Проект "Мини-музей "Усть-Сысольск: окно в прошлое"
презентация к уроку (средняя группа)

Коровкина Евгения Александровна

В работе описывается практический опыт по созданию мини-музея с целью формирования духовно-нравственных  основ у дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ust_sysolsk_okno_v_proshloe.pptx109.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационный проект «Мини-музей « Усть-Сысольск: окно в прошлое» Авторы-руководители проекта: Коровкина Евгения Александровна, Карманова Валерия Васильевна, Вилижанинова Татьяна Владимировна МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара, 2017-2018 гг.

Слайд 2

Актуальность проекта: В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. В условиях современного общества встает вопрос о формировании личности ребенка на основе нравственных и эстетических идеалов, личности, способной ощущать свою принадлежность к родному народу, что в последующем станет основой для воспитания патриотизма и гражданственности. Устойчивый интерес в современном обществе к народной культуре предопределил включение его в образовательно-воспитательную систему детских садов. Музей (этнографический уголок), выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе возможности обучения и воспитания. Этнографические уголки представляют собой источник передачи культурных традиций, обусловленность народной культуры хозяйственно-географическим комплексом. При нарушении межпоколенной трансляции норм традиционной культуры они становятся таким транслятором.

Слайд 3

Цель проекта: Создание мини-музея (этнографического уголка) «Усть-Сысольск: окно в прошлое» для изучения основ традиционной культуры коми. Задачи: Познакомить детей с бытом и культурой коми ; Воспитать уважительное отношение к народной культуре; Сформировать бережное и трепетное отношение к природе коми народа; Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; Дать возможность для самостоятельной исследовательской деятельности; Укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников; Обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Слайд 4

Формы работы для успешной реализации проекта: Экскурсия –форма работы предопределена этнографическим уголком. Первое знакомство детей с экспонатами начинается с экскурсии. Занятие в мини-музее желательно проводить подгруппами, по 10-12 человек. В младшем звене в роли экскурсовода выступает воспитатель, в старшем звене эту роль может на себя примерить дошкольник. Интегрированные занятия, включающие в себя все виды деятельности Беседы (познавательные , этические, эвристические, эстетические) Развлекательные мероприятия с этнокультурной тематикой Театрализованные представления Тематические встречи с носителями языка Кружковая работа Методы и приемы, используемые для поддержания интереса к работе в мини-музее: Ролевые, дидактические, настольные, подвижные игры Рабочие тетради Использование фольклора в качестве компонента народной педагогики Использование яркой наглядности Использование ИКТ-технологии

Слайд 5

Ожидаемые результаты: Создание мини –музея « Усть-Сысольск : окно в прошлое». Развитие интереса к истории родного края, современным тенденциям и особенностям Коми Республики. Повышение уровня знаний у детей и родителей о культуре народа коми. Укрепление отношений между всеми участниками проекта. Участники проекта: воспитатели, дети, родители Продолжительность проекта: долгосрочный (2017-2020 гг.) Новизна проекта и практическое значение: Создания мини-музея в ДОУ дает возможность педагогу познакомить ребенка с историей родного края, не покидая пределы детского сада. Музей, выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе большие возможности обучения, образования и воспитания, нежели традиционные занятия. Используемые методы и приемы музейной педагогики позволяют нам добиться лучшего результата, вызывая у дошкольников неподдельный интерес к истории коми края.

Слайд 6

Обеспечение проекта: 1.Учебно-методическое: - составление каталога музейных экспонатов (в процессе); - разработка методических материалов (конспекты, сценарии, картотеки и т. п.) (в процессе); - опыт работы педагогов. 2. Организационное: - оформление помещения мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» ; - оснащение музея экспонатами. 3. Информационное: - использование возможностей интернета в поиске информации, адресов опыта; - консультации и семинары по музейной педагогике (в перспективе); - размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ (в перспективе); - презентации экспонатов музея. 4. Мотивационное: - поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников; - накопление и обобщение педагогического опыта; - участие в конкурсах. 5. Материально-техническое: - оформление фото коллажей, презентаций, буклетов; - Мультимедийный проектор, экран; - Ноутбук с выходом в интернет.

