“ Кызыклы китап”
методическая разработка (старшая группа)

Корягина Анна Валерьевна

Многофункциональное авторское дидактическое

учебно-игровое пособие для детей  дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_izo_igry_2.docx856.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

            “ Кызыклы китап”

Многофункциональное авторское дидактическое

учебно-игровое пособие для детей  дошкольного возраста.

Авторы-составители:

Корягина А.В.

        Горина И.В.

Паспорт    игрового  дидактического пособия

 «Кызыл китап».

Название пособия

«Кызыл китап».

Автор пособия

 Корягина Анна Валерьевна и Горина Инна Владиславовна воспитатель первой квалификационной категории детского сада №4

Описание пособия

Пособие  представляет собой папку. В ней собраны материалы для игры по закреплению знаний о цветах их оттенках. Игры оформлены в конверты.  В каждом конверте собраны иллюстрации по темам УМК “ Татарча сөйләшәбез”

Данное пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми,  на занятиях, в играх, режимных моментах.

Возрастная категория детей

4-7 лет

Актуальность

С принятием закона  «О государственных языках РТ и других языках РТ», и приказом Министерства образования и науки РТ N463 от 29.06.2001г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», определивших татарский  и русский язык как государственные, сформированы правовые основы  для создания целостной системы обучения татарского языка в условиях новой языковой ситуации.
Объективные условия, предопределившие место и роль татарского языка, как родного и неродного в системе образования, способствуют формированию новых концептуальных подходов к обучению татарского языка как неродному.
Педагоги отмечают важность обучения второму языку как средству общения для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и татарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку.

Одна из актуальных проблем в системе образования- это вопрос об овладении вторым языком.Актуальность проблемы обучения татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью.

Цель

 Формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

Формирование  мотивации учения ребенка, активизация в речи слов обозначающих предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.

Закрепление пройденного материала на занятиях.

Развитие интереса к татарскому языку, желание общаться. Использование татарского языка в режимных моментах.

Задачи

Обогащение и активизация словаря

Формирование связной речи, умение отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником.

Закреплять умение подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развитие диалогической и монологической речи.

Варианты игр

Игра № 1

  « Что растет на грядке?»

  « Бакчада  нәрсә  үсә?»

http://crosti.ru/patterns/00/07/b8/82b56bc438/picture.jpg

Цель: Закреплять названия овощей, умение отвечать на вопросы:

«Бунәрсә?»,«Ничә?».

Ход игры:

1 вариант. Дети и воспитатель за столом рассматривают картинки с изображением овощей. Педагог загадывает  загадки об овощах:предлагает назвать овощи, на русском, а затем  на татарском языках.

2 вариант. На столе перед детьми лежат картинки с изображением овощей. Педагог показывает картинки,  задает вопрос «Что это?» «Бунәрсә?».

Дети называют овощи. Воспитатель  просит посчитать: «Сколько овощей?»,«Ничә?».Дети считают овощи и отвечают на вопросы на татарском языке.

3 вариант. Воспитатель дает задание детям: « Ребята посадите овощи на грядки, называя их на татарском языке». «Сажая овощи», дети закрепляют  названия овощей на татарском языке.

Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь 
огурец.

Грядку раскопай немножко,
Глядь, а там живёт 
картошка.
Раз картошка, два и три...
Всю в ведро её бери.


Глянь, капуста в огороде
Разодета вся по моде!
Сто нарядов, это слишком!
Под листами – кочерыжка!

Игра № 2

« Большой-маленький»

  « Зур-кечкенә»

Цель: Закреплять умение  детей  назвать  игрушки и их величину на татарском языке (зур, кечкенә)

Ход игры:

1 вариант. Дети располагаются удобно на ковре. Воспитатель предлагает детям классифицировать картинки с изображением игрушек по величине. Затем педагог предлагает детям  назвать  игрушки и их величину на татарском языке. Дети подбирают картинки, сравнивая их по величине «Зур-кечкенә».

2 вариант. Дети самостоятельно называют величину предметов и игрушек на татарском языке “Зур- кечкенә”.

Игра № 3

«Өйдә кем яши?»

«Кто в доме живет?»

Цель: Закреплять названия членов семьи,   уметь отвечать на вопросы: -

-Бу кем?,

-Хәлләр ничек?

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает картинку    с изображением домика:

-Ребята посмотрите, кто живет в этом красивом доме?

Показывает картинку и задает вопрос :

- Бу кем?

Дети   перечисляют, кто живет в доме:

-Әти,

Воспитатель предлагает:

-Давайте его позовем.

- Әти, кил монда. Исәнме. Хәлләр ничек?

Дети приглашают всех членов семьи.

 В начале игры воспитатель  берет на себя роль членов семьи, в ходе игры можно   предложить детям   роли  мамы,папы и т.д.

Игра № 4

      «Кто что делает?»

«Нәрсә эшли?»

Цель: Закреплять названия членов семьи их действий на татарском языке.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель выставляет на коврографе с одной стороны картинки с изображением членов семьи,с другой  карточки с изображением действий. Дети называют членов  семьи и рассказывают кто что делает.

Речевой образец:

Бу эни – әни кул юа.

Бу эти- эти йөклый

2.вариант. Дети сами выбирают карточки и составляют предложения.

Игра № 5

«Кто что любит?»

«Кем нәрсә ярата?»

Цель: Закреплять названия членов семьи  на татарском языке, умение отвечать на вопросы: «Бу кем?» , «Малай нәрсә ярата?»

Ход игры:

 Воспитатель предлагает  рассмотреть детям карточки с изображением членов семьи и продуктов.

 Спрашивает: «Бу кем?», «Кто это?»

Дети отвечают:  Мальчик,малай

Педагог: « Что любит мальчик? »

-«Малай нәрсә ярата?»

-Алма ярата

Игра № 6  «Угости друга?»

«Сыйла?»

Цель: Закреплять названия продуктов на татарском языке, формировать умение поддержать диалог.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям назвать продукты на татарском языке и угостить ими  куклу.

Речевой образец:

Алсу, мәалмааша.

Алсу, мә сөт эч.

2 вариант. «Мы в кафе» Педагог предлагает детям выбрать продукты, которые они любят , назвать их и угостить друг друга на татарском языке.

Игра № 7 « Грязное-чистое»

«Чиста-пычрак»

Цель: Закреплять название игрушек на татарском языке и их степень загрязнения. «чиста-пычырак».

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением игрушек и назвать какие из них чистые, а какие грязные. Дети закрепляют слова «чиста-пычырак» и названия игрушек.

2 вариант. Ребята самостоятельно выбирают и  назвают грязные и чистые игрушки на татарском языке.

Игра № 8 «Цвет-Төсләр»

Цель: закреплять названия цветов на татарском языке.

Ход игры:

 Педагог обращает внимание детей на изображение шаров. Вместе с детьми вспоминает названия шести цветов  на татарском языке. Указкой показывает эти цвета. Вызывает детей поочередно. Они выбирают соответствующие цвета и выкладывают их на фланелеграфе с помощью воспитателя. Остальные дети следят за выполнением задания и дают оценку. Когда задание выполнено , воспитатель предлагает послушать стихи о цветах.

Красный - Кызыл

Если красный помидор, то поспел он, ясно,

Если красный светофор, то идти опасно,

Ну, а если красный нос – значит на дворе мороз.

Оранжевый - Кызгылт-сары

Что за мяч оранжевый, весело наряженный?

Мячик не резиновый, мячик апельсиновый

Желтый - Сары

Желтый лимон на цыпленка похож,

                           Только вот ног у него не найдешь.

Желтый цыпленок похож на лимон,

Только растет не на дереве он.

Зеленый - Яшел

Вот кузнечик – Кузька – Зеленоепузико.

Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава.

Синий - Зәңгәр

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца.

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка.

Игра № 9 « Сколько-Ничә?»

Цель: Закреплять счет, название игрушек на татарском языке, умение отвечать на вопросы Бунәрсә?,  Ничә?»,

Педагог вместе с детьми считает картинки с игрушками и спрашивает: Бунәрсә?

Ход игры:

Дети овечают: игрушки.

Воспитатель приглашает одного ребенка посчитать количество игрушек.

-«Сколько, ничә?».

Ребенок отвечает на татарском языке, закрепляя счет и названия игрушек и  предлагает  своим друзям  посчитать

Игра № 10  

« Собери портфель»

« Портфельне тутыр»

Цель: Закреплять названия школьных принадлежностей на татарском языке, умение отвечать на вопрос: Бунәрсә?

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинки со школьными предметами и игрушками. Приглашает ребенка к столу.

-Бунәрсә?

- Бу дәфтәр. Это тетрадь.

-Нужен этот предмет в школе?

-Да.

 Далее педагог приглашает других детей.  Ребята закрепляют названия школьных предметов и игрушек.

Игра №11

« Говорим по телефону»,

«Телефоннан сөиләшу?»

Цель: учить детей поддерживать диалог на татарском языке отвечать на вопросы Сез кем?,  Хәлләрегез ничәк?, Өйдә кем бар?, Өйдә кем бар? Нәрсә белән?, Туп нинди?

Ход игры:

Участие принимают 2 ребенка, остальные дети внимательно слушают.Воспитатель предлагает детям использовать вежливые слова на татарском языке, учит поддерживать разговор.

-Исәнмесез.( исәнмесез)

-Сез кем? (Мин Даша)

- Хәлләрегез ничәк? (Әйбәт, яхшы, рәхмәт)

-Сезнең хәлләрегез ничәк? (Әйбәт, яхшы, рәхмәт)

-Өйдә кем бар? (Өйдш әни... бар )

-Син нишлисең? Өйдә кем бар? (Мин алма ашыйм).

-Нинди алма? ( Тәмле алма.)

-Ә син нишлисең? (Мин уйныйм)

-Нәрсә белән? ( Туп белән).

-Туп нинди?

-Туп матур, чиста, зур, кызыл.

-Сау булыгыз.( сау булыгыз).

Далее воспитатель приглашает другую пару детей.

Игра№12 « Командир»

Цель: Закреплять слова, обозначающие  движения на татарском языке. ( Аша,эч,утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, ю, йокла, ки, сал, чана шу, җырла, бие, китап укы, рәсем яса),умение действовать на сигнал воспитателя.

Ход игры:

.  Педагог называет слова, обозначающие  движения на татарском языке. ( Аша,эч,утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, ю, йокла, ки, сал, чана шу, җырла, бие, китап укы, рәсем яса), а  ребенок выполняет. Остальные дети проверяют правильно ли выполнена команда.

Речевой образец:

-Саша, утыр! (Саша утыра )

-Саша нишли?

-Саша утыра.

2. вариант. Можно использовать пиктограммы для того, чтобы дети закрепляли слова.

Игра №13 « Посуда»,

«Савыт саба»

Цель: Закреплять название предметов посуды, умение детей поддерживать диалог, отвечая на вопросы: Нинди кашык?, Ничә кашык?

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением посуды и проговаривает названия на татарском языке.

-Кашик ( тәлинкә, чынаяк) бир.

-Нинди кашык ( тәлинкә, чыянак)?

-Зур ( кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык.

-Ничә кашык ( тәлинкә, чыянак)?

-( 1-10) кашык ( тәлинкә, чыянак).

- Мә, ( 1-10) кашык ( тәлинкә, чыянак)

Игра №14 «Семья», «Гаилә»

Цель: Закреплять названия членов семьи на татарском языке и учить отвечать на вопрос «Кем юк?».

Ход игры:

Педагог располагает на коврографе картинки семьи. Предлагает детям назвать членов семьи на татарском языке и запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза. В это время убирает одну картинку и спрашивает:  «Кого нет?», «Кем юк?» Дети угадывают. Далее прячет картинку тот ребенок кто первый назовет какой картинки не хватает. Воспитатель следит за выполнением правил игр.

Игра №15 », «Мебель»,

«Әй  җиһазлары»

Цель: Закреплять названия предметов мебели на татарском языке, умение отвечать на вопросы: Нәрсә кирәк?, Нинди карават?

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением мебели.

Речевой образец:

-Нәрсә кирәк? .

-Карават, ( өстәл, урындык).

-Нинди карават?

-Зур ( кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) карават.

- Мә, зур карават.

-Рәхмәт.

Игра№16 «Одень куклу»,           «Курчакны киендер»

Цель: Закрепить названия цветов, умение поддерживать диалог на татарском языке.

Ход игры:

У детей   бумажные фигурки мальчика и девочки. У воспитателя  одежда для бумажных кукол.   Педагог повторяет цвет и название одежды на татарском языке.Дети просят   у воспитателя  одежду для куклы .

Речевой образец:

 Оля: Сары күлмәк бир .

Воспитатель: Мә, сары күлмәк.

Оля: Рәхмәт.

Коля: Зәңгәр чалбар бир.

Воспитатель: Мә, зәңгәр чалбар.

Коля: Рәхмәт.

Дети могут  самостоятельно поиграть предлагая друг другу одежду для куклы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кызыклы очрашу

Татар халык авыз иҗатын кулланып, балаларның сөйләм телен баету; төрле хәрәкәтләр ясап, балаларның кул-бармак хәрәкәтләрен үстерү. Эндәшләр, әйтенүләр өйрәнүне дәвам итү....

Кызыклы математика

Мәктәпкә әзерлек төркемеИң гади математик күзаллаулар формалаштыру  проектыПроектның дәвамлыгы 1 атна (3-9 сентябрь)Танып   белү,   күзаллау   киңәйтү   пр...

«Кызыклы китап» Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие по УМК Говорим по-татарски - Татарча сөйлəшəбез для детей 5 -6 лет.

Это самодельная бумажная книга с кармашками, коробочками, подвижными деталями,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собран материал по УМК Говор...

Авторское дидактическое пособие "Кызыклы китап"

Авторское дидактическое игровое пособие "Кызыклы китап"...

Кызыклы китап - авторское дидактическое пособие

Пособие  представляет собой Лэпбук (lapbook, т.е.теметическую папку), – это самодельная  интерактивная  папка  с  кармашками,  дверками,  окошками,  подви...

Лепбук "Кызыклы китап"

Пособие состоит из плотной папки и множества в нем кармашков, коробочек и атрибутов в которых находиться дидактические игры, словесные игры, настольный театр. Пособие предназначено для индивидуальной ...