План по самообразованию Методическая разработка на тему: «Открываем мир водоемов Рязанского края через экспериментальную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Ходакова Наталья Владимировна

План по самообразованию. Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с водоемами Рязанского края через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan_po_samoobrazovaniyu_2016g_hodakovan.v._-_kopiya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43» г.Рязань

План по самообразованию

Методическая разработка на тему:

«Открываем мир водоемов Рязанского края

через  экспериментальную деятельность»

Разработано воспитателем

 Высшей  квалификационной категории

 Ходаковой Н.В.

Есть рядом с нами  речка, родник, овражек и пруд

И все это нежно родиной малой зовут.

Ах, это чудо, наш край родной,

Мы любим  всем сердцем и всей душой!

Цель: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с водоемами родного  края через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • способствовать развитию  у старших дошкольников интереса к водоемам Рязанского края;
  • формировать умения  устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
  • развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу;
  • расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края;
  • способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Актуальность:

Знакомство детей с природой родного  края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Воспитанники  получают много информации о родном крае, о традициях и истории  народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

        Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

        Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников  глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

        Для того чтобы  дети правильно воспринимали явления природы, необходимо использовать исследовательскую деятельность, т.к.  это наиболее продуктивный метод изучения природы родного края, направленный на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний.

Очень важно чтобы  основные необходимые сведения по краеведению дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. А что может быть нагляднее, чем когда сам ребенок становится субъектом учения и участвует в процессе познания, экспериментирует.

В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.Именно поэтому в основу работы по ознакомлению детей с водоемами Рязанского края была включена  экспериментальная деятельность, которая стимулирует детей к дальнейшим вопросам и открытиям.

План работы

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Мониторинг

Изучение литературы по данной теме.

Вводная беседа на родительском собрании о необходимости использования экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с родной природой.

октябрь

Повторение.

Эксперимент «Свойства воды»

Подбор пособий, конспектов и заданий  по теме самообразования.

ноябрь

Беседа «Вода - самый уникальный минерал в природе».

Просмотр презентации «Красота воды в природе».

Консультация «Экспериментальная деятельность-основа познания окружающего мира»

Консультация «Зачем надо учить детей общаться с природой родного края»

декабрь

Просмотр презентации «Животный мир водоемов Рязанского края»

Эксперимент «Зачем бобру плотина?»

Эксперимент «Кто и почему выходит сухим из воды?»

Привлечение родителей к организации экспериментальной деятельности.

январь

Эксперимент с использованием моделирования «Почему в озере вода стоячая?»

Просмотр презентации «Водные богатства Рязанского края»

Экскурсия в библиотеку.

Корректировка работы

День пап и мам «Как работает колонка?».

февраль

Практическая работа «Топографические знаки»

Исследовательская работа с картой Рязанской области «В поисках родных истоков».

Обмен опытом с воспитателями параллельных групп об использовании ИКТ для формирования  краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка презентаций для использования в работе по  данной теме.

март

Практическая работа «Рисуем карту водоемов нашего микрорайона».

День пап и мам «Как устроен колодец?».

апрель

Эксперимент «Как очистить водоем?».

Беседа « Чистота водных просторов малой Родины - кому это необходимо?».

Экскурсия на кухню «Контроль качества воды».

Анализ методов, форм и способов деятельности по теме самообразования.

День пап и мам

«Вода и здоровье людей» Сухова Ж.Р.

май

Экологический десант к пруду в с.Голенчино.

Просмотр презентации «Давайте воду беречь!»

Создание коллажа «Мир в капле воды».

Дискуссионный клуб «Как  мы можем сберечь воду?».

Подведение итогов. Оформление папки по теме самообразования.

Выход темы: мастер-класс  для педагогов города на форуме уникальных педагогических  технологий  «Аксиос»; разработка серии презентаций для детей по водоемам Рязанской области.

Дата заполнения «   10   »    сентября         2016  год 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Безопасность на водоемах"

Цель: Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в водоеме....

Методическая разработка по теме «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»«Рисуем вместе с детьми»...

Методическая разработка по теме: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

              Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная дея...

Собственные методические разработки на тему: «Развитие познавательно- исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности»

Детское конструирование – это  продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных  объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, по...

Примерный план по самообразованию (методическая разработка).

Примерный план работы по  самообразованию для педагогов....