Перспективное планирование по программе "Социокультурные истоки"
методическая разработка

Крушельницкая Татьяна Николаевна

При реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовательном учреждении создаётся образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направленной на развитие детской инициативы и активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по программе «Социокультурные истоки»

(авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин)

Средняя группа (4 – 5 лет)

Время проведения

Тема  итогового занятия

«Социально-коммуникативное

развитие»,

 «Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие»

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие»

Сотрудничество с семьёй

Сентябрь

Дружная семья

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.

 Беседа с детьми на тему «Наша дружная семья». Фотовыставка «Моя семья». 

 Игровая деятельность. Пальчиковая игра «Семья»,  русская народная игра «У дедушки Трифона».

 Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья». Настольно-печатная игра с правилами «Семейная прогулка в лес» Дидактические, сюжетно-ролевыеигры : «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом». Играинсценировка

«Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».

игры : «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом». Играинсценировка«Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».

Музыкальная деятельность.

Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой,  «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой.  

Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой,  «Веселые путешественники» муз. М.Л.  Старокадомского,  русская народная песня «Где был Иванушка?»  

Муз. движения:

нар. игра «У дедушки Трифона»  «У тетушки Ларисы»,  танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко;  пальчиковая игра «Семья».  

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Книга 1 для развития детей «Дружная семья». 

Русский фольклор.

Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».  Потешки. «Из-за леса, изза гор», «Пошла Маша на базар».  

Отечественная классическая литература.

 Рассказ.  Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И.Бунин «Матушке», Е.Трутнева «Наша бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», В.Берестов «Любили тебя без особых причин»,

Е.А.Пермяк «Первая рыбка»; Э.Шим «Брат и младшая сестра». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Рассказ. К.Д.Ушинский «Брат и сестра». Поэзия. Е.Благинина «Посидим в тишине», К.Лукашевич «Садик». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Наша дружная семья».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Русские народные игры: «Бабушка Маланья»,  «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона»,  «У бабушки Ульяны», «Каравай».  

Ручной труд. Изготовление открытки ко Дню Матери. 

Занятие с родителями на тему  «Дружная семья».  

Семейное чтение  1 части книги 1 «Дружная семья».

Октябрь

Домашнее тепло

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.

Беседа с детьми на тему «Домашнее тепло». Беседа с детьми  о тепле родного очага «Все вместе – так и душа на месте». Рассматривание иллюстраций и фотографий  «Домашнее тепло».

Игровая деятельность. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы». Сюжетно – ролевая игра «Наш дом», «Семеро по лавкам». Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка».

Музыкальная деятельность.

Пение: «Бай – качи - качи» рус. нар. мелодия, «Из-за леса, из-за гор», «Кот Васька» рус. нар. мелодия, обр. Г.Г. Лобачева  

Слушание: «Песенка о домашних животных»,  «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.  

Муз. движения: хоровод «К нам гости пришли» муз. А. Александрова сл. М.Ивенсен,  «Всем, Надюша, расскажи» обр. А.М. Полонского.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература.

Поэзия.  А.Плещеев «Внучка», Е.Благинина «Бабушка-забота», В. Белова «Веселая забота», Рассказ. Л.Нечаев «Семеро по лавкам».  

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома«Домашнее тепло».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Подвижные игры:  «Семья»,  «Кто живет у нас в квартире».  

Ручной художественный труд.

Совместное дело Изготовление коллажа из засушенных листьев для оформления интерьера дома.

Занятие с родителями на тему «В добрый путь».  

Семейное чтение 2 части «Домашнее тепло»  книги 1. 

Ноябрь

Дороги     добра

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.  

Беседа с детьми о дорогах добра.  

Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Игра-лабиринт«Дорога добра»(настольнопечатная),

«Поможем муравьишке»

Игры- инсценировки: «Еду, еду к бабе, деду…», «Машина»

Музыкальная деятельность.

Пение:

«Еду, еду к бабке, к деду»,  «Мы на луг ходили» муз. А.Д. Филиппенко.  

Слушание:

«Петушок» лат. нар. песня,  «Заболел наш петушок» муз. Витлина,  «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского,  «Дорогою добра»  (диск «Любимые песни»).  

Муз. движения:

«Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского,  игровая «Огород» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.

Восприятие художественной литературы.

 Книга 2 для развития детей «В добрый путь». 

Русский фольклор. Сказка. «Петушок и бобовое зернышко». Потешки.

«Куда, Ваня, едешь?», «Пошел котик на торжок», «Посылали молодицу». 

 Отечественная классическая литература.

Рассказ. К.Лукашевич «Добрая девочка». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Рассказ. Л.Корсунская «Дед и внук». Поэзия. И.Бунин «В лесу», Е.Гомонова «Доброта». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома«Дороги добра».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Хороводная игра

«Ой, вставала я ранешенько».  

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление поделок из природного материала для подарка родным и близким.

Семейное чтение  1 части «Дороги добра»  книги 2 «В добрый путь».

Декабрь

Сказочный лес

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.  

Беседа с детьми на тему родного сказочного леса.  

Игровая деятельность. Театрализованные игры  по мотивам русских народных сказок «Петушок - золотой гребешок», «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», «Что возьмем в дорогу?» «Познавательное развитие» Акция«Сохраним ель». Оформление странички народного календаря (месяц «Стужало»).

Рассматривание иллюстраций с изображением леса в разные времена года И. И.Шишкина, И.И.Левитана,  И.Э.Грабаря, Сурикова и др. отечественных классиков.  

Музыкальная деятельность.

Пение: «Лесная песня» муз. В.Л. Витлина,  «Лиса по лесу ходили» рус. нар. песня обр. Т.А. Попатенко муз. А.Д. Филиппенко. 

Слушание: «Песня жаворонка» П.И.Чайковский,  запись пения лесных птиц, лесных звуков,  «Жаворонок» муз. М.И. Глинки.  

Муз. движения: «Березка», рус. нар. мелодия,  «На мосточке» муз. А.Д.  Филиппенко,  хороводная игра «Хоровод в лесу» муз. М.Иорданского, сл. Найденовой. 

Восприятие художественной литературы.

Русский фольклор. Сказка «Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса». 

Отечественная классическая литература.

Поэзия. И.Токмакова «Ели». Загадки. О природе.  

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Сказочный лес».

 

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Подвижные игры: «У медведя во бору»;  «Мишка вылез из берлоги»,  «Мы с друзьями в лес идем»,  «Волк и зайцы», «Совушка – сова», «Прогулка».  

Ручной труд. Совместное дело. Создание коллективного макета «Сказочный лес». 

Семейное чтение  2 части «Сказочный лес» книги 2.  

Январь

Добрая  забота

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.

Беседа с детьми на тему « Добрая забота о братьях наших меньших».

 Игровая деятельность. Настольные игры:«Чьи детки», «На бабушкином дворе», «Угадай, чей домик», «Кто где живёт»и др.  Речевое упражнение «Поблагодарим коровушку, лошадку, козочку, курочку»

Театрализованная игра по мотивам рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке?» Режиссёрская игра  «Сельский двор». Заучивание стихов, чтение произведений В.В.Бианки и Пришвина «Рассказы о природе» 

Игры – инсценировки потешки«Наша-то хозяюшка сметлива была…»,«Уж как я свою коровушку люблю…», «Вышла курочка гулять…» «Познавательное развитие» - Оформление странички народного календаря (месяц «Бокогрей»).

 - «Покормите птиц зимой» (Развешивание кормушек для зимующих птиц). - Интегрированное занятие «Мы друзья природы». - Акция с участием родителей «Покормите птиц зимой»

Музыкальная деятельность.

Пение: «Кошка» А. Александрова,  «Жучка» Н. Кукловской,хороводная игра «Кто посеется на лугу?»  

Слушание: «Котик заболел» «Котик выздоровел» А.Т. Гречанинов; русская народная песня «Буренушка».  

Муз. движения: хоровод – игра «Кот Васька», р.н. мелодия, «Игра с лошадкой» И.Н. Кишко; народная игра «Кто с нами?»,  «Лошадка «Зорька»./муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен./   

Восприятие художественной литературы.

Книга 3 для развития детей «Добрая забота».

Отечественная классическая литература.

Рассказ. Л. Нечаев «Как покататься на лошадке», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей».  

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. 

Русский фольклор. Сказка. «Заюшкина избушка». 

Отечественная классическая литература. Рассказ.К.Д.Ушинский «Коровка», Ю.Круторогов «Дождь из семян». 

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома  «Добрая забота».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Лисонька- лиса», «Лошадки»,  «Курочки»,  «Стадо» и др.   

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление кормушек для птиц с участием родителей 

Занятие с родителями на тему «Добрая забота».  

Семейное чтение  1 части   книги 3 «Добрая забота».

Февраль

Праведный труд

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.

Беседа с детьми о значении труда в жизни человека. Заучивание стихов, чтение произведений В.В.Бианки и Пришвина «Рассказы о природе».

Игровая деятельность. Русская народная игра «Кто с нами?» Театрализованная игра по мотивам произведения К.Д.Ушинского «На что тебе?» Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры  на темы труда на селе: «Ферма», «Труд землепашца», «Скотный двор» и  др. Дидактическая игра«Ко му что нужно для работы?» 