Слайд 7

План-график мероприятий срок Действия детей Действия педагогов Действия родителей 1 этап – Организационный (Предварительный) этап мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала Сентябрь – октябрь 2017 г. Устный опрос родителей и детей о желании создать мини-музей в группе. Выбор тематики музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» Нетрадиционное родительское собрание в форме аукциона Ноябрь - декабрь 2017 г. Выбор помещения для музея с учетом количества экспонатов и посетителей Сбор экспонатов для музея, регистрация их в каталоге Сбор экспонатов для музея, регистрация их в каталоге Январь 2018 г. Оформление мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое»

Слайд 8

срок Действия детей Действия педагогов Действия родителей Конец января 2018 г. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей 2 этап – Основной этап и 3 этап – Заключительный (пересекаются) Февраль 2018 г. Разработка тематики экскурсий и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами Март - май 2018 г. Проведение ознакомительных экскурсий с детьми средней группы с целью вызвать интерес к культуре коми края среди воспитанников (2 раза в месяц) Июнь - август 2018 г. Разработка перспективного планирования на старшую и подготовительную группу. Разработка конспектов НОД Сентябрь-октябрь 2018 г. Выбор экскурсовода из числа воспитанников ( срок – на полгода). Возможность побывать в роли экскурсовода родителям (Проект «Моя мама (мой папа) - экскурсовод»)

Слайд 9

срок Действия детей Действия педагогов Действия родителей Ноябрь 2018 г. Создание сменной сезонной экспозиции « От зернышка к хлебушку» (1 раз в полгода) Октябрь-декабрь 2018 г. Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие, совместное с родителями - «Хлеб на столе, здоровье в семье» Январь 2019 г. Разработка проекта «И грушки и игры коми детей» Февраль - апрель 2019 г. Реализация проекта. Оформление сменной сезонной экспозиции «Народные коми игрушки» Январь-май 2019 г . Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие, совместное с родителями - «Сундук с игрушками » Сентябрь 2020 г. Разработка тематик сменных экспозиций на год. Реализация их через совместные с родителями проекты. Проведение занятий согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие в конце каждого полугодия.

Слайд 10

Оценка результатов и отчетность Проект достигнет своей цели – изучение основ традиционной коми культуры через создание мини-музея « Усть-Сысольск: окно в прошлое». Уже на начальном этапе у воспитанников и родителей проявляется неподдельный интерес к коми культуре. На аукционе(форма родительского собрания) все лоты были «распроданы». Родители в короткие сроки, с ноября по декабрь 2018 гг. помогли собрать нужное количество экспонатов, до сих пор приносят отдельные предметы быта с вопросом о возможности их помещения в наш музей. Предметы старины: громоздкие, имеющие уникальную историческую ценность, которые не могут быть размещены в группе детского сада,- родители совместно в воспитателями выполнили стилизованно. В отношении детей: первые пробные экскурсии вызвали искренний и восторженный интерес. При любом удобном случае дети средней группы «Теремок» играют с предметами обихода и быта коми народа, с удовольствием играют деревянными ложками, даже делают попытки полакомиться муляжами каравая, баранок. Контроль результата достижения проектом цели будет осуществляться через наблюдение педагогов, совместных анкет для родителей и детей , работы в рабочих тетрадях, викторинах и т.д.

Слайд 11

Список используемой литературы Ознакомление дошкольников с народной культурой коми(зырян) средствами музейной педагогики: метод.пособие / Мин-во образования Респ . Коми, Коми респ . инс-т развития образования – 3-е изд. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 96 с. Рыжова Н.А., Рыжов И.Н., Ильина И.В. «Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем ».Сыктывкар, 2012. Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА.И ., «Мини-музей в детском саду», Москва, « Линнка-Пресс », 2008. Детям о культуре народа коми. Части I , II . Сыктывкар, 1994. https://nsportal.ru http://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-komi-izba-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...

Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)

Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей  «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)...

Конспект экскурсии: "Самара-окно в прошлое".

Город Самара – это один из крупных России, административный центр Самарской области. Этот город раскинулся в излучине Самарской Луки, на левом берегу реки Волги. Вд...

В группе "Озорные бабочки" прошло прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".

В группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".Цель: формирование у детей основ экологического мировоззрения  и культуры.За...