Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по обучению татарскому языку с использованием компонентов УМК и НРК
статья

Текст выступления к презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижнекамска

«Детский сад №73»

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по обучению татарскому языку с использованием компонентов УМК и НРК

Подготовила:

Загидуллина Клара Шамилевна

Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам

2017 г.

 Перед дошкольной педагогической наукой стоят задачи создания эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у воспитанников гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду и т.д.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У детей средней группы формируются чувства- коллективизма и солидарности, сочувствия и злобы, чувство стыда, вины и т.д. У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. В своей работе с детьми, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, я знакомлю детей с историей родного края. В конспектах занятий ставлю такие задачи:

- воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

- вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

- воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

- познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа;

- дать понятие об Исламе;

- познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы г.Казани и т. д.

В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям татарского народа я использую детскую национальную литературу и татарский фольклор. Среднего возраста дошкольники хорошо воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах я не ставлю цель запоминание национальной принадлежности фольклорного материала.

В старших группах рассказываю про нашу многонациональную страну, что каждый народ имеет свой фольклор. На занятиях обязательно использую татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.

История республики, её государственные символы очень интересны детям. Они узнают о государственном флаге, гербе и гимне. Ознакомление с государственными символами родной республики – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. На этих занятиях у дошкольника формируются понятия – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – пробуждается чувство патриотизма. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей Родины, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

На занятиях дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.

В условиях работы в рамках УМК в обучении детей татарскому языку произошли многие изменения: раньше третье занятие посвящали знакомству жизнью, творчеством и произведениями татарских писателей, разучивали народные игры, произведения фольклора, драматизировали народные сказки, проводили тематические занятия, мероприятия на дни рождения писателей, обрядовые народные праздники. Это способствовало изучению истории татарского народного творчества, и в том числе воспитании нравственно – патриотических чувств.

    На современном этапе, когда обучение языку, в основном предполагает общение детей на Государственных языках Республики Татарстан, наша работа немного изменилось. Во - первых, только татароязычных детей знакомим с жизнью и творчеством Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиша и другими писателями и поэтами, и устным народным творчеством.

        Для русскоязычных детей в рамках УМК разработаны мультфильмы по произведениям татарских писателей и по татарским народным сказкам, где дети не только услышат, но и увидят красоту родного края. Среди них есть такие, которые призывают:

-уважать, любить и заботиться о родных: «Три дочери», «Две девочки», «Ак бабай», «Куян кызы»;

- любить труд, беречь все, что создана человеком труда: «Кончил дело- гуляй смело», «Золотые зернышки”;

- любить и беречь природу родного края: «Родной язык», «Родная деревня», «Утро», «Ребенок и Мотылек», «Деревья тоже болеют», «Солнце и Луна», «Кому подарок?»

Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев.

О роли жизни и творчества Муса Джалиля в воспитании нравственно – патриотических качеств у дошкольников можно подчеркивать красной линией. Патриот  - поэт ценой своей жизни показал, каким должен быть патриот своей страны. Его произведения сплошь пронизаны идеей любви к Родине.

В воспитании у подрастающего поколения нравственно – патриотических чувств большой вклад внес легендарный татарский поэт Г. Тукай. Он воспевает красоту природы  и родного языка,  до глубины души затрагивая её самые тонкие струны.  В его сказках, которые дети очень любят такие, как «Шурале», «Водяная» описывается сказочная красота  родного края.

Жаль, что в условиях ФГОС для русских детей не отведено время для чтения их произведений и знакомства с жизнью и творчеством. Поэтому мы предлагаем в группах проводить тематические занятия на эти темы; а праздник Международного дня родного языка связываем с Днем рождения Мусы Джалиля; в апреле проводим Праздник родного языка. День рождения Г. Тукая включаем в этот праздник.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Эффективность нравственного воспитания повышается, когда родители знают «Программу воспитания в ДОУ», внимательно прислушиваются к советам воспитателей, действуют сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Выступление на педагогическом совете Обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр « Моя семья».

Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр....