Ведь так приятно узнавать себя на фотографиях!

Презентация нашего проекта с демонстрацией изготовленных нами наглядных материалов прошла на родительском собрании ДОУ. Он был признан успешным, а наглядные материалы – полезными и интересными.            

Таким образом, совместными усилиями нам удалось значительно пополнить материал по ознакомлению дошкольников с родным городом, поставленная цель - выполнена. Знакомить детей с родным городом стало значительно легче и интереснее. Мы сделали доброе дело: ведь нашими играми и альбомом пользуемся не только мы, их используют воспитатели и дети других групп нашего ДОУ.

Кроме того, дети стали просить родителей сводить их в библиотеку, о которой раньше и не слышали. Стали просить сходить с ними в Ледовый Дворец покататься на коньках или в бассейн – поплавать. Спектр выбранных родителями художественных студий и спортивных секций, в которые они записали своих детей, значительно расширился (раньше записывались в расположенный рядом центр развития – и всё).

Мы заинтересовались творчеством нашего земляка, Михаила Сосина. Оказалось, что он признанный мастер своего дела. Мы гордимся им.

А одна наша замечательная мама – рукодельница, под впечатлением от проекта, вместе с дочкой изготовила для детей ещё одну игру – «Глухарь» (послойная аппликация из ткани с изображением герба города Сосногорска). Она его опубликовала, теперь про наш городок узнают многие.

Кстати, если нашему «Глухарю» погладить ножку и загадать желание, то оно сбудется. Дети очень любят загадывать, и я загадала…

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике использую программу «Детство», по которой работает наш детский сад и в которой содержится раздел социально-н...

дипломная работа на тему:" ознакомление дошкольников с родным городом"

Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку...

Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"

Презентация может быть использована  как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов  по патриот...

«Город в дозоре» Проект ознакомления дошкольников с родным городом

«Город в дозоре»Проект ознакомления дошкольников с родным городом...

Работа с родителями. Ознакомление дошкольников с родным городом.

Работа с родителями. Ознакомление дошкольников с родным городомВ ознакомлении старших дошкольников с родным городом решила привлечь родителей, которые с удовольствием на это откликнулись. Первым делом...

«ЭКСКУРСИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ И КРАЕМ»

Педагогическая ценность  экскурсий - в возможности   в естественной обстановке рассмотреть достопримечательности города: памятники архитектуры,   посетить предприятия,...

Перспективное планирование образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Календарное планирование образовательной работы по ознакомлению детей старшего возраста с родным городом....