«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Воспитание у дошкольников региональной культуры   соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»

Воспитание у дошкольников региональной культуры   соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП дошкольной организации, в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Майкопа, республики Адыгея.

    В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основной целью по ознакомлению с региональным компонентом   является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Региональный компонент предусматривает:

  • содержание данного раздела программы МБДОУ на местном материале о Майкопе, Адыгеи с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой Родине;
  • приобщение ребёнка к национально - культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям адыгейских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Адыгеи;
  • приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;
  • воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
  • использование программ и технологий по  краеведению;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых  в обществе  и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • принцип системности и непрерывности
  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
  • Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День республики, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Необходимо содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города Майкопа, Адыгеи включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:

- НОД;

-в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;

-в самостоятельную деятельность детей;

-в совместную деятельность с родителями воспитанников;

-в работу с социумом.

В МБДОУ разработано комплексно-тематическое планирование по всем образовательным областям, в метод. кабинете имеются дидактические игры, альбомы, пособия, конспекты НОД по ознакомлению с региональным компонентом.

При реализации регионального компонента большую роль играет работа с родителями. Так совместно с родителями можно организовать следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др.

Важно для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту создать эстетически привлекательную, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.  

В каждой группе необходимо оформить уголок краеведения. Уголки краеведения могут включать в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии, макеты и т. д.

С целью формирования у детей представлений о традиционной культуре русского народа в детском саду имеются предметы быта на тему: «Русская изба».  В методическом кабинете оформлен уголок символики города Майкопа, республики Адыгеи;  имеются полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону.

 Налажено взаимодействие с Национальным музеем РА. Сотрудники музея   организуют на базе ДОУ передвижные интерактивные выставки на темы: «Птицы нашего края», «Бабушкин сундук», «Моя республика», «Защитники Родины» и др.

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...

Познавательное развитие дошкольников с использованием регионального компонента.

Презентация о приспособляемости животных Севера к природным условиям. Для старших дошкольников....

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия ...

Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"

        Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...