Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
статья

Стативка Инна Николаевна

Организация проектной деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Стативка Инна Николаевна

Старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №27 Красносельского района Санкт-Петербурга

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

В современном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей, а также помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.

В детском саду руководителем проекта является воспитатель. Он организует различные виды детской деятельности: исследовательскую, игровую, продуктивную и другие; координирует действия детей для решения поставленных задач в соответствии с поставленной целью проекта и достижения планируемого результата. В любом проекте воспитатель одновременно выступает и как организатор детской деятельности, и как информатор по теме проекта, и как консультант, и эксперт, и в то же время, как участник проекта, партнер по деятельности.

В ходе организации проектной деятельности в детском саду дети приобретают ценный опыт сотрудничества со сверстниками, взрослыми, учатся планировать свои действия. Проектная деятельность является неоспоримым условием, во-первых, выявления уже в детском возрасте задатков тех или иных природных способностей, а во-вторых, - условием развития способностей. Значительная часть проектов, используемых с дошкольниками, предполагает участие в них родителей.

Привлечение родителей необходимо для установления, прежде всего, доверительных отношений между детьми и родителями, для позитивного познавательного общения в семье. Включенность в проект родителей вызывает у детей чувство радости, гордости за свою семью, способствует формированию положительной самооценки у ребенка, эмоциональной близости с родителями и отзывчивости.

С детьми дошкольного возраста проектную деятельность целесообразно начинать с постановки трех вопросов: что мы знаем? Что хотим узнать? Что мы можем сделать, чтобы узнать?

Одной из особенностей организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является присутствие единой темы проекта для всей группы или даже всего детского сада.

Организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:

- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;

- развитие интегративных личностных качеств;

- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;

- укрепление детско-родительских отношений;

- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- формирование положительной самооценки у дошкольников.

Классификация и виды проектов, используемых в работе ДОУ

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Исследовательские - направленные на формирование представлений у детей об окружающем мире с использованием познавательно-исследовательской деятельности на основе опытов (экспериментов), проблемных ситуаций или вопросов познавательного характера. Примерные темы: «Волшебница - вода», «Растения в нашей жизни», «О чем расскажут следы на снегу», «Волшебник - невидимка» и др.

Информационные - направленные на получение информации о каком-либо объекте, явлении или событии, истории их возникновения. Примерные темы: «Мой город», «История создания лампочки», «Герб моей семьи», «Любимые животные», «Мир наших увлечений», «Что было до…часов», «Что такое вулканы?» и др.

Творческие - связанные с развитием творческих способностей детей и преобладанием творческих видов деятельности: игровой, продуктивной, конструктивной, художественно-речевой, театральной, музыкальной, продуктом которой будет изготовление поделки или игрушки, создание выставки, постановка спектакля или концерта, драматизация произведения, создание атрибутов для какой-либо деятельности. Примерные темы: «Бумажная пластика», «Парад шляпок», «Праздник для малышей», «Волшебный мир Феи Музыки» и др.

Практико - ориентированные - направленные на получение конкретного, социально-значимого результата. Например: «Ярмарка игрушек», «Друзья птиц», «Подарок нашим мамам», «Огород на окне», «Наша клумба» и др.

Игровые (ролевые) - преимущественно ориентированные на игровую деятельность детей и получение результата в виде творческих игр: «Отправляемся в поход», «Сочиняем сказку», «Путешествие в сказку», «Новый год в лесу» и др.

Однако в практике детского сада тип проекта в чистом виде встречается достаточно редко. Чаще реализуются проекты смешанного типа: информационно-творческий, исследовательски-творческий, информационно-игровой и др.

Классификация проектов по количеству участников

- индивидуальный (ребёнок учится проявлять инициативу, демонстрирует способности);

-парный (дети приобретают навыки сотрудничества, решают общую проблему, выбирают способы решения);

- групповой (осуществляется группой участников от 3-х до 10-12 человек);

-фронтальный (коллективный) выполняется всем коллективом.

В ДОО наиболее используемы групповой и фронтальный виды проектов. Их участниками, включая детей и воспитателей, могут быть родители, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед.

 Продолжительность проектов

- мини-проекты (менее одного дня),

- краткосрочные (1-2 дня),

- недельные (5-6 дней),

-средней продолжительности (от 2 недель до 1 месяца),

- продолжительные (от 1 до 3 или нескольких месяцев),

- долгосрочные (от 9 месяцев до 1 года).

Продолжительность проекта зависит от возрастной категории детей и темы.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, не рекомендуется использовать долгосрочные проекты: дети часто теряют интерес из-за большой временной отдаленности результата. Целесообразно долгосрочный проект разделить на несколько менее продолжительных. Например, годичный проект «Времена года» можно разделить на несколько, значительно уменьшив их по длительности: «В гостях у Осени», «Путешествие в зимнюю сказку», «Весна-Красна», «Вот оно, какое наше лето!» и т.п.

Как показывает практика, в работе с детьми дошкольного возраста удобнее всего использовать одно-двух недельные проекты.

К особой категории проектов относятся семейные проекты. Темами таких проектов могут быть, следующие: «Традиции моей семьи», «Золотая книга моего детства», «Генеалогическое дерево моей семьи» и др.

Любой проект завершается получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием. Возможны различные формы: альбом, видеофильм, викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник наблюдений, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т.д.), книга-самоделка или журнал, коллаж, коллекция, концерт, макет, модель, праздник, путешествие, посадка растений, реклама, развлечение. Спектакль, сочинение сказки, создание атрибутов игры, утренник, фотовыставка, экскурсия и др.

Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков дошкольников.

Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский. Реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий. Он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий. Он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)

            В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельнос...