КОНСПЕКТ ООД "Знакомство русской народной тряпичной куклой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Пахомова Наталья Георгиевна

 Способствовать развитию творческого мышления детей, работы с лоскутом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oznakomleniya_detey_s_novoy_igrushkoy1.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД «Знакомство с народной тряпичной куклой»

Тема занятия: «Знакомство с народной тряпичной куклой»___________________________

Образовательная область: познавательное развитие

Цель занятия (игры):  развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа._______________________________________________________________________

Задачи:

Обучающая (дидактическая) задача: познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. Формировать интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа. ______________________

Развивающая (игровая задача): обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.   Формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать в речи  прилагательные. Способствовать развитию мелкой моторики  рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости. Развивать умение согласовывать движения с музыкой._______________________________

           Воспитательная: способствовать развитию у детей интереса к самостоятельному изготовлению игрушки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Воспитывать эмоционально – положительное отношение  к исполнению образных движений под музыку.______________________________________

Планируемый результат:  способствовать развитию творческого мышления детей, работы с лоскутом;

- знают разные виды народных кукол;

- знают новые слова и их значения: «зерновушка», «оберег», «десятиручка» и т. д.;

- используют полученные знания в изготовлении тряпичной куклы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: русский народный костюм, ноутбук, корзинка с тряпичными куклами, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, игра  «Желтый клубочек»_____________________________________

            Раздаточный материал: белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.______________________________________________________________________

Ход занятия (игры).

Этапы деятельности

Время

(в минутах)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводно-организационный

4

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме под русскую народную музыку.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  У меня есть волшебный клубочек, он поможет нам познакомится. Меня зовут Наталья Георгиевна.

Посмотрите на мой наряд.  (Кружится)

Нравиться? Какой он?

Такая юбка, называется панева, а это рубаха.

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. Ой, совсем забыла, вы то со мной познакомились, а я то нет. И поможет мне мой дружочек – волшебный клубочек. Игра «Давай познакомимся».

Воспитатель передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к воспитателю).

Дети входят в группу

Ответы детей.

дети стоят в кругу и играем.

2. Мотивационно-побудительный

1

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились. Ребята вы любите путешествовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в далекое прошлое, когда люди носили вот такие наряды, а волшебный клубочек нам покажет дорогу.

Ответы детей.

3. Организационно-поисковый

7-8

Воспитатель: Клубочек, клубочек покажи нам дорогу. (Прокатить клубочек до стола, где лежит задание «Собери картинку» картинка где женщины ткут, прядут, играют)

(Диалог воспитателя с детьми о том, что нарисовано на собранной картинке). Воспитатель рассказывает детям, что в старину, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе, пели песни, водили хороводы и работали: шили, вязали, ткали. Маленькие дети играли рядом с мамами. А чтобы им не было скучно, для них мастерили кукол. Хотите посмотреть, как они выглядят. Тогда продолжаем наш путь.

Воспитатель: Клубочек, клубочек покажи нам дорогу. (Прокатить клубочек до стола, где лежит корзинка с куклами, тканью, ватой, нитками, конфетами)

Это русские народные куклы. Их делали своими руками и с ними не только играли, но и считали, что они оберегают и защищают от всего плохого.

-Давайте рассмотрим  кукол, рассказ –беседа о куклах (воспитатель показывает и рассказывает о каждой кукле: кукла -десятиручка, кукла – кувадка, кукла - пеленашка, кукла- крупеничка,кукла – мартинчики, кукла - утешница)

(Изображение куклы крупенички)

Это куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая. Ее наполняли гречкой, горохом, пшеном

 (Изображение куклы Кувадка)

Вот одна из таких кукол – Кувадка. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Кувадки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками.

 (изображение куклы Мартинчики)

В марте делали дети из цветных ниток куколол Мартинички. Для чего нужны были эти куколки? Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс. Они очень просты в изготовлении, даже ребенок справиться.

В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками.

- Ребята, а вы хотите сами сделать такую тряпичную куклу?

- Из чего мы будем ее делать? (перечисление детьми материала, который лежит на столе)        

- Раньше кукол делали из разных материалов: травы, соломы, веревочек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне больше всего любили тряпичных кукол. Она была в каждом доме, и крутили кукол и взрослые, и дети.

-Посмотрите внимательно на всех этих кукол, чего не хватает в их внешности? (лиц)

- Правильно. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.

- А вот и еще одна русская народная кукла и называется она утешница.

(изображение куклы Утешницы)

А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза.

-Как вы думает, почему ее так назвали? (ответы детей)

-С маленькими детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку и ее юбочкой утирали детские слезки и предлагали ей поиграть.

Идут за клубочком.

Делятся на 2 подгруппы. Собирают картинки.

Дети слушают и рассматривают иллюстрации

Рассматривают русских народных кукол

Перечисляют материал, который лежит на столе.

Ответы детей

4. Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа)

11

- А вы хотели бы научиться делать такую куклу?

Воспитатель показывает поэтапное изготовление куклы - утешницы.

1.Скатываем из тряпочки небольшой шарик (диаметром примерно2-3см).

2.Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (квадратной). В середину белого квадрата кладем получившийся шарик, обминаем ткань, чтобы головка получилась ровной и круглой, и закрепляем ниткой на шее.

3.Как вы думаете, что будем делать дальше? (юбку) А кто догадался как? Прямоугольник цветной ткани приматываем к шее куколки. Запах у юбочки должен быть сзади.

4.На голову кукле повязываем ленту и надеваем платочек. Какой формы должен быть платок? А, что нужно сделать, если у нас ткань квадратной формы? (сложить пополам) Платочек приматываем ниткой к шее.

5. На шею привязываем ленточку того же цвета, что и на голове. Наша утешница готова!

-Запомнили? Если что-то забыли, можете посмотреть на схему (воспитатель обращает внимание детей).

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» — народная мудрость (повторяем с детьми, пока они делают кукол)

Работа детей сопровождается тихой музыкой.

Ответы детей

Изготавливают куклу «Утешницу»

Работа со схемами изготовления куклы

5. Заключительный этап. Рефлексия

4

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? О чем  могли  рассказать  дома маме, папе?  

Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? Почему?

А сейчас мы поиграем с нашими куклами.

«Желтый клубочек на ниточке висит,

Желтый клубочек ребяток веселит

 Покружись, клубочек мой, желтый, яркий, озорной,

Потихоньку покружись, а потом остановись».

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие, нужно возвращаться домой.

«Клубочек, клубочек покажи дорогу домой».

Свободная игра с народной куклой

Ответы детей

Игра детей с куколкой.

Возвращение детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная тряпичная кукла"

Мини музей - Русская народная тряпичная кукла.Цель:- Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной куклеЗадачи:Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;Воспитыват...

"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...

Мастер класс по изготjвлению русской народной тряпичной куклы

Цель: приобщение детей к русской народной культуры....

Русская народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несёт память народной культуры. Она является игрушкой с ценными воспитательными качествами. Она универсальна и многообразна. И в настоящее время она не теря...

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).

Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...