Игры инсценировки:«Эй, кузнец-молодец». «Отличные пшеничные»  «Кисонька – мурысонька…»

Музыкальная деятельность.

Пение: «Соберем урожай» С. Насауленко,  «По малину в сад пойдем» А.Д. Филиппенко.  

Слушание: «Строим дом» М.И. Красев,  запись звуков (работа пилы, молотка…). 

Муз. движения: игра – хоровод «Соберем урожай» муз. Насауленко,  «Яблонька» муз. Е. Тиличеевой,  «Огородная – хороводная», муз. Б.Можевелова, сл. А.Пассовой. 

Восприятие художественной литературы.

Отечественная классическая литература.

Рассказ. О.С.Абрамова «Семейный праздник»,  Поэзия. В.Глущенко «Грядка», П.Засодимский «Откуда взялся хлеб»,  Т.А.Шорыгина «Жатва», К.Д.Ушинский «На что тебе?»  

Изобразительная деятельность.  Оформление страницы Альбома «Праведный труд».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Помощники», «Строим дом» - массаж рук,  «По воду» - ритмическая игра, «Пирожки» - пальчиковая игра. Русская народная игра «Сеяла Алена лен», «Кто с нами?», «Горох», «Дедушка Сысой»(книга «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть») Ручной труд. Совместное дело. Создание макета «Бабушкин двор». Труд в природе. Совместное дело. «Позаботимся о деревьях». Прикрыть корни деревьев снегом.

Семейное чтение  2 части  «Праведный труд»  книги 3.

Март

Любимая сказка

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.  

Беседа с детьми на тему

«Чему учит любимая сказка». Викторина«Узнайте сказку».  

Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка».

 Словесная игра «Узнайте сказку», (стр. 10 книга №4), «Назови сказку». Театрализованные игры по мотивам любимых детских сказок. Словесная, настольнопечатная игра «Путешествие по сказкам», «Собери сказку» 

Музыкальная деятельность.

Пение: хороводная игра «Теремок», хоровод «Репка» 

Слушание: «Сказочная музыка» муз. С.М. Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова (из цикла музыкальные шедевры).  

Муз. движения:

 игры по мотивам р.н. сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». МДИ «Узнай музыку по картинке»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Книга 4 для развития детей «Благодарное слово».  

Русский фольклор.

Сказка «КрошечкаХаврошечка».  

Отечественная классическая литература.

Поэзия. В.Берестов «Недаром дети любят сказку».  

Загадки. О сказочных героях.  

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Любимая сказка

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Золотая рыбка»,  «В темном лесу есть избушка»,  «На водопой».  «Девочка и медведь»  

Ручной труд. Совместное дело. Создание макета  «По дорогам сказок». 

Занятие с родителямина тему «Благодарное слово».  

 Семейное чтение  1  части «Любимая сказка»  книги 4«Благодарное слово».   

Апрель

Благодарное слово

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.

Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам произведения Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?». Сюжетно – ролевая игра «Семья» (с использованием детьми слов благодарности), «Любимая игрушка».  

Беседа с детьми о важности благодарного слова в жизни человека. 

Музыкальная деятельность.

Пение: «Моя кукла» Л.В. Повилайтис,  «Машина» муз. Т.А. Попатенко.

 Слушание: «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, «Доброта»  муз. Е. Гомоновой.  

Муз. движения: «Уж я колышкитешу», народная мелодия.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература.

 Рассказы. Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»,  Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?».  

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Благодарное слово».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Подвижные игры:«Подарки», «Катание яиц».  

Ручной труд. Изготовление подарка своими руками к празднику Пасхи

Семейное чтение  2  части  «Благодарное слово» книги .

Май

Светлый праздник

Коммуникативная,   познавательно-исследовательская  деятельность.  

Беседа с детьми на тему «Светлый праздник»  

Игровая деятельность. Хоровод «Ай – да берёзка» и другие народные игры к теме праздника. Театрализованная игра по мотивам произведения «Сказка про берёзоньку» (стр. 30 книга №4).

Выполнение движений в соответствии с текстом /книга: «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть», стр.188/ Облагораживающий труд в природе («Поможем нашим берёзам») Беседа с детьми о празднике Святой Троицы. «Познавательное развитие», Оформление странички народного календаря (месяц «Май - Травень»).

Музыкальная деятельность.

Пение: «Во поле березка стояла» р.н.песня. 

Слушание: «Ах, ты береза» муз. М. Раухвергера,  «Земелюшка - чернозем» р.н.песня.  Слушание колокольного праздничного звона.  

Муз. движения:

 «Мы вокруг березки» муз.Т.А. Попатенко.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература.

Рассказ. Н.С.Шмелев «Троица», К.Д.Ушинский «Березка». Поэзия. «Я березка кудрявая», А.Прокофьев «Береза», «Сказка про березоньку».  

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Светлый праздник».

Двигательная,  игровая,  музыкальная деятельность.  

Игровая деятельность. Русские  народные  игры: «Горелки»,  «Заря – зоренька», «Золотые ворота», «Заря – заряница», «Жмурки»,  «На горе – то калина».«Ай, да, березка», «Во поле березка стояла», «Березовые ворота».  

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление коллективной работы «Празднуем Троицу».   

Занятие с родителями на тему «Светлый  праздник».  

Семейное чтение  3 части «Светлый праздник» книги 4.  



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по программе «Социокультурные истоки»

на 2018-2019 учебный год

первого года обучения – младшая группа

Месяц

Тема

Занятия

Задачи

Сентябрь

«Любимое имя»

1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови»

Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя»

2.«Ласковое имя»

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?»

Игра «Это мое имя»

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя».

2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя.

3.Развитие чувства самоценности у ребенка.

Октябрь

«Доброе слово»

1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом.

Чтение рассказа «Как кактус свое получил»

2 «Здравствуй, Катя!»

Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя».

Ресурсный круг «Доброе слово».

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово».

2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

Ноябрь

«Ласковая песня»

1.«Спи моя радость усни»

Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать».

2. «Ласковая песенка»

Ресурсный круг

«Колыбельная песня».

Разучивание песни «Спи моя радость усни»

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».

2.Развитие умения слушать друг друга

Декабрь

«Праздничная песня»

1.«В лесу родилась елочка»

Оформление страницы альбома: аппликация

«Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)

«Наша красавица»

Ресурсный круг

«Новогодняя елочка».

Рисование новогодней елки

1.Дальнейшее наполнение категории «Песня».

2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом.

3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей

Месяц

Тема

Занятия

Задачи

Январь

«Любимый образ»

1.«Моя мама».

Ресурсный круг

«Мамочка моя».

Чтение рассказа «Сон о мамах»

2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок

«Солнышко для мамы».

4.Игра

«Поможем маме»

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ».

2.Формирование способности понимать чувства других людей.

3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям.

Февраль

«Образ света»

1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке.

Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало»

2 «Озорное солнышко»

Игра «Солнышко и дождик».

Ресурсный круг «Позови солнышко»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2.Развитие умения выражать свои добрые чувства.

3.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Март

«Добрый мир»

1 «Пришла весна, открывай ворота»

Разговор в круге на тему: «Добрый мир».

чтение «Почему все люди братьями зовутся»

2 «Нет милей дружка, чем родная матушка»

Ресурсный круг «Добрый мир»

3.Игра «Наседка и цыплята»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2.Развитие мотивации на общение друг с другом.

3.Развитие основы самоутверждения.

Апрель

«Добрая книга»

1.«Репка». Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка».

Ресурсный круг «Добрая книга».

2.«Дедушкины помощники»

Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка».

Игра –драматизациям«Репка»

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией

«Книга».

2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.

3.Развитие умения слышать друг друга.

Май

«Любимая книга»

1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг.

Ресурсный круг «Моя любимая книга».

Викторина.

Игра-викторина «Угадай название»

1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга».

2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя.

3.Создание позитивного настроя на общение в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для средней группы. Программа "Истоки"

Комплексно тематиеское планирование "Художественно-эстетическое розвитие"Косплексно-тематиеское планирование "Речевое развитие"Комплексно-тематическое планирование " Познание"Комплексно-тематиеское пл...

Перспективное планирование и картотеки по социокультурным истокам

Перспективное планирование и картотеки по социокультурным истокам...

Перспективное планирование по истокам русской культуры в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год

Перспективное  планирование по истокам русской культуры в подготовительной группе на  2019-2020учебный год№/пТема занятия№занятияСтр.Литература 1Сентябрь:«Сентябрь пахнет яблоками...

Перспективное планирование по прграмме "Социокультурные истоки"

Перспективное планирование в старшей группе...

Перспективное планирование образовательной деятельности по программе "Социокультурные истоки" с детьми 5-6 лет

Перспективный план  образовательной деятельности по программе "Социокультурные истоки" с детьми старшего дошкольного возраста поможет воспитателям организовать последовательную работу п...

Перспективное планирование по программе "Истоки" - Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра.

Перспективное планирование на одну неделю по социокультурной программе "Истоки" по теме "Мудрость" (Мудрое слово). Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра....