ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (старшая группа)
Я участвовала в республиканском конкурсе "Педагогический колейдоскоп ". По окончанию проекта написала со вместно с колегой статью, которую опубликовали в сборнике научно- методических статей с международным уровнем "Дошкольное образование" : педагогический поиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Донских Татьяна Алексеевна, воспитатель,
Шарыпова Галия Харисовна, воспитатель
МБДОУ «Аленка»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
Актуальность использование нами данного подхода можно объяснить рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательной деятельности.
4. В образовательной деятельности можем решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет нам сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Методика проведения ОД с использованием интегрированного подхода предполагает использование различных образовательных технологий.
Наиболее эффективно в работе с воспитанниками применяем следующие технологий: сравнительный анализ, проблемные вопросы, разнообразные речевые и познавательные дидактические игры, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Мы считаем, что успешность образовательной деятельности с нашими воспитанниками, зависит от выбора форм интеграции. В своей работе используем совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
В одном из таких проектов, «Хакасия-любовь моя», проходило знакомство детей с историческим наследием хакасского народа.
В рамках реализации данного проекта перед нами стояли следующие задачи:
-создавать условия для знакомства детей с традициями жизни хакасского народа, с особенностями животного и растительного мира;
-развивать монологическую, связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию в игровых действиях с макетом, обогащать словарный запас;
-воспитывать любовь к малой родине, доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослыми и детьми.
Результатом проекта стало создание нескольких макетов, олицетворяющих быт и культуру хакасского народа: юрта хакасов, Хуртуях Тас- «каменная старуха», поклонение хакасским богам (шаман), дерево «Ленты Чалама», хакасские народные празднования, люди в национальных одеждах, гора с древними рисунками, природные ресурсы Хакасии, водный мир, животные тайги, степи, полезные ископаемые.
На первом этапе происходило знакомство детей с культурой Хакасии: взаимодействие детского сада с хакасским народным театром «Читиген», посещение музея «История города Черногорска». Кроме этого проводилось празднование в детском саду хакасского Нового года «Чыл –пазы».
Реализации второго этапа послужил сбор материалов для макета. Родители воспитанников обеспечивали процесс создания макета: пенопластом, бросовым материалом (пластиковые бутылки для каркаса сооружений, картонные коробки и др.); распечатками персонажей. Дети совместно с родителями изготовили элементы макета: юрту с мебелью, «каменную статую» Хуртуях - Тас, курган, священную берёзу, часть основы макета: Туимский провал, музей – заповедник Сундуки, коробки для хранения аксессуаров.
На третьем этапе происходило изготовление основы макета. Совместно с детьми мы изготовили ландшафтную часть макета: со степью, рекой, лесной зоной. Дети раскрашивали и наклеивали объёмные части рельефа. В непосредственной образовательной деятельности по рисованию и конструированию дети изготовили аксессуары: раскрашивали и вырезали силуэты птиц, животных, людей, изготавливали подставки для готовых деталей, макеты деревьев из гофрированной бумаги, поролона и ткани, макет гор из папье-маше. Затем расписывали юрту, делали национальную посуду из пластилина.
Реализация четвертого этапа осуществлялась через познавательно – игровую деятельность детей с макетом. После завершения всех работ, дети с удовольствием играют с макетом, обыгрывают хакасские народные сказки и праздники, проводят экскурсии по историческим местам родного края для детей других групп. Так как наш макет трансформируется, дети применяют его для придумывания новых сюжетов, используя предметы заместители, тем самым они попадают в сказочные истории, в «Парк Юрского периода» и на «ферму» и куда угодно, как заведёт их фантазия. Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему. Выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
А дошкольное детство - очень важный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учёба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
Список литературы:
- Авторская программа «Хакасия – земля родная», Асочакова Л.В. и др.
- Методическое пособие/Р.С. Буре. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012.
- Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 -7 лет/Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов 2012.
- ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"
НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...
Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования
Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...
Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении
В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа ин...
Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок...
Статья "Интеграция образовательных областей в воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173430","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","width":"480"}}]]...
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (образовательная область «Познавательное развитие»): образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Число и цифра 8 (
Цель: закрепление изученного материала по теме «Число и цифра 8»Задачи:Обучающие:1. Упражнять в количественном и порядковом счёте.2. Закрепл...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье представлен опыт работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями слоговой структуры слова во взаимосвязи специалистов детского сада - учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора ...