Главные вкладки

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)
    статья

    Гвоздева Екатерина Владимировна

    статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем! 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx20.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гвоздева Е.В., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №38 Пушкинского района

    Санкт-Петербурга

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

    Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

    В своей работе я часто применяю метод проекта, т.к. проектная деятельность органично может быть связана со всеми формами и областями образовательного процесса. На примере конкретного проекта «А часики идут» (в рамках недельной темы, посвящённой часам и времени), который был реализован в подготовительной группе, рассмотрим все этапы проекта.

    1.Отправной точкой проекта является его планирование.

    На данном этапе мной используется модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ?  ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?  КАК могу  УЗНАТЬ?

    Ознакомительная беседа об истории часов, видах  вызвала у детей массу вопросов, и родило множество идей, которые были наглядно зафиксированы и вывешены на информационный стенд. Детям очень нравится, что их предположения записываются, а затем начинается этап их перепроверки. Проблемные вопросы заставляют детей высказывать свои идеи, на основании этого формулируются пробные цели проекта, намечаются первые шаги и распределяются обязанности. Вот некоторые вопросы, которые сформулировали дети: А кому сейчас нужны природные часы?

    Сколько есть видов часов?

    А что внутри часов, кто крутит стрелки? и др.

    2. Реализация проекта

    Этап осуществления проекта начинается со сбора и поиска информации по теме проекта и с ответа на возникающие при этом вопросы. В первую очередь я предоставляю такую возможность детям. Для поиска информации были выбраны вторичные источники (книги, Интернет, привлечение родителей в качестве консультантов)

    Например: Миша решил рассказать какие часы есть у него дома, Наташа решила принести часы своей бабушки и рассказать их историю, Никита готов принести разобранный будильник, чтобы рассмотреть часовой механизм.

    По некоторым вопросом было несколько желающих найти информацию, что ценно, так как это позволяет детям учиться друг у друга и понять, что по одному и тому же вопросу могут существовать разные мнения.

    Помимо того что дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, тема интегрируется во всю деятельность, в группе мы все вместе  наблюдаем (как стрелки меняют положение), экспериментируем (смастерила макет песочных часов из пластиковых бутылок), рисуем (Часы с кукушкой), лепим (Весёлый будильник), рассматриваем иллюстрации, энциклопедии, моделируем проблемные ситуации (А что будет если все часы остановятся? Что делать если нет часов?), читаем разные рассказы и истории по данной теме.

    3. Анализ через диалог

    Ежедневно происходил анализ образовательных процессов  в ходе вечернего круга (Что уже узнали? Что делать дальше?). Проектная деятельность, таким образом, становится интенсивным и перспективным процессом, в течение которого дети всё глубже прорабатывают тему. Процесс анализа помогает детям осознать, какой путь они прошли, чтобы сформировать новое знание. Анализировать следует не только то, что было достигнуть, но прежде всего то, как это было достигнуть, в этом помогут следующие вопросы: Вы узнали что-то, чего раньше не знали? Как вы пришли к решению проблемы?

    Целью является стимулировать детей к самостоятельному мышлению, анализу и высказыванию своих мыслей и при этом помочь детям осознать, как они учатся (Что, как и почему мы изучили?)

    4. Окончание проекта – презентация и оценка

    Заключительный этап проекта «А часики идут» был оформлен в виде выставки «Музей часов», был создан альбом с детскими рисунками « Такие разные часы», в книжном уголке была оформлена подборка детских книг о часах.

    Кроме того было проведено итоговое обсуждение на основании следующих вопросов:

    Что мы делали во время проекта?

    Чему мы научились во время проекта? Как мы этому научились?

    Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

    Проектная деятельность является оптимальной возможностью реализовать образование для устойчивого развития, она обеспечивает удовлетворение таких базовых потребностей, как социализация, независимость и собственная компетентность,  и одновременно развивает у детей соответствующие базовые компетентности, что объясняет высокую мотивацию и целеустремлённость, помогает перенести полученные знания на другие ситуации в жизни.

    Литература:

    1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.
    2. Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации:учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с. – (Вдохновение).
    3. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991 – 47 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду» (из опыта работы)

    Работа предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных учреждений в условиях создания опытно - экспериментальной деятельности....

    «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

    Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

    В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

    Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

    Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

    Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....