Проект «Моя малая Родина»
проект

Чудакова Ольга Владимировна

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nuzhnyy.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

«Моя малая Родина»

«Любовь к Отчизне начинается с
любви к своей малой Родине – месту, где родился человек…»

А. В. Запорожец

К. Паустовский  сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Действительно, нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

C:\Documents and Settings\Наташа\Мои документы\Мои рисунки\shtandart.gif

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства  начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан РФ» утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года).

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:         

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что патриотические чувства у детей возникают ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.  Они формируются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к родной улице, к родным местам и родной стране. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были незабываемыми, помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, дать определенные знания о родном крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  • Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • Формирование межличностных отношений в коллективе.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в приюте, но результаты диагностики показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя малая Родина»

Основные принципы реализации проекта:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.
  • Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.
  • Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности.
  • Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями. 
  • Принцип историзма - реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Идея проекта заключается в следующем:  мы живем в с. Екатеринославка, чтобы любить и уважать свою малую Родину надо знать её историю, культуру. Но наше село многонационально, в нем живут разные народы (армяне, айзербайджане, грузины, китайцы, украинцы и др.) имеющие свои традиции, обычаи, свою историю и мы должны помочь детям больше узнать о них, познакомить с их историей, культурой. Научить восхищаться своей малой Родиной, вызвать у них чувство гордости за своё село.

Новизна проекта заключается в том, что положительные качества детей воспитываются на основе симпатии – желания и умения проникнуть в мир другого человека, понять, что движет его поступками.   Любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: Приобщение детей к нравственно - патриотическим ценностям общества через все доступные средства. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину.

Задачи проекта:

  • Формировать представление о нравственно - патриотических ценностях, умение отличать добро от зла.
  • Воспитывать у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
  • Формировать симпатию и уважительное отношение к людям, отличающимся от них самих (формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.)
  • Знакомить детей с символами, государствами (герб, флаг, гимн).
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Сформировать представления о географическом расположении нашей страны, края.
  • Расширять представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем.

 Методы проекта:

  • наблюдения;
  • совместные игры;
  • анкетирование;
  • познавательные игровые занятия;
  • беседы.

Участники проекта:

  1. Воспитатель:
  2. Дети 4-5 лет

Сроки реализации: 2 года (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.)

        (сентябрь 2011 г. - май 2012 г.)

Вид проекта: познавательный

Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, психолог, музыкальный руководитель.

Мы живём в с. Екатеринославка.  Многовековая история, огромная территория, природные богатства, знаменитые земляки – много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у детей представление о нашем  селе.

      Знакомство с селом будет проходить через беседы, сказания (одна из форм занятия), рассматривания альбомов, репродукций,  слушание народной музыки, чтение художественной  литературы, экскурсии.

Критериями оценки нашей работы будет  заинтересованность детей, педагогов историей нашего родного села.  Дети будут знать историю села, его культуру, природу. И на вопрос - «Где ты живешь?», ребенок с гордостью может сказать: «В  селе Екатеринославка!».

 Прогнозируемый результат:

  • Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Приобщение детей к истокам народной культуры.
  • Применение полученных знаний в добрых делах поступках на благо Родины.
  • Должны называть герб, флаг и гимн России.
  • Появится интерес к истории родного села, к его богатству;
  • Дети научаться правильно вести себя в окружающем мире, расширят свой кругозор;

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  • Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  • И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  • Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  • Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  • М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  • Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  • И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №
  • З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  • Материалы Интернет-ресурсы.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Подбор исторической литературы,
  • Подбор произведений русского народного творчества,
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • Подготовка разного вида бросового материала
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • Дидактические игры,
  • Выставки книг, рисунков, поделок,
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Проект будет состоять из шести блоков:

  • «Моё любимое село»
  • «Города Амурской области»
  • «Достопримечательности нашего села»
  • «Природа и экология»
  • «Народности нашего села»
  • «Знаменитые земляки»

План-график проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

1. Подбор и приобретение методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.

2.Составление плана работы над проектом.

3.Подбор наглядного и дидактического материала  по краеведению.

4.Составление плана работы над проектом.

5.Диагностика детей в начале учебного года (2010 г.) и в завершении учебного года (2011 г.) и при необходимости продлить проект 2011-2012 уч. год. Цель: выявить знания детей о родном селе, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом; уровень готовности детей к проблеме.

6.Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания и при необходимости откорректировать их.

Технологический

Разработка конспектов: «Край, в котором мы живём», «Путешествие по Амуру», «У нас такой обычай», «Подарок своими руками».

Создание предметно-развивающей среды: оформлен уголок «Наша область», подобраны буклеты «Города Амурской области», собрана художественная литература для детей авторов Дальнего Востока, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов проживающих на территории нашей области.

Основной

Развитие речи:

− беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём рассказывают памятники», «Люди, прославившие нашу область», «Первые поселенцы с. Екатеринославка», «Они прославили нашу область».

Ознакомление с художественной литературой:

− чтение сказок, легенд о коренных жителях Амурской области, знакомство с творчеством писателя В.П. Астафьева.

Познавательная деятельность:

− занятия «Легенда о Красном Яре»;

«Сказание о Енисее»; «Природа нашего края»;

− фото-экскурсия по с.Екатеринославка;

 − рассматривание карты Амурской области, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов XX века в нашем селе (музей);

− экскурсии в краеведческий музей с. Екатеринославка;

Игровая деятельность:

− сюжетно-ролевая игра «На пароходе по реке Зея», «Моя семья»;

− дидактические игры «Путешествие по краю», «Найди и сравни» − по гербам городов края, «Знаешь ли ты свой край», «Узнай по описанию» к блоку достопримечательности края, «Дары природы», «По городам Амурской области»;

Конструирование:

− «Мост через р.Зея», макет детского сада, макет стелы с. Екатеринославка; макеты природных зон области.

Продуктивная деятельность:

− рисование: «Моё любимое село»;

− аппликация: «Чум».

Музыкальная деятельность:

− слушание народных песен;

− фольклорный фестиваль.

Работа с родителями:

− беседы и консультации по темам проекта;

− оформление книжки-передвижки «Моё любимое село»;

− оформление фотоальбома «Мы посетили «Роев ручей»;

− участие в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;

− привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений

Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок.

По результатам диагностики мы убедились, что уровень развития детей по обучению детей нравственно-патриотическому воспитанию к 2011 году значительно повысился, по сравнению с результатами за 2010 учебный года. Это можно увидеть на примере диаграммы. И мы считаем, что это происходит в результате систематической работы с детьми и дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между педагогами, именно поэтому с ними было проведено анкетирование. Цель анкетирования: выявить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания детей и если будет необходимость, то откорректировать их знания. Хочется верить, что знания, заложенные в дошкольном детстве, окрепнут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – научить детей видеть красоту и богатства нашей Родины, привить любовь к ней, воспитать достойного гражданина России.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию нравственно – патриотических чувств, коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием села помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.  

Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

  • Рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
  • Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками различных конкурсов: «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других учреждений села.
  • Дети имеют представление о территории своего села;
  • Называют основные города области, реки своей местности;
  • Дети знакомы с символикой, достопримечательностями, людьми, прославившими наше село;
  •  Называют некоторые народы, проживающие на территории села, знакомы с их бытом, культурой, традициями;
  • Называют представителей флоры и фауны Амурской области.

Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа педагогами приюта по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, использование методических приемов, способствующих воспитанию этих чувств, позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в сентябре 2011 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35 % по сравнению с предыдущим годом (сентябрь 2010 г.)

Таким образом, хочется отметить, что, знакомя детей с родным селом, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим селом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наше село – частица Родины, создается та база, на которой, в последствие, человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь.

Ещё В. Г. Белинский говорил, что любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству и чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его патриотическое воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к любви к Родине, основывая всё преимущественно на привычке.  Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок»

 

Литература:

1. Буре, Р.С. и др. Под ред. Виноградовой А.М.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.– М.: Просвещение, 1989.

2. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

3. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

4. Управление ДОУ 2004 № 4. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

5. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

6.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

7. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

8. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

10. Материалы Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект "Моя малая Родина".

Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...

Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "

laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...