Знакомство с полезными ископаемыми Алтайского края
план-конспект занятия (старшая группа)

Танакова Ирина Алексеевна

Знакомство с полезными ископаемыми Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_poleznymi_iskopaemymi.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе

Тема: Знакомство с полезными ископаемыми

                                                                                         Разработчик:

Танакова Ирина Алексеевна

С.Родино 2016г

Программное содержание: Способствовать становлению у детейпервоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

Оборудование: карта Алтайского края, карточки с символами полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых( глина, песок, поваренная соль, сода, минеральная вода ),  лупы, стаканы с водой.

Ход занятия

- Дети, сегодня мы с вами исследователи и  совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые её глубины.  

- Земля. Что это?

- А сейчас давайте поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.) Одни полезные ископаемые лежат на поверхности земли, другие – скрыты на глубине нескольких километров.

- Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции.

Вношу образцы полезных ископаемых.

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль и др.).

- Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какими бывают полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные).

- Наша коллекция, к каким полезным ископаемым относится? (к твердым).

- А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (нефть, минеральная вода)

- А газообразные? (природный газ)

- А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”

Если воспитатель называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.

- Давайте совершим маленькое путешествие в наш родной край.

Вношу карту Алтайского края.

- По какому краю будем путешествовать? (По Алтайскому краю.)

- В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие?

- На карте есть разные значки, они обозначают полезные ископаемые.

- Вы будете выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.

Выкладывают песок, глину, соль, газ, минеральную воду. Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.

- Вот какой богатый наш край! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.

- Кто изучает полезные ископаемые? Исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.

- Рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей у песчинок :не одинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные.

- Песок какой? Сыпучий. Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Поэтому песок быстро высыхает от солнца и ветра. Где используется песок?

Игра :  Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.

 — А это что, как вы думайте? Это глина. Рассмотрите, какая она. Она состоит из мелких частичек, которые слепились между собой.

Игра: А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.

 — В одном стакане у меня песок, в другом глина. Сейчас я налью в них воду. В каком стакане вода быстрее просочится до дна? Давайте проверим (песчинки расположены отдельно, а у глины частички склеились и не пропускают воду).

- Глина располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Как вы думаете, что можно сделать из глины?  Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

ОАО «Кучуксульфат» — крупное предприятие химической отрасли в России производитель сульфатанатрия. Расположен в рабочем посёлке Степное Озеро в Благовещенском районе Алтайского края. Является  градообразующим предприятием, на заводе трудятся 1210 человек.

ОАО «Кучуксульфат» было образовано в 1992 году в результате приватизации Кучукского сульфатного завода(комбината), созданного еще в 1960 году. Сырье для производства добывается из естественной рапы озераКучук, воды которого содержат огромные запасы минеральных солей. В 1963 году было запущено сульфатноепроизводство. Производимый здесь сульфат натрия — природного, экологически чистого происхождения. Наоснове сульфата натрия получают сульфид натрия, бисульфат натрия, товары бытовой химии. Сульфат ибисульфат натрия используются при изготовлении чистящих итехнических моющих средств. Основные егопотребители — предприятия химической, целлюлозно-бумажной и стекольной промышленности.

Среди других направлений деятельности завода — выпуск сернистого натрия для горноруднойпромышленности и цветной металлургии, вылов рачков артемии (для экспорта в Корею, Японию, Китай) ипроизводство товаров народного потребления. 

Рассматриваются другие полезные ископаемые.

- Ребята, вы провели исследования полезных ископаемых.

- Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились.

- А сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадки на столе (образцы полезных ископаемых или картинки).

Оченьпрочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (Гранит.)

 

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина.)

 

Белый камешек растаял

На доске следы оставил (Мел.)

 

Покрывают им дороги

Улицы в селениях

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк.)

 

Он очень нужен детворе

Он на дорогах, во дворе

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже (Песок.)

 

По трубе течет, пироги печет (Газ.)

 

Он несет в дома тепло

От него кругом светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали

Он и черный и блестящий

Помощник настоящий (Уголь.)

 

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас станет исследователем и откроет новое месторождение нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством писателей Алтайского края

Знакомство с творчеством писателей И. Цхай и В. Свинцова...

Конспект занятия " Знакомство с полезными ископаемыми города Сланцы"

Конспект предназначен для детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста...

Богатства края. Полезные ископаемые Иркутской области

календарно-тематическое планирование старший возраст...

"Богатства нашего края" полезные ископаемы Иркутской области

календарно - тематическое планирование полезные ископаемые иркутской области старший возраст...

Знатоки родного края Полезные ископаемые. Богатства Закаменского района

Знатоки родного края Полезные ископаемые. Богатства Закаменского района...

Знатоки родного края Полезные ископаемые. Богатства Закаменского района

Знатоки родного края Полезные ископаемые. Богатства Закаменского района...