"Музейная педагогика в детском саду - "А мы живем в Хакасии"
статья (младшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

"Хакасия - это самобытная красивая территория, на которой жили наши предки. Курганы, настоящие памятники истории, камни, на которых нариованы петроглифы - солнце, кони, рыба, деревья. Все это даровал нам древний человек, проживающий на нашей территории тысячу лет назад. И сегодня, раскапывая курганы, археологи находят предметы быта, кувшины, наконечники для стрел, древние примитивные украшения красавиц того времени,  кости рыбы, служащие в то время иглой, и другое. Все это наследие предков не может оставаться  в стороне и должно быть помещено в музей. Такие мини музеи необходимы в шклолах и детских садах, детям младшей группы необходимо показать и познакомить с хакасским национальным костюмом, приглашая малышей в увлкательный мир этнопедагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hakasskaya_kultura.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Овчинникова Галина Леонидовна,

Кошелева Оксана Михайловна

воспитатели МБДОУ ЦРР Д/С «Хрусталик»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

С древнейших времен люди тщательно собирали знания о своей культуре, о самобытной местности, о традициях и обычаях своего народа. К большому сожалению в XIII веке в результате монгольского нашествия письменность коренных жителей – хакасов была утрачена и в последующие века народ передавал свои знания в устной форме (в сказаниях, легендах, национальных сказках, песнях хайджи). Вместе с ними ушли некоторые тайны Хакасской истории и культуры. Под воздействием времени, людей, немало памятников археологии и этнографии были разрушены и пришли в негодность как исторический источник. По крупицам приходится восстанавливать историю становления Хакасии, ее фольклора, быта и национальных обрядов. Этому способствует изучение и раскопки курганов хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда. Поистине уникальна природа и ландшафт нашей Хакасии, ее называют маленькой Швейцарией, на территории которой повсеместно встречаются удивительные камни, разбросанные у подножий древних курганов. Часто на них можно рассмотреть бороздки и неровности, и только настоящий специалист может определить, где тут каменная неровность, созданная природой: дождем и ветром, а где – настоящий рисунок древности, кропотливо выбитый рукой доисторического художника. К слову сказать, сказочные артефакты издавна будоражат воображение и тех, кто побывал тут проездом. Это и заповедник «Казановка» с экологическими тропами, галереями наскальных рисунков и небольшой этно-деревней с юртами и шалашами, где можно посидеть, отдохнув с дороги. Это и знаменитая мать-матерей Улуг Хуртаях Тас. Это и Сундуки, и знаменитый Салбыкский курган, чего толь стоит взглянуть на боярские писаницы времен Тагарской и Окуневской культуры. В Хакасии есть одиночные стелы и чаатасы, что означает «камни войны»Необходимо тщательно беречь некрополь – это наша история. Как говорят хакасы: «люби свою малую родину, она твоя колыбель, она вырастила тебя, и принимала тебя и в горе, и радости, а ты – лишь часть продолжения бытия!  

Особым почитанием у хакасов,  как и в древние времена пользуются предки, необходимо почитать и уважать их старость, накопленный жизненный опыт и знания, именно они хранители былых времен помнят о традициях и обычаях их дедов, прадедов и пращуров. Так, в сказаниях и легендах древние люди высоко подняли нас над животным миром, объяснили смысл жизни, взрастили нас и поставили на ноги. Многие хакасы издавна помнят закон «семи колен», он действует и сегодня. Каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков по материнской и отцовской линии. Это семь ступеней в глубину, в прошлое. Известен и другой хакасский обычай, отправляясь на войну, или опасное место, стоит приехать на могилу своих родителей, взять с нее горсть земли и сохранить ее. Это поможет защитить твою жизнь.

Проживая на территории Хакасии нельзя не слышать о национальных праздниках и фестивалях, одним из них является эколого-этнический фестиваль театров кукол «ЧирЧайаан, что в переводе с Хакасского языка означает «Дух земли» Он стал значительным культурным событием не только Республики Хакасии, но и России в целом. С большим желанием местное население ждут такие праздники, как Тунпайрам, Чилпазы и другие. Они объединяют сотни людей разных национальностей, и вероисповеданий. Проведение национальных выставок, чтение национальных сказок и легенд, театральные представления, посещение музеев и картинных галерей, все это побуждает изучать историю Хакасии, вызывая чувство патриотизма у подрастающего поколения. Все чаще мы используем элементы хакасского национального узора, самостоятельно из бисера и пуговиц совместно с детьми создаем украшение паго, организуем не большие выставки рисунков и поделок на базе школ и детских садов.

Создание музейной этнопедагогики на сегодняшний день актуально и необходимо как для детей, так и для их родителей. Это богатый опыт и для педагогов, обменивающихся опытом и знаниями. Очень красиво проводятся открытые занятия с применением национальной музыки, хакасских костюмов, прослушиванием мелодий ветра в степи, или воды в хакасских озерах. Именно совместный труд педагогов и родителей является общей целью и задачей в создании предметно-развивающей среды воспитанников, позволяя каждому ребенку открывать для себя новый неизученный мир Хакасии, полный новых красок и ощущений. В своей работе организуя музей с элементами хакасской вышивки, национальными рисунками на ткани и камне, мы пытались донести до малышей красоту хакаской культуры, быта, национальных особенностей и традиций коренных жителей Хакасии. Размещая флаг и герб Хакасии, необходимо познакомить детей с национальным платьем, принадлежностью свадебного наряда «паго». Разновидностью хакасской праздничной одежды является сигидек – безрукавка, которую носили замужние женщины поверх костюма. Особой частью хакасского наряда являлись хакасские рукавицы. Их шили мастерицы из овчины, украшая орнаментом, вышитыми шелковыми нитками. Обязательной частью национального костюма являются головные уборы и платки. Среди летних головных уборов у мужчины были популярные черные войлочные шляпы. Женщины в обычные будничные дни носили ситцевые и шерстяные платки, а в праздники надевали нарядные шелковые платки. Завершали национальный костюм правильно подобранные сапоги. Летом – кожаные, а зимой теплые, меховые. Каблуков раньше не носили. Женщины летом носили тапочки, а девушки надевали удобные туфли. В летние праздники женщины надевали хромовые сапоги, которые украшали золотым шитьем.

В своей выставке педагоги нашей группы ставили ветки березы, украшенные специальными ленточками разных цветов: зеленый, красный, голубой. Исторический интерес представляют статуэтки и маски шаманов. Китайская летопись XI века отмечает шаманистскую обрядность у хакасов: «Жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определенного времени. Шаманов называют гань (кам). При похоронах не царапают лиц, только обертывают тело покойника в три ряда и плачут, а потом сжигают его, собранные же кости через год погребают. После чего в известные времена производят плач.

И пускай история Хакасии оставляет много тайн и пятен, нам необходимо сделать многое для детей и подростков, только начинающих оценивать красоту природы степи и хакасских гор. Для этого необходимо ценить опыт и мудрость предков, когда то давно проживающих на нашей земле.

Выставка национальной культуры может быть различной, но целью и задачей является воспитание чувство любви к родному краю, который  имеет богатую и самобытную историю.

Библиографический список

  1. Чебодаев П. И. История Хакасии с древнейших времен до конца XIX в. Абакан, 1992. 300 с.
  2. Акулов А. В. Путеводитель Хакасии. Москва, 2006. 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...