Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»
проект (старшая, подготовительная группа)

Риммер Валентина Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Октябрьский район

Г. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88

 

 

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«Новосибирск- творческая столица  Сибири»

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Пронина Э.Ф., заместитель директора

по дошкольному воспитанию

МБОУ СОШ №16;

Риммер В.В., воспитатель;

Терещенко А. А., воспитатель

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2018

 

Содержание

 

Краткая аннотация проекта…………………………………………………… .. 3

 

Информационная справка об учреждении…..………………………………….4

 

Постановка проблемы…………………………………………………………….5

 

Цель проекта………………………………………………………………………5

 

Задачи проекта…………………………………………………………………….6

 

Этапы, содержание и методы реализации проекта……………………………..6

 

Рабочий план реализации проекта….……………………………….…………...9

 

Ожидаемые результаты………………………………………………………….12

 

Оценка качества реализации проекта…………………………………………..13

 

Ресурсы (бюджет проекта)……………………………………………………....14

 

Практическая значимость результатов…………………………………………15

 

Список используемых источников…..…………………………………………16

 

Приложения…………………………………………………………………..18-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация проекта

Тема проекта: Новосибирск-творческая столица Сибири.

Авторы проекта: Пронина Э. Ф., зам. директора по дошкольному воспитанию; Риммер В.В., воспитатель, соответствие занимаемой должности; Терещенко А. А., воспитатель, соответствие занимаемой должности.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

По продолжительности: долгосрочный

Продолжительность: 1 год (сентябрь 2017г.- май 2018г.)

 Участники проекта: педагоги, дети и родители группы.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого в процессе сотрудничества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою Родину. Но маленьким детям часто непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого, с любви к своему городу. Показать ребенку красоту родного города, его богатство, неповторимость.

 

 

 

 

 

 

Информационная справка об учреждении

Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №16»

Октябрьский район г. Новосибирск, 630008, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88. Учредитель: Мэрия города Новосибирска.

Дошкольный блок МБОУ СОШ№16 существует с 1992 года, на данный момент организованы 3 группы, в которой воспитываются 85 детей из которых – 46 мальчиков и 39 девочек.  Здание детского сада не типовое, техническое состояние удовлетворительное, площадь -  423 кв. м. Из них помещений, используемых непосредственно для образовательной деятельности – 303 кв. м. Учреждение рассчитано на 3 группы. В настоящее время функционирует 3 разновозрастные группы, в которых воспитывается 85 детей. Дошкольные группы используют дополнительно школьные помещения: музыкальный зал, бассейн, изостудия, кабинет психолога, медицинский кабинеты, спортивный зал.

Режим работы: пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

В преддверии юбилея родного города Новосибирска мы с ребятами  знакомились с достопримечательностями. По желанию детей первым посетили музей Октябрьского района «Закаменка», где познакомились  с экспонатами прошлого века. Побывали в краеведческом музее и посмотрели экспозицию музея природы, где дети получили багаж огромных знаний о многообразии животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области. Посетили музей пожарной спасательной службы Новосибирской области, где дети узнали, что за многими экспонатами кроются занимательные истории, загадки, интересные события. Экспозиция музея насчитывает 35 действующих макетов. Наибольший интерес у детей вызвал  макет – точная копия Оперного театра Новосибирска. Многие ребята заинтересовались данным макетом. Дети начали рассказывать, кто был на балете, перебивали друг друга, завязался спор.  Алиса сразу предложила: «Давайте подробнее узнаем  о нашем театре». Всё это послужило к написанию данного проекта.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.

Данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, как о творческой и культурной столице Сибири, путём приобщения к культурным ценностям родного города.

 

 

 

Задачи проекта:

  1. Дать представление детям о достопримечательностях родного города и его истории, развивать бережное отношение к нему, культурным ценностям.
  2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь  новые слова (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера),  учить свободно мыслить, фантазировать.
  3. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  4. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
  5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
  6. Прививать культуру общения при организации совместной деятельности взрослых и детей.
  7. Дополнить предметно-пространственную среду группы материалами по теме данного проекта.

 

Этапы, содержание и методы реализации проекта.

 

Несмотря на то, что проект педагогический, в первую очередь отталкивались от потребностей и интересов детей, поэтому в начале нашего проекта использовали метод трёх вопросов. Это позволило выявить наиболее интересные для детей позиции и определить направления деятельности.

Что мы знаем о родном городе?

  • Мы живём в городе Новосибирске
  • Новосибирск – наша малая Родина
  • В Новосибирске много театров, музеев
  • У нашего города юбилей

Что мы хотим узнать о Новосибирске?

  • Сколько театров и музеев в Новосибирске?
  • Что находится в музеях?
  • А правду говорят, что оперный театр самый большой? А сколько ему лет?
  • Кто такие балерины? Балетмейстер?

Как найти ответ?

  • Спросить родителей.
  • Почитать книги, журналы и энциклопедии.
  • Посмотреть видео и телевизор.
  • Спросить у педагога.
  • Сходить на экскурсию.
  • Наблюдение.
  • Рассматривание картин и иллюстраций.
  • Интернет ресурсы.

 1.Подготовительный этап

  • Постановка цели и задач.
  • Изучение методической и энциклопедической литературы.
  • Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
  • Создание развивающей среды, внесение игр по теме (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных).
  • Подбор художественной и познавательной литературы.
  • Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций, консультаций для родителей. Беседы с родителями о необходимости  участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

 

2. Основной этап

  1. Мероприятия  по работе с детьми:
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр  мультимедийных презентаций и видеофильмов о родном городе;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • рисование;
  • аппликации;
  • лепка;
  • викторины;
  • подвижные игры;
  • дидактические игры.

     2.Мероприятия по работе с педагогами:

  • использование  раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
  • изготовление  пособий и демонстрационного материала;
  • оформление выставок  детских работ.

     3.Мероприятия по работе с родителями:

  • консультации;
  • памятки и буклеты для родителей о родном городе;
  • оформление в группе стендов с общими рекомендациями;
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, проектов по родному городу;
  • детско-родительские проекты;
  • родительские собрания;
  • совместные целевые экскурсии.

3.  Заключительный

  • анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
  • оценка результатов работы всех участников проекта.

 

Рабочий план реализации проекта

 

Образовательная область

Мероприятия

Сроки

Познавательное развитие

  • Непосредственно-образовательная деятельность: «Путешествие по родному городу», «НОВАТ – символ Новосибирска», «Музеи города Новосибирска», «Театры города Новосибирска».
  • Дидактические игры: «Узнай музей по фото»
  • Пазлы «Достопримечательности города Новосибирска»
  • У нас в гостях музей Октябрьского района «Закаменка»
  • Познавательная викторина о Новосибирске.
  • Просмотр видеофильмов и презентаций: «История города Новосибирска», «Экскурсия по Оперному театру», «Музей игрушек», «Театр кукол» и др.
  • Детская проектная деятельность (индивидуальные творческие задания) в соответствии с темой проекта.  (выбор и изучение темы по желанию и интересам детей и родителей).

 

Октябрь- декабрь 2017

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2017

 

 

Февраль 2018

 

Ноябрь 2017

 

 

Октябрь 2017

 

 

 

Январь-февраль 2018

 

 

 

 

 

Январь 2018

Речевое развитие

  • Беседы: «Чем я могу помочь родному городу?», «Знакомство с профессией балерины», «Почему так назвали мою улицу?», «Моя малая Родина – Новосибирск»  т. д.
  • Загадывание загадок о родном городе Новосибирске.
  • Знакомство с пословицами, поговорками.
  • Чтение произведений и стихотворений поэтов Новосибирска: В. Шамов «Новосибирские сказки»; В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», Н.Закусина «Четыре времени счастья» и др.
  • Чтение стихотворений: Сидоренкова Н. «Новосибирк-красивый город», Белогородцева Н. «Новосибирск – родной мой город», Хаметов Р. «Новосибирск – цветущий город», Головин Ю. «В Новосибирске ранняя весна», Мальцева Д. «Мой город – столица Сибирского края» и др.

 

Февраль 2018

 

 

 

 

 

Ноябрь 2017

 

 

Октябрь 2017

 

 

Март-апрель 2018

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2017

Художественно-эстетическое развитие

 

  • Рассматривание репродукций картин художника Новосибирска Михаила Казаковцева «Улица Ленина», «Театр юного зрителя и фонтан на Красном проспекте», «Вид на Оперный театр», «Площадь Ленина» и др.
  • Совместная деятельность воспитателя и детей: «Танцующие балерины» (панно).
  • Конструирование «Построй дом».
  • Рисование «Достопримечательности города Новосибирска», «Улица, на которой я живу».
  • Разучивание песен о Новосибирске.
  • Изготовление демонстрационного материала  (коллективная поделка): макет сцены НОВАТ, при изготовлении которого дети и родители приняли активное участие.
  • Изготовление пазлов «Мой город Новосибирск»
  • Участие в  районной ярмарке детских тематических проектов «Новосибирск встречает юбилей»:  Экскурсия-презентация «Путешествие по паркам и садам г.Новосибирска» и презентация детского тематического проекта в форме репортажа и  художественно-музыкальной композиции  «Новосибирск – творческая столица Сибири».

 

Февраль 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2018

 

 

 

Октябрь 2017

 

 

Ноябрь 2017

 

 

 

 

Февраль 2018

 

 

Февраль-март 2018

 

 

 

 

 

Апрель 2018

 

 

Март 2018

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Театр», «Экскурсия в музей» и т. д.
  • Настольная игра «Путешествие по Новосибирску»
  • Экскурсия в музей МБОУ СОШ№16 «Память»
  • Экскурсия в библиотеку  МБОУ СОШ№16
  • Экскурсия совместно с  родителями в музей Октябрьского района «Закаменка» города Новосибирска.
  • Экскурсия совместно с родителями в Новосибирский государственный краеведческий музей.
  • Экскурсия совместно с родителями в музей пожарной спасательной службы НСО.

 

Сентябрь-ноябрь 2017

 

 

Декабрь 2017

 

 

Февраль 2018

 

 

Январь  2018

 

 

Октябрь  2017

 

 

 

 

Ноябрь 2017

 

 

 

Декабрь 2017

Физическое развитие

 

  • Подвижные игры: «Фигуры», «Я знаю…», «Назови достопримечательности города» (игра с мячом),  «К названному объекту- беги» и т.д.
  • Эстафета «Полоса препятствий»
  • Пальчиковая гимнастика «Домик», «Моя семья», «Весёлый оркестр» и т.д.
  • Физминутки: «Мы танцуем», «Балеринки».

 

Октябрь 2017- март 2018

 

 

 

 

Февраль 2018

 

Ноябрь 2017- апрель 2018

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

  1. формирование элементарных представлений воспитанников о своём городе;
  2.  активизация словарного запаса;
  3.  накопление эмоционально-позитивного опыта;
  1. осуществление образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  2. развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  3. совершенствование предметно-пространственной среды в группе;
  4. вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Оценка качества реализации проекта:

На промежуточном этапе реализации проекта, при детальном обследовании уровня сформированности знаний по формированию у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, были выявлены следующие результаты:

  • У детей сформированы элементарные представления о родном городе (дети знают достопримечательности Новосибирска, сколько музеев и театров в городе, познакомились с Оперным театром, который является крупнейшим в России).
  • Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.
  • Дети познакомились с новыми словами (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера и др.) научились свободно мыслить, фантазировать.
  • У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации задачи проекта имели творческие задания, которые дети  выполняли совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему по проекту, изучали её и результатом этой работы становились презентации, проекты, дидактические игры, которые дети представляли в группе.
  • Создана предметно-пространственная среда для формирования у детей интереса к познанию родного города.
  • Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

                                

 

 

 

 

Ресурсы (бюджет проекта)

 

Наименование

Имеющиеся средства

Требуемые средства

Всего

Оборудование

Компьютер

20000

3000

23000

Фотоаппарат

10000

-

10000

Многофункциональное устройство для копирования

14000

-

14000

Всего

44000

3000

47000

Редакционно-организационные материалы

Краска для МФУ

1500

1000

2500

Бумага для принтера

1000

400

1400

Канцелярия

500

500

1000

Грамоты, благодарственные письма

-

400

400

Всего

3000

2300

5300

Информационно-организационные материалы

Методическая литература

4600

4100

8700

Экскурсии:

Автобус

Билеты

 

-

-

 

10800

1100

 

10800

1100

Всего

4600

16000

20600

Методические материалы

Книги, альбомы, фотографии с репродукциями

3500

-

3500

Карандаши, краски, фломастеры, альбомы и др.

1500

600

2100

Материалы для художественного труда

1500

500

2000

Всего

6500

1100

7600

Всего расходов

 

 

77300

 

 

Практическая значимость результатов:

 

  • Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
  • Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы,  используемые в дошкольной организации,  поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса данного проекта.
  • Участие в совместной работе над содержанием проекта позитивно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Происходит сближение взрослых и детей. Несомненно, это укрепляет семейные взаимоотношения и помогает вовлекать родителей в педагогический процесс.
  • Разработанная методическая копилка позволяет использовать данные в аналогичных проектах в других дошкольных организациях.

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  4.  Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  5. Квашин А.В., «Новосибирск для детей». – М.: Эксмо, 2017. – 128 с.: ил. – (детские путеводители).
  6. Ковалева Г.А., «Воспитывая маленького гражданина». – М.: АРКТИ, 2005.
  7.  Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8.  Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990 г.
  9.  Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»: подготовительная к школе группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И.А. Лыкова. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2008. – 208 с.: 16 л. – (Лепка, аппликация, рисование).
  10.  Лыкова И. А.  «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа И.А. Лыкова. Москва 2009 г.
  11.  Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова Е. Д. Гордеева М. П., Постникова Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 203 с.
  12.  Комратова Н. Г., Грибова, Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 224 с.
  13.  Г.Н. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004.
  14.  Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.
  15.  Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007.

22. Интернет-ресурсы:

образования

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novosibirsk-tvorcheskaya_stolitsa_sibiri.docx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."

Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...