Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
статья
В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельность внедряется в детский сад? Все дело в том, что проектирование поддерживает детскую любознательность, инициативность, е только в условиях детского сада, но и в условиях семьи.
Актуальность темы во многом обусловлена следующими факторами. Прежде всего в проектной деятельности ребенок получает опыт реализации собственных задумок, замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, общество настолько стремительно развивается, что требует постоянного внутреннего роста, поиска новых решений, порой нестандартных действиях, которые основываются на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kobeleva_e.a._organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Кобелева Екатерина Александровна
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №76 Невского района Санкт-Петербурга
Организация проектной деятельности в детском саду
(из опыта работы старшего воспитателя)
В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельность внедряется в детский сад? Все дело в том, что проектирование поддерживает детскую любознательность, инициативность, е только в условиях детского сада, но и в условиях семьи.
Актуальность темы во многом обусловлена следующими факторами. Прежде всего в проектной деятельности ребенок получает опыт реализации собственных задумок, замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, общество настолько стремительно развивается, что требует постоянного внутреннего роста, поиска новых решений, порой нестандартных действиях, которые основываются на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
«Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность». М. В Крупенина.
Основная цель проектного метода: развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется по этапам проекта.
Основные этапы метода проектов.
1. Формирование проблемы и цели проекта. Вхождение детьми в проблему,
вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение
задач проекта. На этом этапе у детей формируется активная жизненная
позиция, дети учатся самостоятельно находить и определять интересные вещи в
мире вокруг.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- организация деятельности,
- объединение в рабочие группы и распределение ролей,
- в каких источниках можно найти информацию,
- какие предметы использовать,
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть. Оказание практической помощи
детям, направление и контроль над осуществлением проекта. На этом этапе у
детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Педагог
готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети
активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют
зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
В нашем детском саду я внедрила следующие виды проектов:
- Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов», «Птичий бал». Творческие проекты завершаются праздниками, основными действующими лицами которого являются сами дошкольники.
- Исследовательские: «Жители уголка природы», «Зелёная аптека», «Мир воды». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.
- Игровые: «Моя любимая игрушка», «Путешествие в зимний лес», «Строим сказочный парк». Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.
- Информационные: «Красная книга», «Банки и бутылки разместились на тропинке». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)
Классификация проектов:
По тематике и способам реализации результатов:
- творческие,
- информационные,
- игровые или исследовательские.
По составу участников:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
По срокам реализации:
- краткосрочные (1-3 занятия),
- средней продолжительности (1 неделя),
- долгосрочными (от 1недели до года).
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Литература:
- Н.Сертакова: Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет. ФГОС (CD). Изд. Учитель, 2016 г.
- К.Ю.Белая, Е.А.Каралашвили, Л.И.Павлова: Образовательные проекты в детском саду. Картотека воспитателя. ФГОС ДО. Издательство: Русское слово, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)
статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...
Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....
Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)
Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
Организация проектной деятельности в детском саду...