«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
статья

Кокорина Екатерина Владимировна

Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_chteniya_kokorina_e.v.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Областная научно - практическая конференция

VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:

«Нравственные ценности и будущее человечества»

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»

 

Автор: 

Кокорина Екатерина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 7 «Солнышко» Корсаковского городского округа Сахалинской области

2018


В наше время мы столкнулись с ухудшением духовно-нравственного состояния общества, искажением исторических событий, бездуховностью, обеднением его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях.

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека, включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств.

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного, духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.

Это изложено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, что одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [7].

Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть игра, музыка, искусство, труд, православная культура, театр, народные традиции и творчество, устное народное творчество, сказка и другое.

Но наиболее эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством устного народного творчества (детского фольклора). Ведь такие произведения бесценны и именно через них дети могут приобрести тот самый необходимый им опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верное решение.

Целью нашей работы является: целостное духовно-нравственное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа через устное народное творчество (детский фольклор).

В настоящее время устное народное творчество утратило своё предназначение. Именно оно играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством, одним из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре, к духовной жизни своего народа.

Особое место в фольклоре занимает детский фольклор.

Детский фольклор – небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей дошкольного и младшего возраста, передаваемые ими из поколения в поколение [3, с.1].

Детский фольклор входит в жизнь детей с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ребёнком на всю жизнь. С детского фольклора начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Выделяется в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, пословицы и многое другое. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок [6, с.12].

Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей, они открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Роль детского фольклора в воспитании детей и становление их духовного и нравственного мира неоценима [8, с.17].

Свою работу по воспитанию духовно – нравственных чувств у дошкольников через устное народное творчество (детский фольклор) мы ведем три года, начиная с раннего возраста.

При отборе фольклорного материала учитывали возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Знакомство детей с народной поэзией начинали с них, они состоят из небольшого ряда строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, но содержат в себе стилевые изобилия.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении в период адаптации. С этой целью мы подбирали потешки, игры, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий.» [4, c.5].

В своей работе включали фольклор во все виды детской деятельности.

Мы широко применяли потешки при организации непосредственной образовательной деятельности, в организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употреблении пищи, укладывание спать и др.: «Водичка – водичка»«Кушай Маша кашку»«Сорока – белобока»«Чешу, чешу волосоньки»«Вот они сапожки» и др.; в повседневной жизни использовали пословицы и поговорки, которые учат детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело»; применяли такой приём, как игра - инсценировка, например, «Курочка – рябушечка»«Сорока – белобока»«Вышла курочка гулять» [1].

Вслушиваясь в напевность, мелодичность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. А чтобы малыши легко запоминали потешки и переносили их в повседневную игру, обыгрывали их с игрушками.  

Перед сном я пела детям колыбельные песенки: «Ты собачка не лай»«Уж ты котенька, коток»«Баю, баюшки, баю и др. [9]. Монотонная колыбельная успокаивала и убаюкивала малышей. Такие песни способствовали накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

Актуальным было использование нами детского фольклора в пальчиковых играх, это помогало на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии, сформировать внутреннюю готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями, помогали развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание. Мы включали элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна.

Знакомили детей с русскими народными сказками, они являются носителем нравственных поучений. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат быть гостеприимным и дружелюбным; «Репка» учит преодолевать любые трудности совместно с близкими, быть трудолюбивыми; в сказке «Курочка Ряба», «Бобовое зернышко» дети учатся сочувствию  и заботе к ближним; «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших; такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. [10].

При рассказывании сказки использовали наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки. Чтобы у детей не пропадал интерес к сказке, использовали различные виды театра для инсценировки и повторения сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяли народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам [1].

Образы русских народных сказок – прочно входят в жизнь детей, раскрывают понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность; воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

В среднем возрасте использовали поговорки и пословицы, имеющие более глубокий смысл: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Маленький, да удаленький»; пословицы о Родине, матери, родном языке, природе: «Нет в мире краше Родины нашей», «При солнышке тепло, при матери добро»«Нет такого дружка, как родная матушка», «Земля заботу любит» [9].

Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Кроме чтения сказок, пения народных песенок, ставили их на дисках. Музыка, сопровождающая ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, напевность русского языка, познакомиться с национальными традициями. 

Использование закличек, способствовало формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия, окружающего. При организации наблюдений разучивали заклички: «Ах ты, радуга – дуга», «Солнышко – ведрышко»«Дождик пуще»«Травушка – муравушка», «Весна красна! На чем пришла?»; приговорки —которые произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным «Улитка, улитка, высуни рога», «Божья коровка, лети на небо» и др. [9].

В соответствии с тематическим планированием подбирали загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка, воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы [5, с.2].

Маленькие стишки использовались нами в проведении подвижных игр, которые не обходятся без считалки, которая помогает определить в игре воду.

Использование пестушек и прибауток в работе давали детям знания о природе, животных, птицах: «Петушок, петушок, Золотой гребешок» [1].

Большой популярностью у детей пользуются дразнилки, они используются детьми ежедневно в группе, на прогулке: «Андрей-воробей» [1].

В течении года обязательно отмечаем дни рождения детей, водим хоровод «Каравай», используем различные забавы, народные игры, добрые пожелания, подарки.

В своей работе по ознакомлению детей с малыми жанрами фольклора и их использовании в разных видах деятельности работали в тесном сотрудничестве с родителями. С помощью консультаций и наглядной информации «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», «Значение книги в жизни малыша», «Колыбельные песенки для детей», «Русские народные песенки, потешки в жизни малышей» и др., родители были познакомлены с детским фольклором, были рекомендованы произведения для чтения.

Родители повторяли и использовали дома разученные потешки, пословицы, поговорки, слушали народные песенки, пели колыбельные песни, играли в пальчиковые игры, читали сказки, изготавливали настольный театр своими руками, тем самым закрепляли интерес ребенка к устному народному творчеству своего народа.

Все произведения детского фольклора используются как под руководством педагогов и родителей, также и самостоятельно. Дети применяют их в разных видах деятельности: в непрерывной образовательной деятельности, на прогулках, в свободной деятельности, в режимных моментах.

Наша практика показала, что знакомя детей с детским фольклором, они получают прекрасные образцы русского литературного языка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для духовно – нравственного воспитания.

Целенаправленное и системное использование произведений детского фольклора является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности, которые любят и уважают свою Родину, традиции, культуру [2, с.].

Список использованной литературы

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 2007. – 240с.
  2. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. С-П. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 352с.
  3. Василенко В. А. Детский фольклор. - М.: Высшая школа, 1978. - 132с.
  4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 168с.
  5. Гудимов В. Л. Тематические загадки для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64с.
  6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013. Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
  8. Павлова Л. Н. Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром Фольклор для маленьких. - Статья //Дошкольное воспитание. 1990, № 4. 
  9. Печерская А. Хрестоматия для детского сада. – М.: Русское слово – учебник, 2015. – 472с.
  10. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников. В 2 кн. Кн. 1. – М.: - Астрель: АСТ, 2011. 702с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»

Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия....

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества

Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...

Программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора» (срок реализации 2023 -2026 года)

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

Отчет по программе: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора»

Благодаря подробному изучению патриотической литературы мы достигли лучшего осознания необходимости повышения качества получаемых знаний дошкольниками от педагога. ...