Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»
    проект (старшая, подготовительная группа)

    Риммер Валентина Викторовна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

    «Средняя общеобразовательная школа №16»

    Октябрьский район

    Г. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88

     

     

     

     

    Познавательно-исследовательский проект

    «Новосибирск- творческая столица  Сибири»

     

     

     

     

     

     

    Авторы проекта:

    Пронина Э.Ф., заместитель директора

    по дошкольному воспитанию

    МБОУ СОШ №16;

    Риммер В.В., воспитатель;

    Терещенко А. А., воспитатель

     

     

     

     

     

    Новосибирск, 2018

     

    Содержание

     

    Краткая аннотация проекта…………………………………………………… .. 3

     

    Информационная справка об учреждении…..………………………………….4

     

    Постановка проблемы…………………………………………………………….5

     

    Цель проекта………………………………………………………………………5

     

    Задачи проекта…………………………………………………………………….6

     

    Этапы, содержание и методы реализации проекта……………………………..6

     

    Рабочий план реализации проекта….……………………………….…………...9

     

    Ожидаемые результаты………………………………………………………….12

     

    Оценка качества реализации проекта…………………………………………..13

     

    Ресурсы (бюджет проекта)……………………………………………………....14

     

    Практическая значимость результатов…………………………………………15

     

    Список используемых источников…..…………………………………………16

     

    Приложения…………………………………………………………………..18-39

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Краткая аннотация проекта

    Тема проекта: Новосибирск-творческая столица Сибири.

    Авторы проекта: Пронина Э. Ф., зам. директора по дошкольному воспитанию; Риммер В.В., воспитатель, соответствие занимаемой должности; Терещенко А. А., воспитатель, соответствие занимаемой должности.

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    По продолжительности: долгосрочный

    Продолжительность: 1 год (сентябрь 2017г.- май 2018г.)

     Участники проекта: педагоги, дети и родители группы.

    Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого в процессе сотрудничества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    Дети - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою Родину. Но маленьким детям часто непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого, с любви к своему городу. Показать ребенку красоту родного города, его богатство, неповторимость.

     

     

     

     

     

     

    Информационная справка об учреждении

    Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №16»

    Октябрьский район г. Новосибирск, 630008, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88. Учредитель: Мэрия города Новосибирска.

    Дошкольный блок МБОУ СОШ№16 существует с 1992 года, на данный момент организованы 3 группы, в которой воспитываются 85 детей из которых – 46 мальчиков и 39 девочек.  Здание детского сада не типовое, техническое состояние удовлетворительное, площадь -  423 кв. м. Из них помещений, используемых непосредственно для образовательной деятельности – 303 кв. м. Учреждение рассчитано на 3 группы. В настоящее время функционирует 3 разновозрастные группы, в которых воспитывается 85 детей. Дошкольные группы используют дополнительно школьные помещения: музыкальный зал, бассейн, изостудия, кабинет психолога, медицинский кабинеты, спортивный зал.

    Режим работы: пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Постановка проблемы

    В преддверии юбилея родного города Новосибирска мы с ребятами  знакомились с достопримечательностями. По желанию детей первым посетили музей Октябрьского района «Закаменка», где познакомились  с экспонатами прошлого века. Побывали в краеведческом музее и посмотрели экспозицию музея природы, где дети получили багаж огромных знаний о многообразии животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области. Посетили музей пожарной спасательной службы Новосибирской области, где дети узнали, что за многими экспонатами кроются занимательные истории, загадки, интересные события. Экспозиция музея насчитывает 35 действующих макетов. Наибольший интерес у детей вызвал  макет – точная копия Оперного театра Новосибирска. Многие ребята заинтересовались данным макетом. Дети начали рассказывать, кто был на балете, перебивали друг друга, завязался спор.  Алиса сразу предложила: «Давайте подробнее узнаем  о нашем театре». Всё это послужило к написанию данного проекта.

    Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

    Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.

    Данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

    Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, как о творческой и культурной столице Сибири, путём приобщения к культурным ценностям родного города.

     

     

     

    Задачи проекта:

    1. Дать представление детям о достопримечательностях родного города и его истории, развивать бережное отношение к нему, культурным ценностям.
    2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь  новые слова (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера),  учить свободно мыслить, фантазировать.
    3. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
    4. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
    5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
    6. Прививать культуру общения при организации совместной деятельности взрослых и детей.
    7. Дополнить предметно-пространственную среду группы материалами по теме данного проекта.

     

    Этапы, содержание и методы реализации проекта.

     

    Несмотря на то, что проект педагогический, в первую очередь отталкивались от потребностей и интересов детей, поэтому в начале нашего проекта использовали метод трёх вопросов. Это позволило выявить наиболее интересные для детей позиции и определить направления деятельности.

    Что мы знаем о родном городе?

    • Мы живём в городе Новосибирске
    • Новосибирск – наша малая Родина
    • В Новосибирске много театров, музеев
    • У нашего города юбилей

    Что мы хотим узнать о Новосибирске?

    • Сколько театров и музеев в Новосибирске?
    • Что находится в музеях?
    • А правду говорят, что оперный театр самый большой? А сколько ему лет?
    • Кто такие балерины? Балетмейстер?

    Как найти ответ?

    • Спросить родителей.
    • Почитать книги, журналы и энциклопедии.
    • Посмотреть видео и телевизор.
    • Спросить у педагога.
    • Сходить на экскурсию.
    • Наблюдение.
    • Рассматривание картин и иллюстраций.
    • Интернет ресурсы.

     1.Подготовительный этап

    • Постановка цели и задач.
    • Изучение методической и энциклопедической литературы.
    • Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
    • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
    • Создание развивающей среды, внесение игр по теме (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных).
    • Подбор художественной и познавательной литературы.
    • Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций, консультаций для родителей. Беседы с родителями о необходимости  участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

     

    2. Основной этап

    1. Мероприятия  по работе с детьми:
    • чтение художественной литературы;
    • просмотр  мультимедийных презентаций и видеофильмов о родном городе;
    • беседы;
    • экскурсии;
    • наблюдения;
    • рисование;
    • аппликации;
    • лепка;
    • викторины;
    • подвижные игры;
    • дидактические игры.

         2.Мероприятия по работе с педагогами:

    • использование  раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
    • изготовление  пособий и демонстрационного материала;
    • оформление выставок  детских работ.

         3.Мероприятия по работе с родителями:

    • консультации;
    • памятки и буклеты для родителей о родном городе;
    • оформление в группе стендов с общими рекомендациями;
    • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, проектов по родному городу;
    • детско-родительские проекты;
    • родительские собрания;
    • совместные целевые экскурсии.

    3.  Заключительный

    • анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
    • оценка результатов работы всех участников проекта.

     

    Рабочий план реализации проекта

     

    Образовательная область

    Мероприятия

    Сроки

    Познавательное развитие

    • Непосредственно-образовательная деятельность: «Путешествие по родному городу», «НОВАТ – символ Новосибирска», «Музеи города Новосибирска», «Театры города Новосибирска».
    • Дидактические игры: «Узнай музей по фото»
    • Пазлы «Достопримечательности города Новосибирска»
    • У нас в гостях музей Октябрьского района «Закаменка»
    • Познавательная викторина о Новосибирске.
    • Просмотр видеофильмов и презентаций: «История города Новосибирска», «Экскурсия по Оперному театру», «Музей игрушек», «Театр кукол» и др.
    • Детская проектная деятельность (индивидуальные творческие задания) в соответствии с темой проекта.  (выбор и изучение темы по желанию и интересам детей и родителей).

     

    Октябрь- декабрь 2017

     

     

     

     

     

     

    Декабрь 2017

     

     

    Февраль 2018

     

    Ноябрь 2017

     

     

    Октябрь 2017

     

     

     

    Январь-февраль 2018

     

     

     

     

     

    Январь 2018

    Речевое развитие

    • Беседы: «Чем я могу помочь родному городу?», «Знакомство с профессией балерины», «Почему так назвали мою улицу?», «Моя малая Родина – Новосибирск»  т. д.
    • Загадывание загадок о родном городе Новосибирске.
    • Знакомство с пословицами, поговорками.
    • Чтение произведений и стихотворений поэтов Новосибирска: В. Шамов «Новосибирские сказки»; В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», Н.Закусина «Четыре времени счастья» и др.
    • Чтение стихотворений: Сидоренкова Н. «Новосибирк-красивый город», Белогородцева Н. «Новосибирск – родной мой город», Хаметов Р. «Новосибирск – цветущий город», Головин Ю. «В Новосибирске ранняя весна», Мальцева Д. «Мой город – столица Сибирского края» и др.

     

    Февраль 2018

     

     

     

     

     

    Ноябрь 2017

     

     

    Октябрь 2017

     

     

    Март-апрель 2018

     

     

     

     

     

     

     

    Декабрь 2017

    Художественно-эстетическое развитие

     

    • Рассматривание репродукций картин художника Новосибирска Михаила Казаковцева «Улица Ленина», «Театр юного зрителя и фонтан на Красном проспекте», «Вид на Оперный театр», «Площадь Ленина» и др.
    • Совместная деятельность воспитателя и детей: «Танцующие балерины» (панно).
    • Конструирование «Построй дом».
    • Рисование «Достопримечательности города Новосибирска», «Улица, на которой я живу».
    • Разучивание песен о Новосибирске.
    • Изготовление демонстрационного материала  (коллективная поделка): макет сцены НОВАТ, при изготовлении которого дети и родители приняли активное участие.
    • Изготовление пазлов «Мой город Новосибирск»
    • Участие в  районной ярмарке детских тематических проектов «Новосибирск встречает юбилей»:  Экскурсия-презентация «Путешествие по паркам и садам г.Новосибирска» и презентация детского тематического проекта в форме репортажа и  художественно-музыкальной композиции  «Новосибирск – творческая столица Сибири».

     

    Февраль 2018

     

     

     

     

     

     

     

     

    Март 2018

     

     

     

    Октябрь 2017

     

     

    Ноябрь 2017

     

     

     

     

    Февраль 2018

     

     

    Февраль-март 2018

     

     

     

     

     

    Апрель 2018

     

     

    Март 2018

    Социально-коммуникативное развитие

    • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Театр», «Экскурсия в музей» и т. д.
    • Настольная игра «Путешествие по Новосибирску»
    • Экскурсия в музей МБОУ СОШ№16 «Память»
    • Экскурсия в библиотеку  МБОУ СОШ№16
    • Экскурсия совместно с  родителями в музей Октябрьского района «Закаменка» города Новосибирска.
    • Экскурсия совместно с родителями в Новосибирский государственный краеведческий музей.
    • Экскурсия совместно с родителями в музей пожарной спасательной службы НСО.

     

    Сентябрь-ноябрь 2017

     

     

    Декабрь 2017

     

     

    Февраль 2018

     

     

    Январь  2018

     

     

    Октябрь  2017

     

     

     

     

    Ноябрь 2017

     

     

     

    Декабрь 2017

    Физическое развитие

     

    • Подвижные игры: «Фигуры», «Я знаю…», «Назови достопримечательности города» (игра с мячом),  «К названному объекту- беги» и т.д.
    • Эстафета «Полоса препятствий»
    • Пальчиковая гимнастика «Домик», «Моя семья», «Весёлый оркестр» и т.д.
    • Физминутки: «Мы танцуем», «Балеринки».

     

    Октябрь 2017- март 2018

     

     

     

     

    Февраль 2018

     

    Ноябрь 2017- апрель 2018

     

     

     

     

     

    Ожидаемые результаты:

    1. формирование элементарных представлений воспитанников о своём городе;
    2.  активизация словарного запаса;
    3.  накопление эмоционально-позитивного опыта;
    1. осуществление образовательного процесса по обозначенной проблеме;
    2. развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
    3. совершенствование предметно-пространственной среды в группе;
    4. вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

    Оценка качества реализации проекта:

    На промежуточном этапе реализации проекта, при детальном обследовании уровня сформированности знаний по формированию у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, были выявлены следующие результаты:

    • У детей сформированы элементарные представления о родном городе (дети знают достопримечательности Новосибирска, сколько музеев и театров в городе, познакомились с Оперным театром, который является крупнейшим в России).
    • Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.
    • Дети познакомились с новыми словами (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера и др.) научились свободно мыслить, фантазировать.
    • У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации задачи проекта имели творческие задания, которые дети  выполняли совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему по проекту, изучали её и результатом этой работы становились презентации, проекты, дидактические игры, которые дети представляли в группе.
    • Создана предметно-пространственная среда для формирования у детей интереса к познанию родного города.
    • Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

                                    

     

     

     

     

    Ресурсы (бюджет проекта)

     

    Наименование

    Имеющиеся средства

    Требуемые средства

    Всего

    Оборудование

    Компьютер

    20000

    3000

    23000

    Фотоаппарат

    10000

    -

    10000

    Многофункциональное устройство для копирования

    14000

    -

    14000

    Всего

    44000

    3000

    47000

    Редакционно-организационные материалы

    Краска для МФУ

    1500

    1000

    2500

    Бумага для принтера

    1000

    400

    1400

    Канцелярия

    500

    500

    1000

    Грамоты, благодарственные письма

    -

    400

    400

    Всего

    3000

    2300

    5300

    Информационно-организационные материалы

    Методическая литература

    4600

    4100

    8700

    Экскурсии:

    Автобус

    Билеты

     

    -

    -

     

    10800

    1100

     

    10800

    1100

    Всего

    4600

    16000

    20600

    Методические материалы

    Книги, альбомы, фотографии с репродукциями

    3500

    -

    3500

    Карандаши, краски, фломастеры, альбомы и др.

    1500

    600

    2100

    Материалы для художественного труда

    1500

    500

    2000

    Всего

    6500

    1100

    7600

    Всего расходов

     

     

    77300

     

     

    Практическая значимость результатов:

     

    • Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
    • Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы,  используемые в дошкольной организации,  поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса данного проекта.
    • Участие в совместной работе над содержанием проекта позитивно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Происходит сближение взрослых и детей. Несомненно, это укрепляет семейные взаимоотношения и помогает вовлекать родителей в педагогический процесс.
    • Разработанная методическая копилка позволяет использовать данные в аналогичных проектах в других дошкольных организациях.

     

     

     

     

     

    Список используемых источников:

     

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
    2.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
    3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
    4.  Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
    5. Квашин А.В., «Новосибирск для детей». – М.: Эксмо, 2017. – 128 с.: ил. – (детские путеводители).
    6. Ковалева Г.А., «Воспитывая маленького гражданина». – М.: АРКТИ, 2005.
    7.  Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
    8.  Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990 г.
    9.  Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»: подготовительная к школе группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И.А. Лыкова. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2008. – 208 с.: 16 л. – (Лепка, аппликация, рисование).
    10.  Лыкова И. А.  «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа И.А. Лыкова. Москва 2009 г.
    11.  Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова Е. Д. Гордеева М. П., Постникова Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 203 с.
    12.  Комратова Н. Г., Грибова, Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 224 с.
    13.  Г.Н. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004.
    14.  Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.
    15.  Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007.

    22. Интернет-ресурсы:

    образования

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novosibirsk-tvorcheskaya_stolitsa_sibiri.docx1.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

    Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

    Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

    Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

    Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

    Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

    Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

    Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

    Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима»

    АктуальностьДанного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных измен...

    Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

    Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

    статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."

    Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...