«обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр»
консультация на тему

Минеева Ирина Васильевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_gotovaya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижнекамская специальная  (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат VI вида «Надежда»

Выступление

для родителей по теме:

«обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр»

Подготовила   и провела                                 Минеева Ирина Васильевна, воспитатель по обучению татарскому языку

г.Нижнекамск, 2015 год

Цель консультации:

  1. Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.
  2. Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.
  3. Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр.

План:

  1. Необходимость использования пальчиковых игр в обучении детей татарскому языку.
  2.  Подбор пальчиковых игр.
  3. Рекомендации родителям по  выполнению пальчиковых игр.

1.При обучении второму языку детей дошкольного возраста необходимо создать у них положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. 

Игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте, она оказывает существенное влияние на формирование основных психических функций и процессов ребенка.
На развитие речевой деятельности ребенка огромное влияние оказывают движения пальцев и кистей рук. Поэтому, обучая детей татарскому языку, необходимо использовать пальчиковые игры. 
Игры с пальчиками обычно смешные и вызывают у детей положительные эмоции, способствующие формированию мотива к изучению языка. Если на занятиях регулярно использовать пальчиковые игры, то это будет способствовать улучшению работы мозга детей и поддержанию у них хорошего тонуса.

Благодаря своей ритмичности и рифмованности стихотворная речь в пальчиковой игре легко и надолго запоминается. Движения пальчиков и рук могут помочь при постановке звуков, они облегчают восприятие иностранных слов и их запоминание. Пальчиковые игры готовят детскую руку к письму, так как делают пальчики ловкими и подвижными, а кисти рук более гибкими.

Продолжительность пальчиковых игр 2-3 минуты, чтобы пальцы заработали, но не заболели.  Их можно проводить несколько раз в течение занятия, чтобы дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать их внимание.

2.Предлагаем вашему вниманию несколько  пальчиковых игр, которых можно использовать при обучении детей татарскому языку.

Прежде чем разыграть пальчиковые игры, детям можно рассказывать историю пальчиков, у каждого из которых, как, оказывается, есть имя; обращая внимание на то, что в эти игры играют дети, которые говорят по-татарски – в Татарстане.

Пример:

-Посмотрите внимательно на свои пальчики. Представьте, что каждый пальчик – это человечек, который может смеяться, плакать, играть, танцевать, у каждого из них есть имя. Татарские дети называют их Бармак. Вот большой палец. Его называют Зур бармак (показ) - дети повторяют движение. Указательный палец называют Имән бармак. Познакомьтесь со средним пальцем – Урта бармак.  Следующий человек – палец – Атсыз бармак. Самый маленький пальчик – Чәнти – это маленький.

А  теперь внимательно посмотрите на свои ладошки и найдите пальчики, с которыми только что познакомились (педагог называет пальцы по-татарски и показывает, дети повторяют движения). Наши пальчики – наши помощники. Они помогут нам научиться играть в забавные игры, т. е. игры с пальчиками.

Занятия строются таким образом, чтобы дети на слух легко узнавали пальчики, не путали их, умели показать те, которые называются. Закрепление материала происходит таким образом: сначала называются пальчики  по-порядку, дети показывают. Но не стоит  требовать от детей того, что они запомнят сразу все.

Бармак уены: “Минем гаилә”    “Моя семья”

Бу бармак -бабай,                    Этот палец-дедушка

Бу бармак -әби,                            Этот палец-бабушка

Бу бармак -әти,                            Этот палец-папа

Бу бармак -әни,                            Этот палец-мама

Бу бармак -бәби,                      Этот палец-ляля

Аның исеме Чәнти.                  Его зовут Мизинец.

Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.

Бармак уены:”Яшелчәләр”    “Овощи”

Бу бармак -кабак,                        Этот палец-тыква

Бу бармак -кыяр,                               Этот палец-огурец

Бу бармак -помидор,                   Этот палец-помидор

Бу бармак -суган,                                Этот палец-лук

Бу бармак -кишер,                      Этот палец-морковь

Яшелчә уңган,                                  Много овощей.

 Бик күп булган.  

(Вместо овощей можно брать любую пройденную тему, например, фрукты, животные и т.д.)

Бармак уены:”Кәрзин”                        “Корзина”

-Кулыма кәрзин тотып                         -В огород корзину я беру

Матур бакчага барам .                        И морковь в нее кладу.

Кишерләр җыеп

Кәрзингә салып  барам.

(Бармакларны бер-берсе белән аралаштыру. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в сторону).

Бармак уены: “Ояда кош балалары”    “Птенчики в гнезде”

-Оясына оча кош                                        -Птичка крылышками машет

Җилпеп зур канатларын.                         И летит к себе в гнездо.

Анда көтә кошчыклар                                 Птенчикам своим расскажет

Зур ачып авызларын.                                 Где она взяла зерно.

(Уң кул бармакларын икенче кул белән җыеп тоту һәм бармакларны селкетү. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

Бармак уены:  “Куян”  (“Зайчик”)

-Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат. Как зайчонок на татарском? (Куян баласы).

(Пальчики в кулачок. Выставить указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед).

Бармак уены: “Йорт хайваннары”

-Раз, два, три, четыре, пять – бер, ике, өч, дүрт, биш

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных –

Каждый знает их наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка – ат, сыер, эт, песи

(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумайте  немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними их зовут.

-Ат, сыер. эт, песи – йорт хайваннары.

3.Рекомендации:

  1. Не начинайте играть с малышом холодными руками. Предварительно их можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  2. При присутствии в новой игре не знакомых ребенку персонажей или слов, первым делом объясните, что это такое, применяя все те же картинки или игрушки.
  3. Пальчиковые игры с малышами в возрасте до 1.5 лет осуществляете как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребенка.
  4. Малышам старше 1.5 лет периодический можно предлогать осуществлять движения вместе.
  5. Не забывайте про максимально выразительную мимику.
  6. Проводите игру весело, поощряйте успехи.

В итоге можно сказать, что игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Использованная литература:

1.Г.Юнысова “Балачак аланы” Хрестоматия. 2000;

2.К.В. Закирова “Иң матур сүз” Казан: Мәгариф, 2000;

3.Л.Данилова  “Пальчиковые игры”. Москва “Росмэн”, 2008;

4.Е.С.Анищенкова “Пальчиковая гимнастика” Пособие для родителей и педагогов. Владимир: Астрель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Презентация проекта “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” по теме: «Индивидуальная работа по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием компонента “Разговариваем по татарски” из УМК»

Бу ярдәмлек – “Күз җитмәгән җиргә сүз җитә” проекты  балалар бакчасындагы татар теленә өйрәтүче тәрбиячеләр өчен эшчәнлек һәм эшчәнлектән тыш вакытларда индивидуаль эш алып бару мөмкинлекләрен ча...

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

Выступление на педагогическом совете Обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр « Моя семья».

Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр....