Конспект НОД Насекомые Приморья.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Абушенкова Светлана Сергеевна

 Для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность, где в игровой форме происходит расширение знаний дошкольников о  насекомых: об особенностях внешнего вида и жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nasekomye_pk.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                                         по познавательному развитию

                                       на тему:  «Насекомые Приморья»

                                    для детей подготовительной к школе группы

                                                                                               воспитатель 1 кв.категории

                                                                                                               МДОБУ Д/С№10 ЛГО

                                                                                     Абушенкова С.С

                                      Тема: «Насекомые  Приморья».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: В игровой форме расширение знаний дошкольников о  насекомых: об особенностях внешнего вида и жизни.

Задачи:

 Образовательная:

  • Формировать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.

 Развивающая:

  • Развивать творческую активность; воображение; речь; интерес к насекомым.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: 

         Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

          - воспитывать заботливое отношение к насекомым.

         Образовательная область «Познавательное развитие»:

        -расширять знания детей о насекомых (образ жизни, внешний вид, питание);

        - развивать креативное мышление (путём решения проблемной ситуации),

        Образовательная область «Речевое развитие»:

       -обогащать словарь детей; 

        -развивать речевую активность.

        Образовательная область «Физическое развитие»:

        - формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

          - закреплять умение аккуратно складывать лист  бумаги пополам, осторожно работать  

          ножницами;

         - развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; беседа о Красной книге, рассматривание иллюстраций, загадки и стихи о животных, растениях и насекомых.

Методические приёмы

1. Художественное слово.

2. Объяснение воспитателя.

3.Словесная игра.

4.Показ

 4.Анализ работ воспитателем и детьми.

Оборудование: Картинки с изображением луга, иллюстрации насекомых, цветов, конверт с письмом, телевизор, флеш-накопитель, фото насекомых, дидактическая игра «Кого не стало», цветная бумага, маленькие картинки насекомых, клей, волшебный обруч, доска, таз с водой, салфетки, ножницы.

Демонстрационный материал. Картинки цветов и насекомых, конверт с письмом, телевизор, фото насекомых, цветная бумага, маленькие картинки насекомых, таз с водой.

Раздаточный материал. Цветная бумага - квадрат 10\10 (по количеству детей),  маленькие картинки насекомых(по количеству детей), клей, салфетки, ножницы(по количеству детей).

Структура НОД

I. Вводная часть - 5 минут.
а) введение в игровую ситуацию;
б) игровой момент «Волшебный обруч»;

в) письмо от насекомых;
II. Основная часть - 20 минут.
а) игра «Отгадай насекомое»;
б)  беседа о насекомых;
в) Игра «Кого не стало»;
г) беседа о насекомых Приморья;
д) физкультминутка «Утром бабочка проснулась»;
е) рассматривание общих признаков насекомых;

ж) опыт «Почему насекомые любят цветы»;

з) игровая ситуация «Как разговаривают насекомые»
III. Заключительная часть - 3 минут.
а) анализ

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Вводная часть 

 Организационный момент:   дети стоят полукругом

Воспитатель: Ребятки, посмотрите сегодня, за окном холодная зимняя погода. Предлагаю отправится на солнечную поляну, чтобы нам попасть на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Светлана Сергеевна.

                (дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка)

Воспитатель: Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето,  ласковое солнышко.

(воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами).

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! Назовите, какие цветы вы здесь видите?

Дети:  колокольчик, ромашка, василёк, ландыш , одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка.

Воспитатель: Ребята, на полянке много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

- Ой, а что это такое лежит на полянке?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

                                                       Насекомые.

Воспитатель:  Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды?

Дети: да

2.Основная часть 

Игра «Отгадай насекомое»

Цель: Учить отгадывать загадки, правильно называть насекомое.

Воспитатель:  Ребята, вот первая загадка:

1. Сок цветов душистый пьёт,

     дарит нам и воск и мёд,

     людям всем она мила,

     а зовут её    (пчела).

(показываю картинку угаданного насекомого)

2.Не жужжу, когда сижу,

    не жужжу, когда хожу,

    не жужжу, когда тружусь,

    а жужжу, когда кружусь. (Жук).

3.Нет, не птица, нос как спица;

    летит — кричит, сядет —молчит,

    кто его убьёт, свою кровь прольёт.(Комар).

4. У нас четыре крыла.

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза,

    Называют меня ……(Стрекоза)

5.  Он работник настоящий,

     очень, очень работящий,

       под сосной в лесу густом

     из хвоинок строит дом. (муравей).

6. Этот маленький скрипач,

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он. (кузнечик)

7. Всех жуков она милей,

    Спинка алая у ней,

    На спине кружочки,

    Черненькие точки.  (божья коровка)

8.Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла,

    Сама похожа на цветок,

    Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)  

Воспитатель:  Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.  Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом?

Дети:  насекомые.

Беседа о насекомых

 Воспитатель: Ребята, почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, ребята, насекомые – это самые маленькие представители животного мира . От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми.

А как вы думаете насекомые нужны?

Дети: ответы детей .

Воспитатель:  Насекомые  играют  несомненно  важную  роль  как  в  природе,  так  и  в  жизни  человека.  Они  являются  опылителями  растений,  истребляют  вредных  насекомых  и  выполняют  роль  санитаров.  Некоторых  полезных  насекомых,  например  —  пчел  и  шелкопрядов  —  человек  одомашнил.  Пчела летает, собирает сладкий сок цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Но,  кроме  этого,  велик  и  вред,  наносимый  насекомыми.  К  так  называемым,  вредным  насекомым,  относят  например:  вредителей  поля,  сада,  огорода,  амбарные  вредители,  переносчики  болезней.  Комар - его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Кого не стало».

Игра «Кого не стало»

Цель: Развивать внимание, память

Воспитатель: « Теперь предлагаю  поиграть в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

Беседа о насекомых Приморья.  

Воспитатель:  Приморский  край  не  имеет  себе  равных  краев на  Дальнем  Востоке  по  богатству  и  разнообразию  животного  и  растительного  мира. Отличается наш край богатейшим разнообразием животного  мира, очень много редких видов,  редкие  и  находящиеся  под  угрозой  исчезновения  объекты  животного  мира  заносятся в  Красную  книгу. Кроме  этого,  такие  виды  охраняются  на  особо  охраняемых  территориях,  заповедниках,  которых  в  Приморском  крае  насчитывается  6:  

Уссурийский  заповедник,  Дальневосточный  морской  заповедник,  Кедровая  Падь,  Лазовский  заповедник,  Сихотэ-Алиньский  заповедник,  Ханкайский  заповедник.

В  Приморском  крае  насчитывается  58  видов  насекомых,  включенных  в  региональную  Красную  книгу.  

1.Кузнечик  Куренцова-Единственное  его  местонахождение  —  гора  Голец  (Приморье,  Южный  Сихотэ-Алинь). 2.Реликтовый  дровосек  (он  же  реликтовый  усач).

С некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка. (показываю схему развития бабочки)

 Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок. А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

 А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка «Утром бабочка проснулась»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Рассматривание общих признаков насекомых

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка. Давайте рассмотрим её внимательно. Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки. Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых. У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей  рассказывает и показывает части тела насекомого)

Ребята,  вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Насекомые, как и растения, любят солнце, воду и тепло.

Опыт «Почему насекомые любят цветы».

Цель: Формирование представлений дошкольников о том, что цветок может быть домом для насекомого. Закрепление знаний о том, что цветам для жизни и роста нужна вода. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам сделать небольшой опыт «Почему насекомые любят цветы». Мы знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов. Цветы для насекомых – это пища. Но, не только. Сейчас мы выясним, почему насекомые любят цветы.  

             Творческая работа

 Воспитатель:  У вас на тарелочках  лежат  цветные квадратики и картинки насекомых.

 Возьмите квадратик и сложите пополам и еще раз пополам(сопровождаю показом). Получился маленький квадратик, на котором мы нарисуем стебелек цветка и аккуратно вырежем (индивидуальная помощь). В середину получившегося цветка наклеиваем насекомое и загибаем стебельки к середине. Получилось, что насекомое спит в цветочке, маленький житель закрыт от ветра, холода  и дождя. Вот какие красивые цветы получились.

Теперь, предлагаю вам оживить наши цветы, напоить их водой. Утром цветок пьет воду и раскрывает свои лепестки, будто  бы выпускает насекомое, после холодной ночи.

Бумажные цветы опускаем  в воду и когда бумага намокает и разбухает , лепестки сами раскрываются.

Воспитатель: Ребята, наши цветы утром распустились, а насекомые проснулись. Предлагаю, вам поиграть в игру и вспомнить, как разговаривают насекомые.

Обыгрывание ситуации  «Как разговаривают насекомые»

Цель: Развивать речевую активность.

 Воспитатель:  Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны)

Я лечу издалека. (Ритмично помахивают руками.)

Зу-зу-зу – комар пищит (Указательные пальцы выставляют вперед)

Укусить скорей спешит (остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук)

Уф-уф-уф – как паровоз, (ритмично притоптывают ногами)

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. (делают ритмичные хлопки). Я любого разбужу.

3.Заключительная часть

Воспитатель:  Вот и подошло к концу наше путешествие, чем сегодня мы занимались?

- Ребята,  почему нельзя рвать цветы?

Дети: цветы это домики для насекомых, их пища.

Воспитатель:  Для кого хорошо, когда много насекомых?

 Дети: Хорошо растениям, птицам.

Воспитатель:  Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети: Насекомые опыляют растения, ими питаются птицы. Если не будет  насекомых, птицы начнут умирать с голоду, не будут расти новые растения, а старые погибнут. Насекомые часть природы, а природу надо беречь!

Воспитатель:  Как нужно вести себя в природе?

Дети: Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры.

Воспитатель:  Ребята! Нам пора возвращаться в свою группу. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы.

- Вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

  Дети: отгадывать загадки, изготавливать цветы, поить цветы водой.

Воспитатель:  Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги цветок.

        

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» Тема: «Приморье - страницы истории»

Формирование элементарных представлений об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён....

НОД в области "Познание" (Ф.Ц.К.М.) Тема: Приморье - страницы истории.

Формировать элементарные представления у детей дошкольного возраста об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён. Расширить знания  о родном крае, его ис...

Конспект нод "Горы Приморья - Сихотэ - Алинь"

Цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.Задачи: Образовательные:•          Расширять представления детей о горах П...

Презентация "Горы Приморья - Сихотэ - Алинь"

Презентация к занятию "Горы Приморья - Сихотэ - Алинь"Цель данной презентации - формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Люблю тебя, Приморье синеглазое…»

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Конспект НОД "Природа родного Приморья"

Конспект нод по познавательному развитию. Цель: формирование знаний о природе  и  заповедниках Приморского края....