Комплексно - тематическое планирование по региональному компоненту.
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая группа)

Кушхова Баблина Тугановна

Планирование по формированию у детей дошкольного возраста 3-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе

Месяц

Интегрирующая тема периода

Программные задачи

Связь с другими видами деятельности

1

2

3

4

Сентябрь

«Я и моя семья»

1. Рассказы детей о членах своей семьи на основе личного опыта.

2. Формировать умение называть свое имя, фамилию и имена членов семьи.

3. Чтение стихотворения «Моя сестра Лина» А.Ханфенова.

4. Рассказ о такой традиции адыгского народа, как уважение и почитание старших.

1. Беседа на тему: «На каком языке разговаривают члены моей семьи» (просмотр фотографий).

2. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

3. Сюжетно-ролевая игра «Гуащэунэ»

Дочки – матери)

4.Чтение абазинской народной сказки: «Три брата».

Октябрь

«Осень»

1. Беседа на тему: «Самобытная красота Кавказа».

2. Разучивание народной потешки «Цым, цым, цым».

3. Чтение стихотворении К.Дугужева «Осенний лес»

1. Беседа о национальной еде. Дать попробовать на вкус национальное блюдо «Хьэлывэ» (Пирожки с сыром).

2. Лепим пирожки.

3. Народная подвижная игра «МэрэкIухьэ» (за земляникой).

Ноябрь

«Мой аул»

1. Знакомить с родным аулом, его названием, основными достопримечательностями- просмотр видео фильма.

2. Рассказывание сказки «Адиюх».

3. Слушание песни Аслана Даурова «Мой Хабез».

1. Экскурсия в музей «Хабез в прошлом».

2. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми А .Даурова, Ю Хакунова.

3. Рисование «Кувшин для воды»- с использованием адыгского орнамента.

4. чтение ногайской народной сказки «Бык с озером».

Месяц

Интегрирующая тема периода

Программные задачи

Связь с другими видами деятельности

Декабрь

«Новый год у ворот»

1. Беседа о встрече нового года дома и в детском саду».

2. Чтение стихотворения В.Шовгенова «Новый год».

3. Изготовление новогодней открытки с использованием народного орнамента из геометрических фигур.

1. Изготовление новогодних игрушек из соленного теста вместе с родителями.

2. Исполнение черкесских народных песен, танцев, пословиц, поговорок, народных игр и развлечений.

3Чтение абазинской поэтессы Фатимат Апсовой «Новый год».

Январь

Наша Родина – Россия

1. Беседа о нашей Родине- России (с иллюстрациями).

2. Чтения стихотворения «Миру мир» Е.Шакова.

1. Празднование: «Завязывание младенца в люльку» - с рождением ребенка.

2. Разучить колыбельные песенки на черкесском языке.

Февраль

Наши защитники

1. Знакомство с творчеством нашей Республики.

2. Чтение сказки Х.Абитова «Два охотника»

3.Чтение отрывка из произведения карачаевского писателя И. Тохчукова «Тепло отцовских рук»

1. Изготовление подарков для пап и дедушек из соленного теста.

2. Спортивное развлечение для мужчин «Джигитовка» вместе с папами.

Март

8марта праздник мам

1. Беседа о мамах.

2. Чтение стихотворения детьми «О маме» на родном языке.

3. Разучивание пословиц о маме.

4. Чтение стихотворения «Мать» Л.Афаунова

1. Украшения женского платка по мотивам адыгского орнамента «Узор в квадрате» (подарок для мам).

2. Посиделки «Вместе с мамой» - народные танцы и развлечения.

Апрель

Весна

1. Беседа об изменениях в природе весной.

2. Чтение адыгской народной сказки «Лиса и кувшин» - обратить внимание на умение наших предков подмечать повадки и особенности внешнего облика животных.  

1. Изготовление народных игрушек из природного и бросового материала «Куклы, лук, стрелу».

2. Разучить народную считалку «ЗэкI токI). ( один, два)

3. Чтение стихотворение карачаевской поэтессы Байдымат Кечеруковой «Про пчелку и про бабочку».

Май

День победы

1. Изготовление открыток.

2. Слушание и пение песен о войне

3.Чтение стихотворения карачаевкого поэта Азрета Акбаева «Баллада у вечного огня».

Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Месяц

Интегрирующая тема периода

Программные задачи

Связь с другими видами деятельности

1

2

3

4

Сентябрь

Осень

1. Научить замечать красоту родной природы осенью.

2. Разучивание потешек, песен на родном черкесском языке.

3. Чтение народной сказки «Лиса и журавль»

1. Познакомить детей с книжкой И. Хакунова «Мима» и с ее содержанием.

2. Выполнить коллективную работу «Горы Кавказа».

3.Чтение стихотворения  про осень из сборника карачаевского поэта М.Хубиева

Октябрь

Я в мире «Человек»

1. Беседа с детьми о своей семье.

2. Познакомить с семейно- бытовыми обрядами.

3. Разучит обрядовую игру «Iупэгъу» (По губам).

4. Познакомить с профессиями родителей.

1. Праздник «Первые шаги ребенка».

2. Разучить адыгскую песенку «Мимэ».

3. Сюжетно-ролевая игра «Больница».

4.чтение абазинской народной сказки «Младший брат»

Ноябрь

Мой аул моя страна

1. Продолжить знакомство с родным аулом,  с некоторыми выдающимися людьми прославившими свой аул, Россию.

2. Рассказ о достопримечательностях родного аула по фотографиям.

3. Пение песни Аслана Дауров «Мой Хабез».

1. Встреча с композитором Тамазовой Л.Х.

2. Организация выставки детского творчества.

3.Знакомство с творчеством ногайского композитора

Декабрь

Новогодний праздник

1. Беседа с детьми о праздновании Нового года в семьях.

2. Чтение рассказа П.Кажарова «Новый год».

3. Изготовление игрушек для елки с использование народного орнамента.

1. Чтения стихотворения на родном языке Охтова А. «Елка», А. Афаунова«Первый снег», Л.Шовгенова «Новый год».

2. Исполнение песни «ЩIыIэ Дадэ» (Дед Мороз).

Январь

Зима

1. Рассказ детей о домашних и диких животных зимой на черкесском языке.

2. Разучивание стихотворения «Зима» Т.Кохова.

3. Изготовление атрибутов к народному театру.

1. Беседа «Национальные игры адыгов».

2. Разучивание народных считалок.

3. Инсценировка народных сказок «Кто быстрее?».

4.Чтение ногайской народной сказки «Исмаил богатырь»

Февраль

День защитника

1. Рассказ о том, где служили их отцы, об их «Военных» профессиях.

2. Формировать у мальчиков быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам как к будущим защитникам.

1. Роспись кисета по адыгским орнаментам для пап.

2. Народные игрища с папами «Кто дальше бросит», «Кто быстрее».

3.Чтение стихотворения карачаевского писателя Н.Хубиева «Баллада о брате».

Март

8 марта Праздник мам

1. Беседа с детьми о матери, о ее роли в семье.

2. Чтение народных пословиц и поговорок о матери.

3. Чтение стихотворения «Подарок для мамы» А.Ханфенова.

4.Разучивание стихотворения «Бабушка» ногайского поэта А.Акбаева

1. Празднование «День матери» на черкесском языке.

2. Чтение стихов на родном языке о матери.

3. Народные танцы «Къафэ», «Лезгинка».

4. Подарок для мамы «Украшение подушки» по адыгским орнаментам.

Март

Знакомство с народной культурой и традициями

1. Знакомство с народно-прикладным искусством адыгского народа.

2. Народные игрушки: куклы обрядовые, два кузнеца, лошадки, кости, мячи.

3. Чтение народных песен и потешек «Мимэ», Цым - цым», Енэ-енэ».

1. Рисование «Роспись пояса и шапочки для куклы Сэтэней».

2. Аппликация «Украшение ичигов».

3. Знакомство с загадками об игрушках и животных на черкесском языке.  

Апрель

Весна

1. Рассказ детям о празднике первой борозды у адыгов.

2. Разучить стихотворение «Весна» Т.Кохова.

3. Чтение народной адыгской сказки «Кусок золота»

4.Чтение ногайской сказки «Сон»

1. Аппликация «Кувшин для воды» украсить по мотивам адыгского орнамента.

2. Музыкальная культура адыгов (знакомство с народными инструментами).

Май

День победы

1. Встреча с фронтовиками своего аула.

2. Изготовление очечника для ветеранов.

1. Чтение стихотворения «Моя Родина» М.Бемурзова.

2. Выставка детского творчества.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Интегрирующая тема периода

Программные задачи

Связь с другими видами деятельности

1

2

3

4

Сентябрь

Осень

1. Беседа с детьми о родном черкесском языке.

2. Рассказ детей об изменениях в природе на родном языке.

3. Разучивание стихотворения «Осень» Х.Гошокова

4.Разучивание стихотворения «Осень» карачаевского поэта К. Кулиева

1. Лепка из соленного теста «Овощи и фрукты».

2. Знакомство с адыгским орнаментом.

3. Аппликация «Вырезания узора из растительных элементов».

4. Праздник «Сбора урожая» на черкесском языке.

Октябрь

Я выросту здоровым

1. Беседа о здоровом образе жизни о культуре наших предков, о культуре еды, о взаимоотношениях в семье.

2. Рассказ детей о своей семье названия своего имени, фамилии, домашнего адреса, имена своих родителей на черкесском языке.

3. Чтение сказки «Батыр - сын медведя».

1. Беседа об адыгской национальной одежде.

2. Рисование «Роспись платья» по мотивам адыгского орнамента.

3. Народные подвижные игры: «Под буркой», «Надень папаху».

4. Разучивание считалок «Эката бека»,        5. «Сыновья старика» на черкесском языке.  

Ноябрь

День Народного Единства

1.Рассказ детям о родной стране, о родной Республике, о своем районе и родном ауле на родном языке.

2. Показ герба с флагом России, КЧР и все национальностей проживающих в КЧР.

3. Прослушать Гимн России и КЧР.

4. Чтение стихотворения «Мир» Е.Шакова.

1. Праздник «Дружба народов».

2. Аппликация «Флаг адыгского народа» - наклеить вырезанные готовые элементы.

3. Слушание мелодий народов КЧР.

4. Закрепление народных пословиц и поговорок о дружбе.

Декабрь

Новогодний праздник

1. Знакомство с традициями празднования Нового года всех народов КЧР.

2. Чтение рассказов «У деда Мороза» по рассказу В.У.Одоевского.

3.Чтение абазинской  сказки «Старик и волк»

1. Изготовление поделок «Куклы наших бабушек».

2. Показ кукольного театра «Батыр – сын медведя».

Январь

Зима

1. Рассказ детей об изменениях в природе на черкесском языке.

2. Народные подвижные игры: «Кости», «Спрячься» - зимние народные игры.

3. Чтения стихотворения «Первый снег» А. Ханфенова.

1. Изготовления закладки для книг с использованием народного орнамента.

2. Рассказывание сказки «Сосруко приносит огонь».

3.Чтение карачаевской народной сказки «Мороз».

Февраль

День защитника

1. Беседа с детьми на родном языке о Российской армии.

2. Рассказ о храбрых войнах адыгского народа, начиная с Нартского эпоса.

3. Поделка национального кувшина из скорлупы грецкого ореха для пап.

4.Разучивании ногайской игры «Всадник».

1. Народные игрища вместе с папами: «Кто достанет», «Джигитовка», «Сбей папаху».

2. Народные танцы и развлечения с родителями.

Март

8 марта Праздник мам

1. Рассказ об уважительном отношении к женщинам у адыгов.

2. Разучить стихотворение «Мама» А.Ханфенова.

3. Чтение народной сказки «Мачеха и падчерица»

4.Чтение отрывка из произведения Х. Булатукова «Фатимат».

1. Праздник мам на родном языке.

2. Знакомство с творчеством народного композитора Хамуковой А.А. Спеть песни из ее репертуара.

 3. Посиделки «В кунацкой» вместе с мамами.

Март

Народная культура и традиции

1. Продолжить знакомство с адыгскими традициями и обычаями.

2. Расширять представления о национальном адыгском орнаменте.

3. Рассказ о жилище адыгов и внутреннем убранстве и сравнение с жилищями других национальностей.

1. Беседа об обычаях и гостипреимстве адыгского народа.

2. «В гости к Сэтэней и Сосруко» знакомство с национальной одеждой и едой.

3. Выставка искусства КЧР.    

Апрель

Весна

1. Рассказ детей об изменениях в природе, о сезонных видах труда на черкесском языке.

2. Разучивание стихотворения Х.Галибердова «Ласточки прилетели».

3. Вышивка платья для Сэтэней по адыгским орнаментам.

1. «Праздник первой борозды».

2. Народные игры «Хъурамэ», «Луна и солнце».

3. Вышивка женского платья. Какие узоры? Как расположены?

4. Исполнение песни И.Хакунова «Удод» («Хьэрэхьуп»)

Май

День победы

1. встреча с фронтовиками своего аула.

2. Экскурсия к памятнику героям Вов.

3. Изготовление открытки с использованием адыгского орнамента для ветеранов.

1. Аппликация «Настенное панно»для героев войны из природного материала.

2. Вечер творчества народного писателя Хакунова Ю.А.

3.Разучивание отрывка из стихотворения А.Акбаева «Баллада у вечного огня».




Предварительный просмотр:

     Вед .:   Сэлам гуапэ фыдох къек1уэл1ауэ хъуам. Нобэ псоми ди махуэшхуэщ. Нобэ дэ ди гуф1эгъуэшхуэщ. 2010 гъэм къыщыщ1эдзауэ мэлыжьыхь мазэм и 25-нэ махуэр « Адыгэ ныпым и махуэу» дэнэ щ1ып1и щагъэлъап1э. Дунейм тет лъэпкъыу хъуам езыхэм я лъэпкъ дамыгъэ, адрейхэм къазэрыщхьэщык1 нэгъыщэ я1эжщ. Апхуэдэ нэгъыщэщ бзэр, хабзэр, дуней тетык1эр, ит1анэ ныпыр.

                     Уэрэд «Гимн 12 племён»

Вед: Ныпыр зыщ1ауэ щытар хэтми иджыри нэгъэсауэ ящ1эркъым. Мы 1уэхум бгъэдыхьэк1э зыбжанэ и1эщ. Изыныкъуэхэм зэрыжа1эмк1э щэк1 удзыфэм шабзищрэ вагъуэ пщык1ут1рэ япэу хидык1ыу Хэкум къезыгъэхьар Уэсмэн империем щыпсэу адыгэ пщащэ гуэрщ. Ет1уанэ 1уэху еплъык1эр: 1836 гъэм инджылыз т1асхъэщ1эх Джон Уркварт  Шэрджэс Хэкум адыгэу хъуам я нып къригъэхьауэ жа1эж.А илъэсым Шэпсыгъ 1эгъуэблагъуэм деж Хасэ щызэхыхьауэ щытащ. Дэ ди зэманым мэлыжьыхь мазэм и 24-нэ махуэм 1992 гъэм Адыгей республикэм и нып дамыгъэу къащтэ. Иужьк1э 2010 гъэм  Къэралпсо Адыгэ Хасэшхуэм и унафэк1э мэлыжьыхьым и 25- нэ махуэр «Адыгэ ныпым и махуэу» ягъэув. Ар ягъэлъап1э дэни щыпсэу адыгэу хъуам.

(сабийхэр Беймырзэ Мухьэдин и усэ «Лъэ1у» жыхуи1эм къоджэ)

Ислъам:

Адыгэ лъэпкъым и 1эпкълъэпкъ пщык1ут1-

 Адыгэ анэм и зэш бын гъуэзэджэ,

 Фэ адэжь хэкум вагъуэу фыщылыдт,

 Фыкъэзылъагъухэр къывэхъуапсэу зэк1э.

Дианэ:

Натхъуэджыр, беслъэнейр, еджэрыкъуейр,

 Жанейр, мэхъуэшыр, хьэтыкъуейр, шэпсыгъыр,

 Ит1анэ абазэхэр, къэбэрдейр,

 Адэмей лъакъуэр, к1эмыргуейр, бжэдыгъур.

П. Аслъэн:

Кавказым и дахап1эр фэ фи хэкут,

Щ1ыгулъым я нэхъ бейр фи хьэсэ щ1ап1эт,

 Къэрал зэмыщхьхэм къыфхухашу гъуэгу

Фи  тенджыз 1уфэр я1эт кхъухьтедзап1эу.

Талинэ:

Иджы фэ дуней псом фыщикъухьащ…

 Фэрыншэу нэщхъеялэщ чэщей мэзхэр,

 Фэрыншэу, уэгум вагъуэ щипхъыхьар

 Мэкъуауэ бадзэу, маф1э нэпц1к1э мэсхэр.

Ш. Зарэ:

Адыгэ лъэпкъым и л1акъуэ пщык1ут1,

1эпкълъэпкъыу ц1ыхум фэ фхуэдизщи и1эр,

 Зыгуэр фыхэщ1у и гур ивмыуд,

 Фи псэуныгъэр гурыф1ыгъуэу зи1эм.

 Вед.: Адыгэ ныпым тет шабзэхэм, вагъуэхэм мыхьэнэ куу я1эщ. Япэрауэ сыт ныпыр щ1эудзыфэр? Адыгэхэм ижь-ижьыж лъандэрэ къэзыухъуреихь дунейм пщ1э хуащ1у щытащ. Дунейм и берычэтым и нагъыщэ нэхъыщхьэр удзыфэращ. Арауэ жа1э ныпыр щ1эудзыфэр. Нэгъуэщ1хэм зэрыжа1эмк1э, ар удзыфэу щ1ащ1ар муслъимэн диным и плъыфэ нэхъыщхьэр зэрыудзыфэращ. Бэракъым тет вагъуэ 12-р шэрджэс лъэпкъ инхэм я зырызщ, зи пэр дэгъэзея шабзищ зэблэдзар зауэр гъэувы1эным, мамырыгъэр гъэувыным, зэгуры1уэныгъэм и дамыгъэт. К1эщ1у жып1эмэ, вагъуэ 12-м адыгэ лъэпкъыр къызэщ1еубыдэ. Шабзищым зэрыхуагъэфащэмк1э къик1ыр мамырыгъэщ. А псор къызэщ1эбубыдэжмэ, адыгэ ныпым мыпхуэдэ мыхьэнэ и1эщ: адыгэ лъэпкъыу хъуар мамырыгъэм хущ1экъуу псэун хуейщ. Ди сабийхэми дызхураджэм девгъэдэ1ут.

Малик:

Хэкум, лъэпкъым я напэм хуэфащэу дызевгъак1уэ, дывгъэпсэу!

Архан:

Ныпыр напэщи, дывгъэхъумэ!

Вед.: Адыгэ зауэл1ыр зауэ 1уэху игу имылъу щак1уэ щык1уэк1э къыздищтэу щытар шабзищщ. Адыгэ зауэл1 нэсым нэхъыбэ шабзэшэ хуейтэкъым пшэрыхь щ1эк1уар хигъэщ1эн щхьэк1э. Дэри девгъэплъыт адыгэ лъэпкъым хуэфэщэн нэрыбгэ къытхэк1ынумэ. Джэгук1эхэр:

      1.1упэгъу.

      2.

Вед.:  Гъащ1э…. Гъащ1э…. Гъащ1эр зэм тыншщ, нэхущ, гукъеуэншэщ, Зэми гущ1эгъуншэщ, хьэдэгъейщ. Сыт хуэдэрей лъэпкъми,  дэтхэнэ ц1ыхуми хуэдэу, езым и гъуэгуанэ зэпича и1эжщ. Щы1ащ адыгэ лъэпкъыр ща1этаи, и ц1эр ину щы1уаи, апхуэдэ къабзэу гугъуехь куэди илъэгъуащ, нэщ1эбжьэ куэди игъэныщк1уащ. Апхуэдиз зи нэгу щ1эк1а адыгэ лъэпкъым дырищ1эблэщ Дэ абы дыригушхуэн хуейщ, сыту жып1эмэ дэ ди пщэм къыдалъхьащ адэк1э гъащ1эр пытщэну. Зэман тек1мэ ди къуэрылъху- пхъурылъхухэр ириплъэжынущ ди гъащ1эм. Абы ялъэгъуныр дэращ зэлъытар: я щхьэр ину ялъэгъужынрэ е я напэр сынрэ.

 Аслъэн Е.:

Фохъус апщий, родимый флаг!

 Ты снова к нам вернулся.

 На небе вспыхнул, как очаг,

 Над нами распахнулся.

Алина Е.:

 Черкесы мы, нам честь одна дана,

Её лишь неподкупные мы слуги,

Лишь ей живём,лишь цель одна видна,

Чтоб не порвать достоинства подпруги.

 Черкесы мы! Двеннадцать звёзд дугой

На знамени рассыпались зелёном

И три стрелы хранят земли покой

 От века, что прославилась свободной.

Нелли:

Звёзды сверкают на полукруге,

Звёзды адыгских племён.

 Не расторжимы братские узы

 На перепутье времён

Стрелы на Запад

 Стрелы на Север

 Стрелы и на Восток.

 Тысячелетье нартские земли

 Враг покорить не мог.

Минара (читает балладу о чести):

Заря алела на востоке,

 Неописуемой красой.

 Стоял, прощаясь на пороге

 С родными, горец молодой.

 Он уходил служить Отчизне

 В минуты бедствия её,

 И конь, соратник его жизни.

 С ним разделить готов был всё.

 Старик- отец в черкеске белой,

Держал с ним строгий разговор:

- Смотри, мой сын, в бою будь смелым,

 Не стань пятном кавказских гор.

 Запомни, честь не обменяешь,

 И не своруещь ты нигде,

 Она подарок, понимаешь?!

 Который делаешь себе.

 И в самом яростном сраженье

 Когда решается судьба,

 Не забывая на мгновенье

Храни её,а не себя!-

 Взглянул на старца сын с любовью,

Адаты горские храня

 И обернулся на дорогу,

 Держа за повод скакуна.

 Лишь мать- старушка не скрывала,

 Всё лила слёзы по нему,

И на последок прошептала:

-Будь верен долгу своему

И жизнь пошла своей тропою,

 В недосягаемуюдаль,

 Повсюду разнося с собою

 И радость людям, и печаль,

 А через время, в то селенье,

 Джигиты воина внесли,

 Он на щите лежал с раненьем,

 Не в силах более идти.

 В его глазах ещё искрилось

Тепло скупого бытия,

Но видно было, что смирилась,

Со смертью витязя душа.

 И та, что слёзно провожала,

 Родного сына на войну,

 Спросила:- где зияет рана?-

Пред тем, как дверь открыть ему.

- Коль грудь пробита, заносите,

 Ему я сердцем помогу,

Но коль спина- то уносите,

Я видеть труса не хочу!

—В груди его,- друзья сказали,-

Багрится храбрости родник,

 И в двери вашей древней сакли,

 Позора ветер не проник.-

 А вечером когда больного,

Отец проведывать пошел,

 Его, почти полуживого,

 В углу стоявшего нашёл.

 Не мог, мужчина на постели

 Перед отцом своим лежать

 И, даже под покровом смерти,

Законы предков нарушать.

 И старец вымолвил гортанно,

 Скрывая горести комок:

- Жаль, расстаёшься с жизнью рано,

 Достойным стал бы ты, сынок!-

 На утро вынесли героя,

 Того, кто из последних сил,

Забыв о счастье и покое,

И честь, и имя сохранил.

 Заря алела на востоке,

 Неописуемой красой….

 Лежал, закрыв навеки очи,

 Под буркой, горец молодой.

Вед: Ныпыр- напэщ. Ныпыр къэралым, абы и ц1ыхухэм, лъэпкъым пщ1э зыхуищ1у и1э лъэп1эныгъэ псоми я дамыгъэщ. Аращ абы ину пщ1эрэ щ1ыхьрэ щ1ыхуащ1ри, хуэпщ1ыну щ1ыхуэфащэри. Иджыпсту адыгэ ныпыр ди спортсменхэм дуней псом къыща1эт, щагъэлъагъуэ, ирогушхуэ. Хьэгъуэл1ыгъуэхэм, махуэ лъап1эхэм к1эрыпч мыхъун и 1ыхьэ лъап1э хъуащ.

            Адыгэ джэгу (псоми ящ1)

Вед.:Къагъэсащ адэжьхэм нобэм хабзэ дахэу яхэлъар: я хахуагъэр, я нэмысыр, пэжыныгъэу яку дэлъар. А нэхъыжьхэм я гугъап1эм дэри делъэпэуэнкъым.Нобэ дгъэлъап1э адыгэ ныпми хъуэхъуу хужа1эр тхьэм кърипэс!

Сафия:

Тхьэм дунейр зытетыху

Хэкум и уафэм

 Уи лъэпкъым и гум

 Уримыгъэк1,

Си нып дахэ!

 Вед.:

Адыгэ ныпыр дыгъэм пэлыдрэ,

 Кавказ къуршыжьыр къыпэлыдыжу,

 Уафэм дэтхьеймэ ди Шыхулъагъуэу,

 Щ1ылъэм къетхьэхмэ ди гъуазэу,

 Жьы къабзэм бгъэ лъэщу дэхуарзэу,

 Гуф1эгъуэ махуэм хуэт1эту,

Гузэвэгъуэ махуэхэм дызэхуишэу,

 Шабзищыр мамырыгъэм и телъхьэу,

 Вагъуэхэр мыужьыхыжу къаблэу,

 Дыщэпск1э дарэ мыукъуейуэ,

 1уащхьэмахуэ и щыгум щыхуарзэу,

Лъэпкъ зэбгырыдзар зы дищ1ыжарэ,

И жьауэм аф1эк1а дыщ1эмык1ыжу,

 Маф1э зыгъэхуабэр мыунк1ыф1ыжу,

Адыгэ ныпыр тхьэм тхуэмэхуэн ищ1!

   

Талина усэ же1э : « Адыгэ нып» Б. Зураб.

Адыгэ ныпыр сабийхэм зэхагъэувэри йок1ыж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)

Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...

Комплексно-тематический план по региональному компоненту

План поможет педагогам распределить материл  по региональному компоненту на весь  учебный год...

Перспективно-тематическое планирование по региональному компоненту «Родной свой край люби и знай»

В работе с воспитанниками, использую данное  планирование для формирования у детей  нравственно-патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре Красноярского кра...

Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента "Наш дом - Югра"

Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента"Наш дом - Югра"...