Авторский сказ в номинации "Сохранение культурного наследия народов Башкортостана"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Терентьева Светлана Сергеевна

«Семь чудес Башкортостана»

Зал оформлен в виде лужайки с березами и цветами. Присутствуют ширмы теневого и кукольного театра, интерактивная доска. Звучит красивая башкирская мелодия, автор читает стихотворение на башкирском и на русском языке.

Автор 1:    Урал күкрәгендә йөрәк кеүек

Башҡортостан – тыуған илкәйем.

Шул йөрәктең ҡан тамыры булып

Күкһелләнә Ағиҙелкәйем.

Йөрәгем, тим, изге төйәгемде,-

Хаҡ яҙмышым шунда ташлаған,

Шунда минең бәхет таңым атҡан,

Шунда миңә Ватан башланған!

 

Автор 2:    Башкортостан, мой край родной,

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля –

                    Все это ты, любимая земля!

  Появляется дедушка в башкирском народном костюме,

 смотрит по сторонам, к нему выбегают  два внука и две внучки и несут ему пиалу с медом.

Мальчик 1: Картатай!!! Картатай!!!

Девочка 1: Картиней говорит, что ты ЧУДО забыл!

Дед: Спасибо! Сейчас будем чай с медом пить!

Мальчик 2: Какое же это ЧУДО? Это же обыкновенный мед!

Девочка 2: Это мед, но он не обыкновенный, он башкирский!

Дед: Как ты думаешь, есть ли на нашей земле чудеса?

Мальчик 1: Чудеса бывают только в сказке!

Дед: Ты не прав, чудеса есть! Садитесь поудобнее – я расскажу вам про семь чудес  

                   Башкортостана. Одно из чудес – это Башкирский мед. Он считается одним из чудес Башкортостана. Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство - это добыча дикого меда.

Девочка 1: Уникальный целебный мед собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. Многие из них - редкие растения, которые растут только на территории Башкортостана.

 

 

Мальчик 1: Ежегодно в нашей республике добывается 5-6 тыс. тонн вкуснейшего мёда.                  (Слышится жужжание пчел)

 Мальчик 2: Ой, кажется пчелы прилетели! (Прячется за спину дедушки)

Танец пчел и цветов

Дед: Успокойся, маленький герой – садись рядом, попьем чай с медом. Картиней испекла вкусный баурсак. А я пока расскажу тебе про еще одно чудо Башкортостана -  национальный эпос «Урал Батыр», который поведал нам о происхождении нашего государства.

Мальчик 1: Картатай, расскажи мне про Урал Батыра!

                                      (Действия демонстрируются, дублируются в теневом театре)

Дед: На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген.

Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.

Мальчик 2: Я знаю, что дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром.

Дед: Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.

Девочка 2: А я знаю, что Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Урал сражался с разными мифическими чудовищами и всегда побеждал. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.

Девочка 1: Известно, что живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные.

 

Мальчик 1: Ух ты, как интересно! Расскажи нам еще что-нибудь!

Дедушка: Расскажу я вам еще про одно чудо – это памятник Салавату Юлаеву национальному герою, который является символом республики и нации. Знаменитая скульптура художника С. Д. Тавасиева находится на высоком правом берегу реки Белой и при въезде в Уфу выделяется на фоне пейзажа величественными формами.  

 

Девочка 2:  Мне известно, что он был одним из главных советников «царя» и руководил боевыми операциями. В честь него названы улицы, районы, населенные пункты, корабли и даже хоккейная команда!

Девочка 1: А я знаю, что это самая большая конная статуя в России, высотой почти в десять метров.

Дед: В детстве я любил играть в игру «Ловкий Джигит», а вы слышали про такую игру?

Игра «Ловкий джигит»

(Мальчики  встают по обеим сторонам девочек, которые  проговаривают слова:

«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»

После слов девочек мальчики бегут по кругу в разные стороны друг от друга имитируя скачку на коне. Кто первый добежит – тот самый ловкий джигит. Игра проводится один раз.)

Мальчик 1: Когда я вырасту – я тоже стану героем, как Салават Юлаев!

Мальчик 2: Картатай, а что это у тебя такое? (Показывает на курай, который лежит рядом)

Дед: Это башкирский национальный музыкальный инструмент, похожий на флейту.

         Называется – Курай, он по праву считается четвертым чудом Башкортостана.  Он изготавливается из стебля зонтичного растения.

Девочка 1: Нам рассказывали, что Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Неслучайно именно цветок курая украшает государственный флаг республики, изображен на гербе Башкортостана и в гимне республики на фоне духового оркестра солирует курай. Вот послушай как он звучит

(Дедушка изображает игру на курае, внуки подпевают ему слова, выполняют притопы)

Игра:  Курай «Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.

Хай, хай! На лугу мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

 

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай»

Картатай-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, хвалит его и он становится ведущим – играет на курае.. Игра повторяется. Правила: разбегаться только после  окончания слов. Дети усаживаются на полянку.

 

(Рассказ про Янгантау дублируется действиями театра кукол)

Дед: В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янгантау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря.  

 Легенда гласит, что еще несколько сот лет тому назад, выделение тепла из недр горы обнаружил местный пастух.

Девочка 2: Я знаю эту легенду! В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а

проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться.

Дед: Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения недугов.

Мальчик 2: Наверно с этого времени гору стали называть Янган – Тау, т. е. «горящая гора». Это единственная в России гора — месторождение горячих газов, выделяющихся паром.

Мальчик 1: Картатай, расскажи еще что-нибудь интересное!!!

Дедушка: Рассказывать можно еще долго – про пещеру Шульган-таш, про Красноусольские минеральные источники и много другое… Зови своих друзей - я расскажу тебе про башкирские народные игры, в которые я любил играть в детстве: «Юрта».

Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

Дед: Какие вы все дружные и веселые! Я забыл вам сказать, что самое большое и настоящее чудо это вы – наши дети!

Общий танец под башкирскую танцевальную музыку.

Авто: Роли исполняли….

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"

Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....

Формирование интереса дошкольников к культурному наследию народов Хакасии через музейную педагогику.

" Дело каждого в отдельности всех вместе - приумножать добро, хренить традиции......

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии

В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....