Конспект ОД в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Во славим имя казаков».
методическая разработка (подготовительная группа)

Цели: Познакомить детей с историческим прошлым

родного края.

Программные задачи:

Образовательные: Формировать представление о  жизни

 и быте первых переселенцев.

Развивающие: Развивать интерес к историческому

 прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с

 жизнью  казаков,

Воспитательные : Воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего

жилья.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев,  альбома с открытками,  знакомство детей  с особенностями

повседневной жизни и труда казаков.

Ход ОД:

Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель:
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали

 звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья

это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто еще поет  казачьи песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо –

 

 

время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое.

Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II. 

Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель:  Слово «град»  означает город.

 Как казаки начали строить город.

Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки,

 

ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

 

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник.                                                  \

 

Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель:  Казаки очень много строили. 

Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим,

 словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор

сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады 

стали  обычными городами, стали  расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали

 и узнали много интересного.

Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.

Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. 

А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о

 прошлом и еще больше стремились познать историю

 своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Познакомить детей с историческим прошлым

родного края.

Программные задачи:

Образовательные: Формировать представление о  жизни

 и быте первых переселенцев.

Развивающие: Развивать интерес к историческому

 прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с

 жизнью  казаков,

Воспитательные : Воспитывать уважение к старшему поколению. 
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего

жилья.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев,  альбома с открытками,  знакомство детей  с особенностями

повседневной жизни и труда казаков.

Ход ОД:

Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель:
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали

 звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья

это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто еще поет  казачьи песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо –

время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое.

Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.  

Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель:  Слово «град»  означает город.

 Как казаки начали строить город.

Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки,

ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник.                                                  \

Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель:  Казаки очень много строили.  

Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим,

 словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор

сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады  

стали  обычными городами, стали  расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали

 и узнали много интересного.

Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.

Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. 

А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о

 прошлом и еще больше стремились познать историю

 своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...

Конспект НОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина»

Конспект НОД  в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина»...

ООД в средней группе детского сада по нравственно – патриотическому воспитанию «Казачий курень»

ООДв средней группе детского садапо нравственно – патриотическому воспитанию «Казачий курень» Цель: формировать представление детей об истории и жизни казаковПрограммные за...

Конспект ОД во второй младшей группе детского сада по нравственно – патриотическому воспитанию «В гостях у кубанской казачки»

Конспект ОДво второй младшей группе детского садапо нравственно – патриотическому воспитанию«В гостях у кубанской казачки»Цель. Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с ж...

Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования. "Кубань - казачий край". (проводится занятие в форме викторины)

Конспект ОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования."Кубань - казачий край".(проводится  занятие в ф...

Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции и быт Кубанского казачества».

Конспект ОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции и быт Кубанского казачества».Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить дете...

Конспект ОД в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования. "Символика Ленинградского района".

Конспект ОДв подготовительной группе детского садапо нравственно-патриотическому воспитаниюc использованием нетрадиционного рисования."Символика Ленинградского района".Программное содержание...