опыт работы по патриотическому воспитанию
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Симошкина Оксана Анатольевна

опыт работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_2019g.docx72.96 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

             «Болоховский центр образования №2» муниципального образования

                                                        Киреевский район

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта воспитателя

Симошкиной

Оксаны Анатольевны

Тема опыта:

«Роль фольклора

в формировании патриотических чувств дошкольников»

                (посредством ознакомления с малой Родиной)

Идея опыта:

«Создать условия для развития патриотических чувств детей, используя   фольклор в различных видах деятельности»

                  (посредством ознакомления с малой Родиной)

Список ИПМ

ИПМ-1    Сведения об авторе и характеристика МКОУ

ИПМ-2     Условия формирования опыта.

                Актуальность и перспективность.

ИПМ-3  Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность.  

             Область  применения и  трудоемкость.

ИПМ-4   Технология опыта

4.1. Основные направления работы.

4.2.  Формы и методы работы с детьми по формированию патриотических       чувств детей через ознакомление с малой Родиной.

4.2.1. НОД.

4.2.2. Досуги и праздники.

4.2.3. Дидактические игры.

4.2.4. Народные игры.

ИПМ-5    Взаимодействие детского сада и семьи в работе по формированию у дошкольников патриотических чувств  через ознакомление с малой Родиной.

ИПМ-6    Результативность опыта.

ИПМ-1  

Сведения об авторе

 Симошкина Оксана Анатольевна – воспитатель МКОУ «Болоховский центр образования №2»  муниципального образования Киреевский район.

Образование – среднее специальное.

Окончила в 1988 году Тульское педагогическое училище  №2 по специальности «Дошкольное воспитание», получила квалификацию воспитатель дошкольного учреждения.

 

 Стаж педагогической работы – 30 лет

 Категория – высшая

 Работаю с первой  младшей группы по подготовительную группу

 Сделала 6  выпусков в школу.

 Характеристика образовательного учреждения: МКОУ ««Болоховский центр образования №2»   работает с 1964 года.

 В центре функционирует 9 групп.

 Режим работы: пятидневный, 10.5 часовой (с 7.30 по 18.30).

 

ИПМ-2

Условия формирования опыта.

Актуальность и перспективность.

                                 «Народ, который не знает своей культуры и истории,

                                                  презрен и легкомысленен»

                                                                                                Н. М.Карамзин.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Условия

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малого – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, речки, протекающей недалеко от дома. Дом или детский сад, родной край и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Приблизить дошкольников к истории своего родного края может культура, знакомство с достопримечательностями родного города, края, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Однако,  эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Массовая  культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещается лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов  к организации нравственно – патриотического воспитания  детей, его теоретических основ является актуальной задачей в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье,  к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования  призвана обеспечить... воспитание патриотов России,  граждан правового,  демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающий высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В рамках опыта «Роль фольклора в воспитании патриотических чувств у дошкольников» были использованы следующие нормативные документы: закон «Об образовании РФ»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г).

Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребёнка появляется чувство гордости за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников - это фундамент как раз того  пространства, создание которого предусматривается программой правительства.

Для успешной работы с детьми по данной теме мною разработано методическое обеспечение педагогического процесса, которое отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются географические карты, глобус, изображения  символов России, края, района, города, портрет президента, как главного лица страны.

Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет оформление интерьера русской народной избы с предметами старинного быта и элементами внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.

Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, условия формирования опыта  позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Перспективность

Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Таким образом, я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живём, беречь и уважать наследие своего народа. Работу в данном направлении я буду продолжать. Вместе с детьми и родителями мы планируем проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев через мини-музей «Русская изба». На базе музея   проводить занятия по ознакомлению с окружающим миром,    развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности и музыки. Планируем разработать проекты:

1.  «Мой город» (об истории  названий улиц),

2. «Чтим и помним» (о ветеранах  Великой Отечественной войны).

ИПМ-3        

Теоретическая база опыта.

Новизна, адресная направленность.

Область  применения и трудоемкость опыта.

 Теоретическая база данного опыта составляют исследования в области нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников.

В  проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

Конституция Российской Федерации.

Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об

образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г),

 «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945годов».

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви

к родному краю было мною продумано, что целесообразно показать и о чём

рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной      местности, данного края, что есть только здесь.  

Было продуманно, как показать связь родного города со всей страной. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учётом местных условий весь познавательный материал распределён равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно в определённой системе.

Система и последовательность работы по формированию представлений

о явлениях общественной жизни и воспитанию патриотических чувств детей

представлена в следующих блоках:

1.Моя семья.

2.Мой город.

3.Культура и традиции.

4.Страна, её столица, символика.

5.Будем Родине служить.

В рамках представленных блоков распределены темы содержания

работы нравственно–патриотического воспитания с учётом принципов:

  • Системно организованного подхода, который предполагает

скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;

  • Адресного подхода, который предполагает учёт индивидуальных

особенностей воспитанников группы;

  • Универсальности основных направлений нравственно–патриотического

воспитания, предполагающего использование социально–ценного опыта

прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины;

  • Активности и заинтересованности всех участников педагогического процесса, обеспечивающих  преемственность в воспитательном процессе в системе «ребенок–педагог–родитель».

Для более глубокого изучения и систематизации знаний по данной теме я обратилась к методической литературе, которая и стала теоретической базой моего опыта:

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А.             Васильевой. « Мозаика - синтез», 2006г.

2.Ветохина  А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2011г.

