Сценарий НОД для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) «Наш любимый Сахалин»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ознакомление детей с историей Севера Сахалина, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнокультуры в детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saydan_a._o._stsenariy_nod.docx974.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Солнышко» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Сценарий интегрированной непрерывно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет)

«Наш любимый Сахалин»

Выполнила:

Сайдан Анна Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»

Корсаков

2017


Цель: ознакомление детей с историей Севера Сахалина, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнокультуры в детях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с историей Севера Сахалина, нивхами, их одеждой, узорами на одежде.
  2. Учить рисовать пластилином узоры нивхов.
  3. Закрепить знания о  Сахалинской области, о своем родном городе.
  4. Формировать знание о том, чем богат и знаменит Сахалин.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
  2. Активизировать  и обогащать словарь детей (каторга, ссылка, айны, нивхи, коренные жители).

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением быта, костюмов, орнаментов нивхов, мультимедиа проигрыватель (для просмотра мультфильма « Гора самоцветов»), доска для лепки, пластилин, шаблон рукавиц, кукла – Айога, карта с изображением Сахалина.

Предварительная работа: беседы с детьми о Сахалине, о коренном населении, рассматривание фотографий по теме,  посещение краеведческого музея г. Корсакова, чтение стихов, прослушивание песен об острове Сахалин, чтение сказки «Айога», беседа с родителями на тему «Как японцы называли о. Сахалин».

Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно – эстетическая, речевая, социально – коммуникативная.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседа, вопросы, рассказ).
  • Наглядные (просмотр фрагмента из мультфильма «Гора самоцветов», рассматривание иллюстраций быта, народной одежды, орнаментов нивхов).
  • Практические (игра – викторина «Что ты знаешь о своем городе?, физ. минутка «Наклонимся с хлопками», пальчиковая гимнастика «Лодочка», рисование пластилином «Украсим рукавицы для Айоги»).

Планируемые результаты:

  • Дети самостоятельно рассказывают об обычаях и традициях народов Сахалина.
  • Дети самостоятельно могут рассказать, чем богат и полезен Сахалин.
  • Дети легко ориентируются в профессиях, в которых нуждается Сахалинская область.
  • Дети могут самостоятельно показать свой родной город Корсаков, столицу – Южно – Сахалинска на карте.
  • Дети называют одежду коренных народов Сахалина.
  • Дети умеют находить различия в элементах орнаментов костюмов русского народа и коренных народов Сахалинской области.
  • Дети умеют выполнить узор одежды нивхов.

Ход НОД

 

  1. Организационная часть

Воспитатель собирает детей возле себя полукругом и предлагает осмотреться вокруг (группа оформлена по типу музея)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы пришли в музей. Я ваш экскурсовод. Зовут меня – Анна Олеговна. Мы с вами уже встречались на экскурсии по южной части Сахалина, где и расположен наш город. Кто запомнил, как называется наш город?

Дети: Корсаков.

Воспитатель: Молодцы, а  сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, где познакомимся с историей острова Сахалин,  с его северной частью. 

Вбегают Фиксики: Ой, подождите нас, а вы куда?

Воспитатель: Ребята, вы их  узнали?

Дети: Да, это Фиксики. Мы идем в музей на экскурсию.

Фиксики: А зачем?

Дети: Совершить путешествие по острову Сахалин и по его северной части.

Фиксики: А мы ничего не знаем про Сахалин, может вы нас возьмете с собой, мы тоже хотим все знать.

Воспитатель: Возьмем Фиксиков с собой?

Дети: Да.

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в музей, где мы познакомимся с историей освоения острова Сахалин, с его северной частью. Кстати, как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети:  Наш город называется Корсаков.

Воспитатель: А он северный?

Дети: Нет, он южный, потому что находится на Юге Сахалина.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся, давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: Ничего не трогаем, смотрим глазами, ведем себя спокойно, внимательно слушаем экскурсовода, и активно работаем, отвечаем на вопросы.

Воспитатель: Фиксики, а вы готовы выполнять все правила?

Фиксики: Конечно, ведь мы очень воспитанные.

Воспитатель: Хорошо, сегодня я буду вашим экскурсоводом, а вы моими гостями. Любое путешествие начинается с карты, вот и у нас с вами есть карта острова Сахалин. Давайте на нее посмотрим. Как называется наша область?

Дети:  Наша область называется Сахалинская.

Воспитатель: Какой город является столицей Сахалина?

Дети: Главный город на Сахалине -  Южно – Сахалинск.

Воспитатель: А кто может показать на карте где находится Южно – Сахалинск? А наш город Корсаков?

Дети: Южно – Сахалинск, Корсаков (показ на карте).

Картинки по запросу карта сахалина

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте присядем и послушаем об истории возникновения острова Сахалина. Его освоение началось с каторги и ссылки. Каторга – это тяжелые работы людей, которые совершили преступление. Ссылка – это наказание, людей отправляли на поселение в отдаленные места. Присоединение Сахалина к России и начало освоения острова – коренное население айнов и нивхов. Нивхи и айны – это коренные народы, проживающие на Сахалине. Скажите, как называется наш остров?

 Картинки по запросу айны и нивхи

Дети: Наш остров называется Сахалин.

Воспитатель: А я просила узнать вас как называли наш остров японцы? Вы смогли узнать у мам и пап?

Дети: Кабафуто или Карафуто. 

Фиксики: А мы этого не знали, теперь запомним.

Воспитатель: Да Фиксики, Кабафуто или Карафуто это означает «Березовый остров». Как ты думаешь почему?

Фиксики: Даже и не знаем почему.

Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке.

Дети: Потому что на Сахалине растут березы.

Картинки по запросу березы

Воспитатель: А теперь отправимся в следующий зал, где посмотрим, чем богат и знаменит наш край. (Просмотр фрагмента мультфильма «Гора самоцветов»)

Воспитатель:  Наш город – это частица нашей Родины. Ребята, что такое Родина?

Дети: Родина – это тот город, где ты родился, живешь, но Родиной мы еще называем всю нашу  страну – Россия.

Воспитатель: Молодцы, сейчас я предлагаю поиграть в игру – викторину «Что ты знаешь о своем городе».

За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, и в конце игры мы узнаем, кто больше знает о нашем городе.

  1. В каком городе вы родились и живете? ( Я родился в городе Корсаков).
  2. Где расположен наш город? Кто сможет показать его на карте? (Наш город расположен на острове Сахалин, показ на карте)
  3. Что вы знаете о своем городе? (ответы детей) Вы знаете, что у каждого города есть свой герб. Давайте его рассмотрим. (Рассматривание иллюстраций) Что изображено  на нем? (Дети объясняют, что  обозначают изображения на нем).
  4. Кто знает название главной улицы нашего города? (улица Советская)
  5. Какие  улицы еще вы знаете? (Краснофлотская, Парковая, Нагорная и другие)
  6. Какие памятники вы знаете, которые есть у нас в городе? Что вы  знаете о них? (памятник Ленину, Стела)
  7. Чем  славится наш город? (добыча нефти, газ, много рыбы, у нас есть порты, куда заходят пароходы)
  8. Люди, каких профессий живут в нашем городе? (нефтяники, учителя, врачи, продавцы, воспитателя, строители, водители, милиционеры, пожарные, военные и т.д.)
  9. Какие  любимые места у тебя в городе? Почему ты их любишь? (Ответы детей).
  10. За что ты любишь свой город? (Ответы ребят.)

Подводятся итоги игры.

Фиксики: Ух, ты, как здорово, мы столько всего узнали.

Воспитатель: И вы узнаете еще больше, но сначала немного отдохнем.

Физ. минутка «Наклоняемся с хлопком»

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка хлопни громче всех! (Наклон – хлопок в ладоши, над головой)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ноге)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

Воспитатель: А теперь отправляемся в следующий зал, где мы узнаем о севере Сахалина. Наша страна самая большая в мире, чтобы пересечь ее от края до края надо ехать на поезде 8,5 дней. А там за проливом находится наш остров Сахалин, и живут на нем очень много людей самых разных национальностей. И среди них самый малочисленный народ – нивхи. Они обитают на берегах нашего острова с давних времен. Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Коренные жители острова Сахалин, нивхи, прекрасные охотники, рыболовы и оленеводы. Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.

Картинки по запросу одежда, быт нивхов

Подводит детей к выставке.

Воспитатель: Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов (показ иллюстраций быта, народной одежды и орнаментов нивхов), которые радуют нас своей красотой. Давайте посмотрим на эти орнаменты и попробуем угадать, что же мастерицы изображали в них, а вы Фиксики, тоже смотрите внимательно и запоминайте (показ карточек с орнаментами и ответы детей).

Воспитатель: А еще мамы и бабушки любили рассказывать детям сказки. Какую нивхскую сказку мы с вами недавно читали?

Дети: Айога.  

Картинки по запросу айога

Воспитатель: О чем эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель:  Девочка Айога была красивая и любила нарядно одеваться. А наряды ей наверняка шила и украшала её мама. Когда мы читали эту сказку, то придумывали сами хороший конец для неё. А давайте представим, что Айога стала доброй и послушной девочкой (демонстрация куклы в национальном костюме) и захотела научиться делать вот такие красивые узоры на рукавицах, что сшила её мама (демонстрация рукавицы с узором). Давайте поможем Айоге и сделаем красивые рукавички для нее и ее друзей. Фиксики, а вы хотите сделать для Айоги рукавички красивые?

Фиксики: Конечно, мы хотим тоже научиться делать красивые узоры.

Воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад и приглашает детей и Фиксиков за рабочие столы. На столах лежит пластилин, доски для лепки, салфетки, шаблон рукавиц.

Воспитатель: Мы будем рисовать наши узоры пластилином. Поэтому сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладони я прижму

И по морю поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья,

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

Воспитатель: Обратите внимание на узоры, они спирально-ленточные: раскатываем жгутики из пластилина и выкладываем нужную форму. Картинки по запросу рукавицы нивхов

Картинки по запросу руковицы нивхов

Самостоятельная деятельность детей. По завершении организуется выставка работ на стенде.

Воспитатель: Замечательные рукавицы мы сделали, ребята! И вы Фиксики постарались, у вас здорово получилось. Давайте подарим их Айоге!

  1. Заключительная часть

Фиксики: Вот это да, столько всего интересного мы сегодня узнали, нам так нравится, и ребята много чего знают.

Фиксики: Мы теперь тоже будем любить свой край, город, свою родину.

Воспитатель: А где мы сегодня с вами были?

Дети: Ходили в музей на экскурсию.

Воспитатель: Что мы узнали на этой экскурсии?

Дети: Мы узнали об истории Сахалина, о его Северной части, о народе.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали нового? Какие народности населяют наш Сахалин? Чем занимаются нивхи - коренные жители Сахалина?

 Ответы детей.

Воспитатель: Важно ли то, о чем мы сегодня узнали?

Ответы детей

Воспитатель: Для чего это пригодится?

Ответы детей

Воспитатель: А что еще делали?

Дети: Украшали рукавички для Айоги.

Воспитатель: А почему мы решили сделать ей красивые рукавички?

Дети: Потому что Айога стала добрая.

Воспитатель: Что вы сегодня расскажите родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша экскурсия?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, сколько людей разных национальностей живет на нашем острове. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга.

Воспитатель: А в следующий раз мы с вами посетим выставку растительного  и животного мира Сахалина.

Фиксики: А можно мы тоже придем на следующую экскурсию?

Воспитатель и дети: Конечно, можно, мы тебя будем ждать.

Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, вы вели себя в музее очень хорошо, слушали внимательно и отвечали на все вопросы. Вы меня порадовали.

По окончании занятия детям и Фиксикам дарится альбом с фотографиями Сахалина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Совместной деятельности воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей «Наш любимый Санкт-Петербург»

Расширять представления детей о родном городе. Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев.На примере подвига ленинг...

Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".

Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-исторически...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой любимый детский сад «Радуга»

Цели:·               Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде ...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «С днём рождения, мой любимый город»

Праздник для старшего дошкольного возраста. Мероприятие направлено на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста уважения к истории и культуре родного края через знакомство с историей,...