Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки
статья

Беляшкина Светлана Викторовна

Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравственную личность. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки

Беляшкина С.В.

МБДОУ «Детский сад № 8 «Русалочка», г. Кстово, Нижегородская обл.

 

        Актуальной на сегодняшний день в сфере дошкольной педагогики является проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Фундамент, который мы, как педагоги, заложим в воспитанников,  поможет вырасти им физически и психически здоровыми людьми, любящими свою семью и страну, в которой они живут.

        Сейчас мы особенно осознаем значимость воспитания патриотизма в связи со сложившейся ситуацией в нашей стране и мире. Начинать надо с первых лет жизни, воспитывая детей на лучших образцах искусства, культуры и спорта, примерах нравственных поступков. Искренне любить свою Родину может только тот, кто знает, уважает и ценит все то, что сделано на благо России предыдущими поколениями.

        Многие современные родители дошкольников ставят на первое место подготовку к учебе в школе в ущерб воспитанию, сводя к минимуму живое общение. А дошкольное детство - это важный период, когда прививаются национальные традиции, общечеловеческие ценности, любовь к семье и Родине. Поэтому, плодотворность в работе по нравственно - патриотическому воспитанию зависит от согласованности целей и педагогических усилий родителей и педагогов.

        Дети старшего дошкольного возраста  –  восприимчивые, любознательные, отзывчивые, их легко можно заинтересовать, формируя у них физическую и духовную культуру личности, ее гармоничное развитие. Воспитывать чувство патриотизма у ребенка надо начинать с любви к своей семье и тому месту, где родился - малой родине. Постепенно, вследствие того что дети все больше узнают о прошлом своей страны, воспитывается чувство гордости и уважения к ее истории, а также к людям спорта и искусства, внесшим вклад в развитие и защиту нашего государства. В атмосфере доброты и душевного комфорта детям даются доступные их возрасту знания об истории России, ее героях, в том числе и героях спорта, культуры и искусства. Физическое и художественно – эстетическое воспитание в МБДОУ № 8 г. Кстово тесно связано с воспитанием патриотических и нравственно – волевых качеств. На физкультурных и музыкальных занятиях, досугах, развлечениях и праздниках средствами физического и нравственно - эстетического воспитания в  стенах нашей дошкольной организации и за ее пределами мы стараемся прививать и воспитывать в детях доброту, отзывчивость, способность прийти на помощь, коллективизм, смелость, привычку к преодолению трудностей, самостоятельность.

        Основа тематического планирования по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы дошкольного образования [5] по четырем ступеням.

        I. Героико-патриотическая тема: знакомство с лучшими образцами нравственных и патриотических поступков к празднованию Дня города, Дня народного единства, Дня защитника Отечества, Дня Победы 9 мая, сдаче нормативов ВФСК «ГТО» (1 ступень);

        II. Краеведческая тема: знакомство с историей и культурными особенностями России, Нижегородской области, Нижнего Новгорода, города Кстово для подготовки к спортивной игре «Зарница», спортивному досугу «Маленькие путешественники»;  знакомство с символикой страны, родного края (герб, гимн) к празднованию Дня России;

        III. Физкультурно - спортивная тема: знакомство с героями спорта России, Нижегородской области и города Кстово прошлого и настоящего времени,  прославляющими нашу страну к физкультурным досугам, спортивным праздникам, фестивалям: «Папа, мама, я – спортивная семья, «Кстово – город спорта», « Мы вместе», «Готов к труду и учёбе»; обучение подвижным играм народов России к физкультурным досугам и спортивным праздникам: «Неделя здоровья», «Игры народов России»;

        IV. Музыкальная тема: изучение произведений русской классической музыки, народного фольклора  к музыкально – спортивным мероприятиям «Зимние забавы», «Широкая масленица», «Богатыри земли русской», «Широка страна моя родная»; знакомство с поэтами – песенниками патриотического направления в музыке для постановки показательных танцевальных номеров  «Я – патриот России», «Родина моя – Россия», «Я живу в России», «Матушка – Россия».

        Изучая тему нравственно – патриотического воспитания, мы задумались над тем, как сделать так, чтобы нашим воспитанникам было интересно и не скучно усваивать её.

Какие же методы и форму надо выбрать? Педагоги нашей дошкольной образовательной организации выбрали самый эффективный метод, сочетающий в себе комплекс действий и способов - метод проектов, который позволяет осуществлять принцип интеграции образовательных областей. Он дает возможность вести нравственно – патриотическое воспитание с учетом интересов ребенка, делая родителей активными участниками образовательного процесса. Нами был разработан долгосрочный проект «Юный россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по формированию нравственной личности, любящей свою семью и Родину.

Цель проекта

Воспитание здоровой, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности, любящей Родину и уважающей разные народы России.

Задачи

        1. Воспитывать у старших дошкольников чувства любви и уважения к своей семье, месту, где живешь, Родине, многонациональным традициям через физическое и художественно – эстетическое воспитание.

        2. Формировать представления о российской государственной символике, символике Нижегородской области средствами информационно – коммуникативных технологий.

        3. Воспитывать патриотические качества к культурным и спортивным достижениям России, гордость за российских спортсменов - героев средствами физической культуры и музыки.

        4. Создавать условия для двигательной активности, направленной на развитие нравственно – волевых качеств, творческих способностей, укрепления здоровья средствами здоровьесберегающих технологий.

        5. Развивать смелость, решительность, взаимовыручку в подвижных играх, эстафетах и игровых упражнениях, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей на физкультурных занятиях и во время активного отдыха.

                Для решения поставленных задач, направленных на нравственно – патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на лучших образцах и нравственных ценностях был разработан план воспитательных мероприятий.

Перспективный план по реализации проекта «Юный россиянин»

Тема

Цель

Месяц

Мероприятие

Мой родной город

Воспитание нравственно – патриотических и физических качеств через  мастер-класс от спортсменов и родителей воспитанников Кстовского округа, прославивших нашу малую родину в разных видах спорта.

сентябрь

«День города Кстово»

Готов к труду и учёбе

Приобщение к здоровому образу жизни через личный пример родителей, воспитание патриотизма через сдачу нормативов по физической подготовленности детьми старшего дошкольного возраста 1-ой ступени физкультурно - спортивного комплекса «ГТО». 

октябрь

Первые шаги к «ГТО»

Я познаю Родину

Развитие познавательной и творческой активности, двигательных умений и навыков через участие в играх эстафетах, постановке танцевальных номеров на патриотическую тему.

ноябрь

 «День народного единства»

Береги здоровье смолоду

Развитие физических качеств с применением здоровьесберегающих технологий  в укреплении здоровья.

декабрь

«Неделя здоровья»

Мы – славяне

Формирование навыков здорового образа жизни и изучение народных обычаев и традиций  через зимние игры, забавы, хороводные танцы совместно с родителями воспитанников.

январь

«Зимние забавы»

На страже Отечества

Воспитание нравственно – патриотических качеств, развитие физических  качеств через изучение героических образцов для подражания и участие в эстафетах, спортивных и подвижных играх, музыкальных номерах на военную тематику.

февраль

«Зарница»

Моя семья

Формирование представлений о здоровом образе жизни, пользе физкультуры и спорта, нравственных семейных ценностях при активном участии родителей.

март

«Папа, мама, я – сплоченная, спортивная семья»

Мы вместе

Знакомство с играми народов России, их обычаями и традициями. Воспитание патриотических чувств и духовных ценностей через народную музыку, приобщение старших дошкольников к физкультуре и спорту.

апрель

«Народы России»

Воины-защитники

Формирование патриотических чувств,  нравственных ценностей и совершенствование двигательных навыков и умений в подвижных играх и  спортивных эстафетах, посвященных традициям празднования «Дня Победы – 9 мая».

май

«День Победы»

Мы - россияне

Формирование представлений о национальных играх народов России, развитие двигательных навыков через участие в играх-состязаниях, музыкальных флэшмобах, квест играх для детей с привлечением родителей воспитанников

июнь

«Фестиваль народных игр».

Осуществление проекта «Юный россиянин» по нравственно – патриотическому воспитанию  детей  старшего дошкольного возраста, помогло приобщить их к общественно – нравственным ценностям. У воспитанников начало формироваться чувство любви к Родине, родному краю. Благодаря проекту «Юный россиянин» родители (законные представители детей) повысили свою компетентность в вопросах нравственно – патриотического воспитания и приобщения детей к здоровому образу жизни. У дошкольников появился высокий интерес к занятиям физической культурой и музыкой.

        Все вышеперечисленные мероприятия стали традиционными в нашей дошкольной образовательной организации. Мы очень надеемся, что благодаря совместной слаженной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей, старшего воспитателя, заведующего, медицинского работника, родителей формируется здоровая, всесторонне развитая личность, обладающая нравственными качествами,  потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребёнке стремление быть гражданином России.

        Список литературы

1. Асташина, М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина. Волгоград: Издательство Учитель, 2013.110 с.

2. Баринова Е.С., Подходы к патриотическому воспитанию в ДОО /Е.С. Баринова, Л.В. Красильникова // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. 2017. С. 15-18.

3. Бичева, И.Б. Музыкальное дошкольное образование в воспитании культуры личности ребенка/И.Б. Бичева, А.С. Курбатова, Н.В. Трубникова//Наука и практика регионов. 2019 № 3 (16). С.. 50-54.

4. Бичева, И.Б. Особенности воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.В. Бикеева // Наука и практика регионов. 2019. № 4 (17). С. 53-57.

5 Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы

ФГОС (под редакцией Н.Е. Вераксы, Комаровой Т.С. , Дорофеевой Э.М. - 6-е

изд, доп.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020

6. Россова, Ю.И. Проектная деятельность обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) / Ю.И. Россова, А.К. Ивонтьева // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3 С. 692-694.

7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Я. Степаненкова 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове...

"Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры"

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и нео...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами создания предметно-пространственной среды в группе детского сада

Одним из условий патриотического воспитания дошкольников является создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды, выполняющей по отношению к детям различные функции: информативную...

Консультация на тему: " Гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников средствами физической культуры".

В последние годы проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сег...

Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры

Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры...