Включение патриотического воспитания стпрших дошкольников народными традициями культуры в занятия
методическая разработка (старшая группа)

Валентина Алексеевна Куцанкина
На сегодняшний день наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое применение образовательными учреждениями и ДОУ, в первую очередь, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых жизненных и культурных ценностей. Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение обязано быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так же трудно преодолевается кризис культуры, образования, кризис духовного мира человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vklyuchenie_patrioticheskogo_vospitaniya_v_nod.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Включение патриотического воспитания старших дошкольников народными традициями культуры в занятия

На сегодняшний день наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое применение образовательными учреждениями и ДОУ, в первую очередь, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых жизненных и культурных ценностей.

Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение обязано быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так же трудно преодолевается кризис культуры, образования, кризис духовного мира человека.

С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в ДОУ условий, чтобы реализовать пути к получению образования с усовершенствовано новыми качественными характеристиками. Одной из важнейших характеристик является степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных дошкольников, стержнем его были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа.

Педагоги, психологи, этнографы сходятся во мнении о том, что постигать, наследовать народные традиций лучше начинать более юном возрасте, когда познание мира происходит с большим интересом, удивлением и любопытством перед его многообразием. Известным русским этнографом Г.Ф. Виноградовым было написано о том, что ребёнком всегда чувствуется своя связь с родным краем, он склонен чувствовать и любить его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, что связывает будущие и уходящие поколения. [7, c. 89]

Переступив порог ДОУ, ребёнок попадает на новую, огромную именно для него планету - Планету людей. Ему предстоит овладеть азбуку общения с ними, узнать, почему же они подобные, но различные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать зло и добро, смотреть в других, как в зеркало, узнает более о себе самом.

Естественно, что ребёнок, который пришел в ДОУ, несёт на себе "отпечаток" того микросоциума, в котором он жил до этого. Семьи, в первую очередь. Воспитателем принимается ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из данного он в дальнейшем обязан исходить и на этом строить свою воспитательную работу. В свою очередь ДОУ призвано дополнять отмеченный бытовой фон этнографически и исторически значимыми фактами, которые способны углубить и расширить имеющиеся у детей чувства, знания, привычки и т.п.

Русское народное творчество, в фольклор, частности, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, которые используются народом, их духовно-нравственные ценности формируют у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, которые содержат в себе надёжно проверенные историческим и временем отбором знания, умения и навыки человечества, представляют именно для ДОУ предмет социальной актуальности и значимости. Результатом приобщения к этнокультурным традициям русского народа будет развитие национального самосознания дошкольников, осознание собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных обычаев, традиций, праздников можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств воспитания, из-за совершения механизма передачи норм поведения, духовных и культурных ценностей от одного поколения к другому. Наоборот, результатом пренебрежения культурными традициями своего народа станет деградация и духовно-нравственное разложение, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.

Поиск возможностей и путей по воспитанию патриотических качеств личности старших дошкольников на основе народных традиций считаю перспективным и интересным в современных условиях жизни нашего общества.

Мной были применены традиции народной культуры для патриотического воспитания старших дошкольников.

В работе присутствовала как практическая, так и теоретическая части.

В теоретической части при изложении темы приводились музыкальные и поэтические примеры, использовались наглядные пособия, специально подобранные тексты.

Практическая часть была представлена творческой работой, экскурсией, конкурсами, праздниками, разучиванием игр, песен, проведением викторины, выставки.

Мной был поставлен акцент на включение в каждое из занятий материала, который способен содействовать пробуждению национальной гордости и патриотического чувства. Также широко применение краеведческого этнографического материала. Источниками патриотического воспитания именно для старших дошкольников является естественная именно для ребёнка среда его жизнедеятельности. [1, 4]

Краеведение - это в то же время и наука, и деятельность. Оно связано с изучением настоящего и прошлого родного края, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в истории, литературе, культуре.

Трудно перечислить и объяснить все причины проявления любви к родному городу, краю, деревне. Но мне кажется, что невозможно любить то, чего не знаешь. В связи с этим основной задачей можно считать ознакомление детей:

- с родным краем, открытие новых страниц его истории, культуры;

- с людьми, что отдали этому краю частицу своей души, раскрыли тут свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой родины.

Образ родного города является в первую очередь его историей. На мой взгляд, именно для старшего дошкольника важно почувствовать связь с прошлым, понять, почему надо ценить прошлое и сохранять память о нём.

В связи с поставленными задачами были использованы различные виды деятельности, представленные:

- экскурсией, прогулкой по городу;

- посещением выставки, музея;

- беседами о родном городе;

- исследовательскими работами;

- конкурсом на лучшую работу о своем городе;

- конкурсом на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов поэтов, которые посвящены нашему краю.

Почитание родной природы, земли, Родины является фундаментальной духовно-нравственной ценностью русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в древнеславянских мифах о берегинях, в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, их и образах символике. [6, c. 218]

Приведу несколько примеров знакомства детей с темой "Особенности русского народного календаря".

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням и месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или обычаи, будни, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма месяцеслова - круглая. Отсюда в русском языке выражение "круглый год". Вместе с детьми рисуем круг, его можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. именно для каждого времени года выбираем свой цвет: именно для зимы - голубой, как лёд и снег под солнцем; именно для весны - зелёный, именно потому что весной всё расцветает и зеленеет ; именно для лета - красный, так же как жарко, дни долгие и светлые; именно для осени - жёлтый, как листья на деревьях. Нанесём на календарь главные точки. Привычные названия месяцев нам не подходят, т.к. они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Выделим зимний и летний солнцевороты, а также осеннее и весеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о происхождении и строении слов. В ходе работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется крайне просто: времена года и его основные, поворотные моменты регулярно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные преобразования в природе. В народно-поэтическом восприятии осень - зима ассоциировались с заколдованным и засыпанием сном-смертью, а весна-лето - с пробуждением и возрождением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце - Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет снова, даря своей возлюбленной - Земле - тепло и свет, а та плодоносит и расцветает. Народный календарь был календарём земледельческим, что повлияло в названиях месяцев, народных приметах, обычаях и обрядах. [2, c. 132]

Дети с интересом узнают о счёте лет наших предков, что исчисляли время промежутками от одного урожая до другого. Названия месяцев (травень, серпень…) были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Отсчёт лет было принято вести "от сотворения мира", т.е. с 21 марта 5509 года до нашей эры. Новый календарь ввёл царь Пётр 1 . Его указом установилось иное начало года: за 31 декабря 7208 года "от сотворения мира" наступало 1 января 1700 года новой эры, или от Рождества Христова. Этот календарь назывался "юлианским". По велению Петра 1 января в России стали праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать ёлку, развешивать гирлянды и поздравлять друг друга. А с 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живём по "новому стилю" с разницей в 13 суток. [8]

Очень важно для этого и изучение родословной.

Раньше родословная рисовалась в виде древа с многочисленными ветвями. Ствол дерева обозначал общих предков семьи, зачинателей рода, они жили в давние времена, а ветви - их детей и правнуков, внуков, то есть все поколения до самых младших.

О многом может рассказать фамилия. Все фамилии имеют свою историю. Русские фамилии возникали из имени или прозвища. (Иванов, Петров; Говорухин, Торопыгин). Есть фамилии, которые говорят о профессиях их владельцев (Гончаров, Поваров). Другие указывают, откуда родом наши предки (Архангельский, Тамбовцев). [3, c. 415]

Семейные традиции передаются из поколения в поколение. Очень важно научить ребёнка относиться к ним с уважением и по возможности следовать им. "Береги честь смолоду",- гласит народная пословица. Честь проявляется в уважении человека к самому себе, но ещё более в уважении людей, что его окружают. Честь - это доброе имя человека. Если человеком любится семья, почитаются и уважаются близкие и родные, он постарается быть достойным своей фамилии, свой родословной.

К занятиям на данную тему детям были подготовлены рассказы о своих дедушках и бабушках, были принесены фотографии и семейные реликвии.

Каждому ребенку необходимо знать историю Российской символики.

Слово "герб" славянского происхождения. Ещё в древности его осознавали как знак, помечающий передающуюся по наследству собственность. Появление русских гербов произошло вначале как изображения на личных и государственных печатях. Началось это при Иване 1 после его женитьбы на византийской принцессе Софье. Одна эпоха сменяла другую. Изменялись и Российские символы. [8, c. 103]

Мной применялся материал народных примет на занятиях. Каждая из них хороша именно для изучения определённой темы, по ходу выполняются грамматические задания к тексту.

В особенности интересно происходило обобщение по временам года. Каждый ребенок составлял копилку народных примет.

Дальнейшее знакомство с народными приметами происходило с опорой на то, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определённым дням в году. Как же крестьяне подчеркивали подобные делали и дни их памятными? Оказывается, они обозначали приметный день именем святого. Обычно имя святого выбиралось произвольно, отдавалось предпочтение тому, которое подходило под рифму, например: "На Прохора зима заохала", "Дожди на Акулину - хорошая калина", "Пришёл Федул, теплом подул".

Наши предки были не только ловкие и меткие на слова, они ещё вели долголетние наблюдения, которые связаны с их хозяйственной деятельностью. К примеру, зиме самое время заохать с Прохора, ведь это 10 (23) февраля, приближается весеннее равноденствие, а там и весна не за горами.

Детьми старшего дошкольного возраста охотно и легко усваиваются новые слова и речевые обороты, успешно пополняется их лексический багаж, осваиваются разные лингвистические конструкции. [14, c. 256]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

«Патриотическому воспитанию младших дошкольников средствами традиционной культуры»

laquo;Патриотическому воспитанию младших дошкольников средствами традиционной культуры»...

Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»....

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки

Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравст...