Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)
статья

Шорина Ольга Сергеевна

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи (В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец и др.) отмечают использование проектной деятельности как одну из успешных форм реализации образовательного процесса, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придав ему новые формы, возможности развития творческого, познавательного мышления ребенка. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности и т.д. Проектная деятельность, с одной стороны, основана на взаимодействии взрослого и ребенка, а с другой- на самостоятельности самого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shorina_seminar2.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Шорина Ольга Сергеевна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад№75

Кировского района Санкт-Петербурга

Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы  воспитателя)

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи (В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец и др.) отмечают использование проектной деятельности как одну из успешных форм реализации образовательного процесса, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придав ему новые формы, возможности развития творческого, познавательного мышления ребенка. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности и т.д. Проектная деятельность, с одной стороны, основана на взаимодействии взрослого и ребенка, а с другой- на самостоятельности самого ребенка.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, при которых ребенок будет самостоятельно или при поддержке взрослого открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому во взаимодействии взрослого и ребенка характерным становится то, что педагог должен так обозначить и сформулировать проблему, чтобы дети захотели решить ее сами, погрузились в проблемную ситуацию. Проектная деятельность всегда должна приводить к конечному результату, представлению продукта детской деятельности.

Деркунская В.А. выделяет ряд особенностей проектной деятельности, отличающих ее от других методов организации педагогического процесса:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы.

В современной педагогической литературе рассматриваются разные виды проектной деятельности дошкольников. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов:

По предметно-содержательной области:

- моно-проекты (задачи ограничиваются рамками одной образовательной области);

- интегрированные проекты ( задачи из разных областей программы).

По количеству участников:

-индивидуальные;

- парные;

- групповые;

- коллективные;

В дошкольных учреждениях обычно используют коллективные или групповые проекты.

По характеру доминирующей деятельности детей:

Исследовательские. Дети экспериментируют, исследуют, а затем результаты оформляют творчески (в виде газет, драматизации, детского дизайна). Выбирается объект, который необходимо познать в определенном контексте. Подобная формулировка дает направление для исследовательской работы, нужно лишь ее хорошо спланировать и осуществить. Деятельность носит в основном познавательный характер.

Игровые с элементами ролевых, творческих игр. Дети входят в образ персонажей и проигрывают (решают) сложные ситуации.

Практико – ориентированные или информационно- практические . Основная образовательная цель- вызывать у детей желание и умение вносить преобразование. В ходе таких проектов дошкольники собирают информацию о каком-либо объекте, явлении, и используют эту информацию для создания различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Например, создание книжки-малышки для детей младших групп.

Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альбомы, выставки, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и многое другое.

Отдельно можно выделить комплексные проекты, сочетающие в себе цели двух или нескольких видов проектов.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные(1-2 недели), средней продолжительности(1-3 месяца), долгосрочные(до 1 года).

Некоторые авторы(Т.А. Березина) предлагают классифицировать проекты по характеру участия родителей воспитанников(детские проекты, в которых родители выполняют вспомогательную роль, и детско-родительские проекты, в которых родители занимают равную, активную позицию).

Организация детской проектной деятельности, как и любая другая деятельность, должна иметь четкую структуру. Разные авторы по-разному выделяют этапы последовательности планирования проектной деятельности. Однако, можно выделить несколько основных этапов, подходящих проектам любого вида: мотивационный этап, проблемно - деятельностный этап, творческий этап.

Основная задача педагога на первом мотивационном этапе- выявить детские интересы, представления и умения по теме проекта. Определив все компоненты, воспитатель продумывает ситуации, подводящие к постановке проблемы и выбору темы проекта. На этом этапе так же возможно обсудить с детьми итоговый продукт проекта.

На втором проблемно- деятельностном этапе осуществляется сама реализация проекта через разные виды детской деятельности. Воспитатель обогащает представления детей по теме проекта, организуя экскурсии, прогулки, беседы с детьми, рассказы, чтение художественной литературы, специальные ситуации по теме проекта и т.д.

Воспитатель так же побуждает детей к самостоятельному или с помощью родителей поиску информации по теме. В зависимости от проекта, можно так же предложить детям распределиться: кто-то будет собирать теоретический материал, кто-то продумает возможность оформления, кто-то принесет фотографии, рисунки и т.д.

На третьем творческом этапе обобщается вся полученная информация, оформляется конечный продукт детской деятельности и его презентация. Воспитатель помогает детям определиться, кому будет показана презентация: детям другой группы, родителям, друг другу.

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует огромное количество исследовательских работ, посвященных проектной деятельности, планирование и организация данного вида деятельности остается сложной проблемой для воспитателей.

Исследователи(А.Н.Веракса, Л.В. Бех и др.) выделяют трудности, с которыми могут столкнуться современные педагоги:

  • Несоответствие между характером проектной деятельности и традиционной формой организации образовательного процесса. Педагоги, имеющие многолетний опыт работы и свои взгляды на педагогическую деятельность, в большинстве случаев ориентированы на традиционную педагогическую деятельность. Им трудно отойти от строгих правил, конспектов, алгоритма и последовательности. Таких педагогов нужно специально готовить к организации проектной деятельности- формировать субъектную позицию педагога, так как невозможно развивать инициативу и самостоятельность ребенка, не принимая для себя возможности ориентироваться на желания, интересы, творчество самого ребенка.
  • Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации проектной деятельности.

Педагог может быть заинтересован во внедрении нового подхода в свою педагогическую деятельность, но сам не может освоить новую форму работы, плохо разбирается в понятиях, не знает, с чего начать проектирование, как оформить и запланировать проект и т.д.

Мы считаем, что педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо владеть технологией проектной деятельности. Это обусловлено современными требованиями к дошкольному образованию, побуждающие педагога поддерживать инициативу, индивидуальность ребенка. Но в то же время, мы убеждены, что необходимо специально готовить педагогов к внедрению метода проекта, повышая компетентность современного воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проек...