Реализация национально-регионального компонента через физкультурно-досуговую деятельность ДОУ
статья

Представлен опыт работы по реализации национально-регионального компонента в ДОУ. Использование марийского фольклора при проведении спортиных праздников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ардашева Е.С. инструктор по физической культуре МБУ «Центр «Росток»

Реализация национально-регионального компонента через физкультурно-досуговую деятельность ДОУ.

   Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным вопросом в современном обществе. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в своей культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

   Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. ФГОС рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Мы живем в самобытной республике  Марий Эл и надо сделать так, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Опыт педагогической деятельности позволяет говорить о том, что через народные традиции ребенок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию, показать себя в играх, участвуя в соревнованиях и различных конкурсах.  В дошкольном возрасте ребенок принимает информацию через игру. А в народных играх столько поучительного, нравственного, именно игры могут познакомить с историей народа, культурой, традициями. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей.

   Так как я работаю много лет инструктором по физической культуре, решила объединить игру и национально-региональный компонент, потому что  игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Первое, на что обратила внимание, это марийские народные сказки. Они привлекают своей самобытностью, интересом сюжета, необычностью имен персонажей, привлекательным описанием быта и традиций мари. Для того, чтобы провести физкультурный досуг по сказке «Сереброзубая Пампалче» мы, совместно с воспитателями, читали сказку, проводили беседы, показывали мультфильмы и диафильмы, играли в национальные подвижные игры,  рисовали и делали аппликацию марийского узора, заучивали пословицы и поговорки, учились танцевать марийский танец, слушали национальную музыку. Формой проведения досуга я выбрала театр картинок.

Сереброзубая Пампалче

(физкультурный досуг с использованием театра картинок)

Дети в спортивной форме заходят в спортивный зал. Их встречает сказочница в марийском национальном костюме.

Сказочница: Здравствуйте, ребятишки! Заходите, да рассаживайтесь поудобнее. Я вам сказку расскажу.

Сказка о нашей стороне.

Сказка о марийской старине.

Что за сказка отгадайте.

Слушайте внимательно не перебивайте!

Красивая невеста,

С серебряными зубами.

Светла, как звезда!

Красива, как луна!

Кто она?  (Пампалче).

- Правильно. Сереброзубая Пампалче. А теперь слушайте и смотрите (во время повествования  на мольберте выставляются иллюстрации к сказке «Сереброзубая Пампалче»).

Давным-давно жили в марийском лесном краю старик охотник и его младшая дочь – Сереброзубая Пампалче. Они жили так: старик охотился и рыбу ловил, а Пампалче грибы и ягоды собирала.

Хочу проверить, знаете ли вы, что такое охота. Выходите все мальчики, поиграем.

Марийская народная игра «Утиная охота»

 Молодцы мальчики, хорошо поохотились. Девочек приглашаю, ягоды собрать.

Марийская народная игра «Сбор земляники»

- Отлично справились с заданием! Слушайте дальше.

Пошел как-то старик на охоту. Идет по лесу и вдруг так ему пить захотелось, что терпеть, сил нет. Подошел он к озеру, только наклонился – пошли по озеру черные волны.

Упражнение «Волна»

(волнообразные движения правой, затем левой рукой).

Высунулась из темной воды черная рука, схватила старика за бороду и тянет на дно. Испугался старик, стал просить пощады, а из воды ему грозный голос Водяного отвечает: «Отпущу тебя, если отдашь за меня замуж свою младшую дочь Сереброзубую Пампалче!»

Заплакал старик, а делать нечего, согласился он отдать Пампалче замуж за Водяного Владыку.

Обрадовался Водяной. Достал гусли-сомогуды и давай играть на них. Как только гусли заиграют – все танцуют; перестанут играть – замирают.

Марийская народная игра «Замри»

Тем временем  пришел старик домой. Встретила его Пампалче и спрашивает: «Почему, батюшка, ты такой грустный?» Отвечает старик: «Обещал я, доченька, отдать тебя замуж за Водяного Владыку.  Завтра придет он сюда и заберет тебя в свое подводное царство». Поклонилась Пампалче отцу, обняла его и стала собираться в дорогу. Залепила еловой смолой зубы, надела старый кафтан и пошла к своей старшей сестре, чтобы скрыться там от Водяного. Идет она лесом и вдруг видит, как по дороге едут девушки в белых сарафанах и юноши в белых одеждах, а в карете  Водяной Владыка. Спряталась Пампалче в болото. А там лягушки игры веселые устроили.

Марийская народная игра «Лягушки»

Проехал Владыка со свитой, вышла девушка на дорогу и пошла дальше. Навстречу ей плетется, ковыляет старуха, такая дряхлая, что от старости вся мохом обросла.  «Куда идешь, бабушка?»- спросила Пампалче. Старуха прошамкала беззубым ртом: «Иду за невестой.  Иду свадьбу гулять.  Буду петь и плясать». Засмеялась Пампалче, отвалилась смола, заблестели серебряные зубы. «Я узнала, тебя! Ты Сереброзубая Пампалче!»- закричала старуха.  «Я отведу тебя Водяному Владыке, ведь я его подруга, злая ведьма Вувер-Кува!».Погналась Вувер-Кува за Пампалче. Девушка залезла на высокую сосну и запела: «Ой, сестра-сестрица, спусти мне шелковую лестницу! Не то поймает меня Вувер-Кува, отдаст в жены Водяному Владыке!».А Вувер-Кува отломила свои костлявый палец, сделала топор и стала рубить сосну.

Упражнение на дыхание «Топор»

Топор рубит, рубит, рубит.

Сосну губит, губит, губит.

Устала Вувер-Кува. Легла отдохнуть, да и заснула. Шел мимо медведь. Увидел топор, забросил его в озеро.

Эстафета «Попади в озеро»

(два больших обруча и два пластмассовых топора; чья команда чаще попадет в цель)

Проснулась злая ведьма, выпила всю воду из озера, взяла топор и давай снова рубить сосну. Пампалче еще громче запела:  «Ой, сестра-сестрица, спусти мне шелковую лестницу! Не то поймает меня Вувер-Кува, отдаст в жены Водяному Владыке!». Услышал песню Рыжий Лис, прибежал к сосне и говорит: «Ты устала, бабушка.  Ложись, отдыхай.  Я тебе помогу». Только уснула Вувер-Кува, лис забросил топор в озеро.Да с нами поиграть захотел.

Марийская народная игра «Рыжий Лис»

                        Йыж-выж, йыж-выж

                        Бежит Рыжий Лис

                        Хвостик спрятал наш зверек,

                        Отгадай, где скрыться смог.

Проснулась Вувер-Кува, смотрит нет Лиса и нет топора. Бросилась к озеру, выпила всю воду и снова принялась рубить сосну. Как ни старалась Пампалче, как громко не пела, никто ей не отвечал. Затрещала сосна, стала падать, но спустилась с горы шелковая лестница. Ухватилась за нее девушка и поднялась по ней к своей старшей сестре на высокую гору. Увидели это звери, обрадовались, а Пампалче пустилась в пляс.

Выходит Пампалче и танцует марийский танец.

Пампалче: Салам лиже! Здравствуйте ребята! Спаслась я от Вувер-Кувы и Водяного Владыки! Радостно мне и хочу поиграть с вами  в марийскую игру «Курык, кече, корно сай».

Марийская народная игра «Курык, кече, корно сай»

(курык (гора) – надо собраться  всем вместе в центре зала и поднять руки; кече (солнце) – руки над головой; корно сай  (хорошая дорога) – марийский перепляс по кругу).

Пампалче: Я и угощение вам приготовила. Угощайтесь.

Сказочница: Вот такая интересная сказка есть у марийского народа. Вам понравилась? Приходите ко мне еще, я вам другую сказку расскажу! До свидания!

   Так мы подготовили и провели еще несколько физкультурных досугов по марийским сказкам: «Чоткар - Патыр», «Волшебный меч», «Гусли  - Самогуды», «Нынчек - Патыр». Формы проведения досугов выбирали разные: «Вечер народных игр», «Полоса препятствий», «Театр бибабо», «Марийские посиделки». Когда у детей уже было достаточно знаний по национальному фольклору, мы предложили им квест-игру «Путешествие по земле Онара».

   Приобщая детей к истокам марийской культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

      Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва//2010г

2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками  / Е. А. Алябьева. - М. : Вече, 2003. - 128 с.

3. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры  : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.

4. Виноградова, Н. А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.- М. : Айрис-пресс, 2008. - 256 с.

5. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. М. : Просвещение, 2006. - 132 с.

6. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. - М. : Вече, 2007. -115 с.

7. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка… / Е. В. Соловьева. - М. : Обруч, 2011. - 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»

Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

«Организация условий для реализации национально –регионального компонента через проектирование «Туристско-краеведческого центра»

Актуальность.В современном мире большое значение отводится формированию национальных ценностей на  основе приобщения дошкольников к культуре своего родного края.Цель создания центра - всесторонне...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ. Из опыта работы.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации ...