«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»
статья
Воспитание у дошкольников региональной культуры соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_detey_posredstvom_realizatsii_regionalnoy_kultury.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»
Воспитание у дошкольников региональной культуры соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП дошкольной организации, в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Майкопа, республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основной целью по ознакомлению с региональным компонентом является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Региональный компонент предусматривает:
- содержание данного раздела программы МБДОУ на местном материале о Майкопе, Адыгеи с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой Родине;
- приобщение ребёнка к национально - культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям адыгейских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Адыгеи;
- приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;
- воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
- использование программ и технологий по краеведению;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
- принцип системности и непрерывности
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
- принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Интеграция регионального компонента
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День республики, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Необходимо содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города Майкопа, Адыгеи включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:
- НОД;
-в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
-в самостоятельную деятельность детей;
-в совместную деятельность с родителями воспитанников;
-в работу с социумом.
В МБДОУ разработано комплексно-тематическое планирование по всем образовательным областям, в метод. кабинете имеются дидактические игры, альбомы, пособия, конспекты НОД по ознакомлению с региональным компонентом.
При реализации регионального компонента большую роль играет работа с родителями. Так совместно с родителями можно организовать следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др.
Важно для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту создать эстетически привлекательную, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В каждой группе необходимо оформить уголок краеведения. Уголки краеведения могут включать в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии, макеты и т. д.
С целью формирования у детей представлений о традиционной культуре русского народа в детском саду имеются предметы быта на тему: «Русская изба». В методическом кабинете оформлен уголок символики города Майкопа, республики Адыгеи; имеются полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону.
Налажено взаимодействие с Национальным музеем РА. Сотрудники музея организуют на базе ДОУ передвижные интерактивные выставки на темы: «Птицы нашего края», «Бабушкин сундук», «Моя республика», «Защитники Родины» и др.
Вывод: таким образом, реализация регионального компонента, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...
Познавательное развитие дошкольников с использованием регионального компонента.
Презентация о приспособляемости животных Севера к природным условиям. Для старших дошкольников....
Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности
Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности...
Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ
Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...
Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия ...
Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"
Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...