Исследовательский, творческий проект "Мордовские узоры".
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Исследовательский, творческий проект
«Мордовские узоры».
Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
Тип проекта: творческо - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.
Актуальность и перспективность.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По диагностическим данным дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем 20 %, а взрослые лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Эти цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в творчестве нет правильного пути, а есть только свой собственный путь.
Помимо этого, в процессе творчества, развиваются и такие важные качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и активность, что является целевыми ориентирами для дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Принцип ненасилия в развивающей педагогике существенно изменил отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Поэтому современное дошкольное образование ориентировано не только на подготовку ребёнка к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. А сочетание различных видов совместной и самостоятельной творческой деятельности должно быть направлено на формирование социально успешной личности ребёнка.
На мой взгляд, проект « Мордовские узоры» как нельзя лучше соответствует всем этим требованиям и принципам.
Новизна проекта.
Сегодня развитие нашей страны зависит от того, насколько подготовленные к решению сложных задач люди придут нам на смену. А поскольку такая подготовленность предполагает, в первую очередь, наличие высокоразвитого и творческого мышления, то я решила сделать акцент на творческо - исследовательской деятельности детей путём углубленного изучения мордовского национального узора и овладения азами составления на его основе индивидуального орнамента. Я считаю, что это наиболее увлекательный и соответствующий адекватности дошкольного возраста способ развития детского мышления. Мордовский орнамент универсален своим построением, а, следовательно, даёт широкие возможности для творческого экспериментирования.
Обычно, принятый на веру материал легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Поэтому, в ходе проекта я не предлагаю детям готовые элементы для составления мордовского орнамента, а подвожу их к желанию самостоятельно выделить их из общего рисунка вышивки или другого образца.
Теоретическая база.
В своей работе я опираюсь на труды основоположника отечественной психологии Л.С. Выготского, физиологов И.П. Павлова, И.М Сеченова, педагогов М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Е.А. Флериной, И. Дистервега, современных педагогов Н.Е. и А.Н. Вераксы и др. Во-первых, по мнению этих педагогов, народное искусство, как проявление творчества народа, наиболее близко по своей природе творчеству ребенка, т.к обладает простотой, завершенностью формы и обобщенностью образа. Именно поэтому оно родственно восприятию ребенка, понятно ему, и, следовательно, вызывает искреннюю заинтересованность. Во-вторых, одним из основных методов развития детского мышления, в том числе творческого, является активное воздействие на мелкую моторику рук, чему способствует занятие изобразительной деятельностью. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, предметом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Исходя из этого, можно сделать вывод об исключительной важности для развития ребёнка различных видов изобразительной деятельности (в том числе и аппликации, как вида декоративно-прикладного искусства), которые непосредственно участвуют в тренировке движений пальцев и, тем самым, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Доказано, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Так, к примеру, Л.С. Выготский называл изобразительную деятельность «графической речью». Это в равной степени касается и развития творческих способностей детей, поскольку творчество - это непосредственный продукт мышления. «Творчество – разновидность поисковой активности», – как утверждал психофизиолог В.С. Ротенберг.
Цель: развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.
Задачи:
1.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;
2.Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение ритмического рисунка, способов соединения элементов, цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.
3. Формировать композиционные умения; учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.
4.Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб), и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).
5. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.
6.Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.
7.Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению через создание индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.
8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.
9.Обогатить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.
10. Воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.
Ожидаемые результаты:
1. Освоение детьми социального опыта совместной деятельности, расширение и обогащение знаний детей об истории и культуре своей малой Родины .
2. Повышение уровня художественно-творческого развития дошкольников и активное вовлечение в этот процесс окружающих ребенка взрослых.
3. Развитие креативного мышления и практических умений детей.
4. Создание декоративного панно «Мордовская матрёшка» в качестве детского дизайна.
1-й этап подготовительный.
1. Подбор литературы и интернет - источников; предварительное чтение и углубленное изучение тематики проекта.
2. Подбор наглядных и дидактических материалов: цветные иллюстрации с изображением мордвы в национальных костюмах; с изображением мордовской национальной одежды, головных уборов и украшений; с изображением предметов обихода с использованием мордовской вышивки; подготовка экспонатов мордовского мини-музея; подбор мордовских народных игр и пальчиковых гимнастик.
3. Изготовление шаблонов для дидактической игры «Найди нужный элемент» и сюжетно-ролевой игры «Мастерская»; роспись матрёшек в стиле мордовской национальной одежды; роспись разделочной доски с элементами мордовского узора.
На этом этапе очень важно привлечь детей к наблюдению за процессом творчества воспитателя. Это вызывает возникновение непроизвольного интереса к предстоящей деятельности, и помогает детям естественным образом «вжиться» в проблему, т.е. у детей появляется желание самим «нарядить» матрёшку в красивый мордовский костюм.
4. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате на мордовскую тему (оборудование интернационального уголка « Две сестры», отражающего единство русского и мордовского народов); организация мастерской детского творчества.
5.Подготовка материалов для организации исследовательской и экспериментальной деятельности детей: фрагменты мордовского узора, наборы шаблонов основных элементов орнамента («круг», «ромб»; «розетка», «крест»; «квадрат»; «зигзаг»; «треугольник», «спираль», «ступенька», «галочка»), полоски ткани белого, красного, чёрного, зелёного и жёлтого цветов.
2 –й этап основной.
Структура проекта.
Образовательная область | Содержание работы |
Социально - коммуникативное развитие | Беседа по теме: «Мордовия – наша малая Родина»; рассказ на тему « Мордовский национальный костюм»; режиссёрская игра «Мордовские вышивальщицы». |
Познавательное развитие | Посещение мини-музея «Мордовский быт»; посещение выставки «Мордовское декоративно-прикладное искусство»; просмотр и анализ наглядного материала по теме мордовского декоративно-прикладного искусства; просмотр и анализ образцов мордовского национального орнамента; игровые упражнения «На что это похоже?», « Нарисуй фигурами картинку»; дидактическая игра «Найди нужный элемент»; эксперименты «Мордовские узоры». |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Что это?»; беседа по теме «Мордовские узоры»; рассказ о традициях мордвы; отгадывание загадок на тему «Мордовский национальный костюм». |
Художественно- эстетическое развитие | Аппликация на тему: «Украшение варежки» и «Украшение рубашки» (с использованием элементов мордовского узора); сюжетно – ролевая игра « Мастерская»; выставка детских работ; коллективное изготовление панно «Мордовская матрёшка». |
Физическое развитие | Мордовские народные игры и забавы: «В петушка», «В платочки»; пальчиковые гимнастики: «Дружные пальчики», «Напёрсток», «Наша группа». |
Эксперименты:
I. Детям раздаются полоски тканей основных цветов мордовского орнамента, и предлагается составить и сравнить следующие варианты сочетания цветов:
1).красно – белый, красно-чёрный, красно-чёрно-белый; красно-зелёный;
2).чёрно-белый; чёрно-жёлтый, чёрно-зелёный, чёрно-жёлто-зелёный;
3).зелёно- жёлтый, зелёно-белый и др.
После чего предлагается высказать своё мнение и предложения об этих сочетаниях.
После эксперимента дети подводятся к выводу: в мордовском орнаменте в качестве основных используется классическое сочетание цветов – красного, белого и чёрного. На первой ступеньке стоят белый и красный цвета, на второй – чёрный цвет. Белый цвет символизирует чистоту мыслей, красный - праздничное настроение. Чёрный цвет подчёркивает красоту первых двух. Жёлтый и зелёный цвета дополняют основные и расцвечивают узор.
II. Детям раздаются образцы мордовского орнамента. В ходе анализа орнамента называются знакомые детям геометрические фигуры: «круг», «квадрат» и «треугольник»; происходит знакомство с новой фигурой «ромб»; детей подводят к определению названия их производных: «розетка», «крест», «галочка», «ступеньки», «зигзаг», «квадрат с продлённой стороной», «спираль».
После выделения и определения называния очередного элемента, на стол выкладывается его шаблон. Таким образом, получается набор основных элементов мордовского узора.
III. Исследование способов расположения элементов мордовского узора. Детям предлагается рассмотреть образцы мордовского орнамента и выяснить, как они могут располагаться (слитно, раздельно, повторяться, чередоваться и т.д.) и составить индивидуальный узор.
3-й этап презентативный.
Представление панно «Мордовская матрёшка» на конкурс районного методического объединения « Реализация программы «Мы в Мордовии живём».
4-й этап итоговый.
1.Совместное обсуждение результатов проекта, эффективности собственных шагов в реализации проекта.
2.Презентация результата реализации проекта родителям.
3.Постановка новой проблемы: сделаем для мордовской матрёшки подругу – русскую матрёшку.
Список литературы:
1.Л.С. Выготский «Проблема культурного развития ребёнка» (1928 г); «Мышление и речь» (1934 г.)
2. В.А. Сухомлинский «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» (М., 1999 г.)
3.В.И. Белицер «Народная одежда мордвы» (Наука, 1973 г.)
4. А.С. Лузгин « Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учебное пособие» (Мордовское книжное из-во, 2005 г.) 5. Н.А. Косинец, Н.И. Шибаков «Изобразительное искусство Мордовии» (Мордовское книжное из-во, 1984 г.)
6. Л.Б. Федосеенко, Н.И. Шибаков «Простые лики красоты» - альбом (Мордовское книжное из-во, 1985 г.)
7. Ю.Ф. Юшкин «Мордовия. Народное искусство» (Мордовское книжное из-во, 1985 г.)
8. З.А. Богатеев «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» (Просвещение, 1999 г.)
9. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольного учреждения (М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.)
10. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» (М.: 1989 г.)
11.З.А. Богатеев « Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» (М.: Просвещение, 1999 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"
Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/09/picture-48045-1528526395.jpg)
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-905213-1570992810.jpg)
Проект информационно-творческий "Городецкие узоры и пластилинография"
В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисованию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-169673-1380026122.jpg)
Творческий проект «Узоры России»
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1189269-1574340187.jpg)
Творческо-исследовательский проект «Зимние узоры» В старшей группе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101Творческо-исследовательский проект«Зимние ...
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...
Исследовательский проект " Ледяной узор"
В работе представлены исследования н тему "Как нарисовать ледяной узор?"...