ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (старшая группа)

Я участвовала в республиканском конкурсе "Педагогический колейдоскоп ". По окончанию проекта написала со вместно с колегой статью, которую опубликовали в сборнике научно- методических статей с международным уровнем "Дошкольное образование" : педагогический поиск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Донских Татьяна Алексеевна, воспитатель,

Шарыпова Галия Харисовна, воспитатель

МБДОУ «Аленка»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
           Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.

Актуальность использование нами данного подхода можно объяснить  рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения  нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности  поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательной деятельности.
4. В образовательной деятельности   можем решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет  нам сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
        Методика проведения ОД с использованием интегрированного подхода  предполагает  использование различных образовательных технологий. 
Наиболее эффективно  в работе с воспитанниками применяем следующие технологий: сравнительный анализ, проблемные вопросы, разнообразные речевые  и познавательные дидактические игры, активизации словаря,  воспитания чувства уверенности в своих силах.
Мы считаем, что успешность образовательной деятельности  с  нашими воспитанниками, зависит  от выбора форм интеграции. В своей работе используем совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

  В одном из таких проектов,  «Хакасия-любовь моя», проходило  знакомство детей с историческим наследием хакасского народа.
В рамках  реализации данного проекта перед нами стояли следующие задачи:

 -создавать условия для знакомства  детей с традициями жизни  хакасского народа,  с особенностями животного  и растительного  мира;

-развивать монологическую, связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию в игровых действиях с макетом, обогащать словарный запас;

-воспитывать любовь к малой родине, доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослыми и детьми.

Результатом  проекта стало создание нескольких макетов, олицетворяющих быт  и культуру  хакасского народа: юрта хакасов, Хуртуях Тас- «каменная старуха», поклонение хакасским богам (шаман), дерево «Ленты Чалама», хакасские народные празднования, люди в национальных одеждах, гора с древними рисунками, природные ресурсы Хакасии, водный мир, животные тайги, степи, полезные ископаемые.

На первом этапе происходило знакомство детей с культурой Хакасии: взаимодействие детского сада с хакасским народным  театром «Читиген»,  посещение музея «История города Черногорска». Кроме этого проводилось празднование в детском саду хакасского Нового года «Чыл –пазы».

Реализации второго этапа послужил сбор материалов для макета. Родители воспитанников обеспечивали процесс создания макета: пенопластом, бросовым материалом (пластиковые бутылки для каркаса сооружений, картонные коробки и др.); распечатками персонажей. Дети совместно с родителями изготовили элементы макета: юрту с мебелью, «каменную статую» Хуртуях - Тас, курган, священную берёзу, часть основы макета:  Туимский провал, музей – заповедник Сундуки, коробки для хранения аксессуаров.

На третьем этапе происходило изготовление основы макета. Совместно с детьми  мы изготовили ландшафтную часть макета: со степью, рекой, лесной зоной. Дети раскрашивали  и наклеивали объёмные части рельефа.  В непосредственной образовательной  деятельности по рисованию и конструированию дети изготовили аксессуары:  раскрашивали и вырезали силуэты птиц, животных, людей, изготавливали подставки для готовых деталей, макеты деревьев из гофрированной бумаги, поролона и ткани, макет гор из папье-маше. Затем расписывали  юрту,  делали национальную посуду из пластилина.  

 Реализация четвертого этапа осуществлялась через  познавательно – игровую деятельность  детей с макетом. После завершения всех работ, дети с удовольствием играют с макетом, обыгрывают хакасские  народные сказки и праздники, проводят экскурсии  по историческим местам  родного края для детей других групп. Так как наш макет трансформируется, дети применяют его для придумывания новых  сюжетов, используя предметы заместители, тем самым они попадают в сказочные истории, в «Парк Юрского периода» и на «ферму» и куда угодно, как заведёт их фантазия. Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему. Выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
А дошкольное детство - очень важный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учёба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Список литературы:

  1. Авторская программа «Хакасия – земля родная», Асочакова Л.В. и др.
  2. Методическое пособие/Р.С. Буре. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012.
  3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 -7 лет/Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов 2012.
  4. ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"

НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...

Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа ин...

Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлен опыт работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями слоговой структуры слова во взаимосвязи специалистов детского сада - учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора ...