Главные вкладки

    Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Сороченко Людмила Артуровна

    Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_proekt.docx24.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сороченко Л.А., старший воспитатель

    ГБДОУ детский сад №23

    Приморского района Санкт-Петербурга

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

    Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

    Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он возник
    в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии
    и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог
    Дж. Дьюи. Он предложил строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом.

    В России проектный метод активно разрабатывался С.Т. Шацким и членами
    его педагогической лаборатории.

    Прое́кт (от лат. Projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму.

    Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные
    на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

    Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая
    или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта (продукта).

    Проекты в детском саду носят, как правило, «обучающий характер», и строятся на 6 П:   

    • Проблема
    • План
    • Поиск ресурсов, информации
    • Продукт деятельности
    • Презентация продукта
    • Портфолио проекта

    Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому главная задача педагога виртуозно владеть проектным методом и в нужный момент интереса детей к возникшей проблеме, мотивировать их на поиск решения и составление плана работы над проектом.

    Темообразующими факторами могут стать:

    • Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей;
    • События специально «смоделированные» воспитателем;
    • Воображаемые события, описанные в художественной литературе;
    • События, происходящие в жизни возрастной группы и «заражающие» детей.

    На следующем этапе происходит индивидуализация цели и продукта проекта для каждого воспитанника. Ребенок включается в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.

    Практическая работа по реализации проекта занимает основное время. Необходимо устраивать промежуточные обсуждения процесса подготовки: Что сделали вместе? Что еще нужно сделать? Что сделал каждый?

    Когда этап реализации индивидуальных работ завершен, ребята планируют завершение: презентация продукта проекта. Где будут выставляться работы? Как оформить выставку? Кто будет выполнять роль экскурсовода? и т.д.

    Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

    Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:

    - постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;

    - планирование работы по подготовке воспитанников;

    - прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;

    - практическая работа по подготовке необходимых материалов.

    Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов нашего детского сада и широко используется, о чем свидетельствует  победа в районном конкурсе «Вершина мастерства» в номинации «Педагогический проект».

    Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов в освоении этой формы работы с детьми.

    Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи, быть исследователем и открывателем привело
    к рождению и реализации множества проектов таких как: долгосрочный проект в области социального развития под названием «Проект Я», исследовательский групповой проект
    в области познавательного развития «Эврика», приключенческий проект «Кладоискатели», «Где живет электричество», «Носы и ноги Петербурга», игровой «Время играть» и др. Отдельно хотелось бы рассказать о групповом проекте «Знаменитые люди России». Все началось в старшей группе «Непоседы» с ответов детьми на вопросы:

    • Чему мог научиться человек, наблюдая за кабаном, за летающими птицами, стрекозой, за рыбами?
    • Что изобрел человек глядя на одуванчик, колокольчик?
    • В ходе обсуждения возникла проблема, а кто такие изобретатели?  

    Дети заинтересовались этим вопросом и совместно с воспитателем поставили перед собой задачу узнать больше о великих изобретателях России, познакомиться
    с их открытиями и достижениями. В ходе реализации проекта педагог принял равноправное участие, ненавязчиво направлял действия детей, предлагал оптимальные варианта сбора информации. В данном случае участникам проекта пришлось обратиться за помощью к родителям.

    В группу были принесены различные энциклопедии, иллюстрированная литература, организована мини-выставка игрушек-изобретений «Волшебное электричество», на окне появились: игрушечный телефон, касса, руль, утюг.
    Так обогащался опыт детей.

    На следующем этапе в группе было проведено несколько опытов со статическим электричеством: опыт с воздушными шарами и расческами. Дети создали свои изобретения, летательные аппараты будущего из бросового материала. В роли изобретателей попробовали себя и родители, они изобрели космический шлем.

    На завершающем этапе, когда дети смогли воспользоваться своими изобретениями и поиграть в них, Костя заметил сходство в именах с К.Э. Циолковским, чему был очень рад. Тогда все дети старшей группы захотели найти среди знаменитостей своих тезок.
    Так родился еще один продукт проекта Фоторепортаж «Мои знаменитые тезки».

    В ходе проектной деятельности были решены следующие задачи:

    • Дети стали самостоятельными и более инициативными.
    • Научились работать в группе.
    • Был раскрыт творческий потенциал.
    • Научились решать проблемные ситуации.
    • Научились презентовать свою работу.

    ВЫВОД: Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду» (из опыта работы)

    Работа предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных учреждений в условиях создания опытно - экспериментальной деятельности....

    «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

    Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

    статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...