3. Шаламова Е. И. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ.2011г.

4.Комарова Т. С. Народное  искусство в воспитание детей. Москва, 2004г

5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003г

6.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Санкт – Петербург,2010г.

7. «Традиционные бытовые песни Тульской области». Сост. А.М. Новикова, С.И. Пушкина /Тула, Приокское книжное издательство, 1989г.

8. «Золотой клубочек: Русские народные загадки» Сост. Т.А. Климова / Иркутск  Восточно – сибирское книжное издательство, 1994 г.

9. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре». Выпуск 1, Сост. В.П. Аникин, / Москва, Младенчество, Детство, 1991г.

10. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

11. Мой родной дом / Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004

12. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Сост. О.Л.Князева, М. Д. Маханева / Санкт- Петербург, 1997г.

13. « Детские частушки, шутки, прибаутки». Пособие для родителей и воспитателей. / Ярославль, Академия развития, 1997г.

14. « Русское народное творчество». Хрестоматия. М.Г. Китайник, А. И. Лазарев, А. М.Новикова, Л.Г. Орлов. / Москва, Высшая школа, 1987г.

15. Жуковская Р. И. Родной край. Москва, 1990г

16. Марудова  Е. В. , дошкольников с окружающим миром.

Санкт - Птербург

17.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003г.

18. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России», Москва, 2013

19. Л.Л.Мосалова «Я и мир», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2013

20. Т.А.Шарыгина «Моя семья», Москва, Творческий центр «Сфера»,2012

21. Т.А.Шарыгина «Детский сад», Москва, Творческий центр «Сфера»,2012

22. Т.В.Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Волгоград, ИТД «Корифей», 2008

22. А.П.Казаков, Т.А.Шарыгина «Детям о великой победе», Москва, изд. ГНОМ,2014

23. М.Б.Зацепина «Дни воинской славы», Москва, «Мозаика – Синтез, 2008.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Приоритетной в дошкольном возрасте является  задача  воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, матери - хранительнице семейного очага, отцу. Сегодня ощущается необходимость активизировать работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Психологи уверяют: у дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Отечественные авторы (Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко и др.) утверждают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы.

Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

  Центральной  идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности.  Так,  К.Д Ушинский отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным».  Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. По  словам  С.В. Михалкова,  кто  любит, ценит  и  уважает  накопленное   и  сохраненное  предшествующим  поколением, может  любить  Родину, узнавать  ее,  стать  подлинным  патриотом. 

Основной целью патриотического воспитания является восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребёнка.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии.

Естественно развивающееся чувство привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируется убеждение и готовность действовать соответствующим образом. Это  и есть система   патриотического воспитания, которая является теоретической базой  опыта.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию патриотических чувств и любви детей к своей семье, к своей малой родине, стране, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

А также, новизна заключается в создании системы комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

 Адресная направленность

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как на непосредственно образовательной деятельности, так и  в свободной.

Родителям,  если желают расширять представление дошкольников об обычаях, традициях своего народа, окружающей действительности.

Область применения

Работая по данной теме в течение 5 лет, я накопила огромный багаж  знаний об обычаях и традициях нашего народа, о его культуре: искусстве и литературе, о народных игрушках и промыслах.  Эти знания я широко использую в повседневной жизни детей: режимных моментах, в НОД,  на прогулке, на праздниках и развлечениях и в индивидуальной работе с детьми и их родителями.

Например, проводя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, использовала  пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии,  «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет - тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это - тверже»,  объясняла  детям содержание и смысл пословицы «Свет - это вся земля, все страны. Тверже - сильнее и смелее русских людей нет»;

Еще одна форма работы с детьми - это сотворчество воспитателя и детей - составление новых пословиц.

Работа по патриотическому воспитанию проходит через все виды деятельности детей. Используя в развитии речи детей фольклор, произведения русских писателей и поэтов, мы раскрываем  духовный и нравственный потенциал произведения, помогаем  ребенку понять его смысл. Воспитательное значение народных сказок во все времена высоко ценилось, так как сказки несут в себе добро, учат дружбе, взаимовыручке, трудолюбию, выставляют человеческие пороки в неприглядном виде. Поэтому и я  широко использую в своей практике произведения устного народного творчества в воспитании нравственных качеств у детей.

Наработки по теме «Роль фольклора в формировании патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной» использую при  выступлении на методических объединениях, педсоветах, обмениваясь опытом с другими воспитателями города, района. Провожу консультации для родителей и родительские собрания по этой теме.

Данный опыт работы хранится в методическом кабинете и доступен членам коллектива, желающим использовать его элементы в своей деятельности.

Трудоёмкость опыта.

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

С учетом физиологических особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Так, если в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Наш детский сад»), то в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности Болохово», «Болохово  сегодня», «Музеи города Тулы» и др.).

Созданная развивающая среда способствует обогащению детских представлений,  развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на перспективах развития ребенка.

Конечно же, за неимением отдельно выделенной комнаты, очень трудно такую важную проблему решать в полную силу.  Большими помощниками в проведении всей работы в данном направлении являются родители. Я заинтересовала  их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям родного  края.  Доказала им актуальность поднятой проблемы воспитания гражданственности посредством родительских собраний, консультаций: «Мой край родной», «Наше генеалогическое древо», «Роль патриотического воспитания для дошкольников», бесед на тему: «Тула – родина моя», «Моя семья». Привлекала их к  практической помощи в подборе для дошкольников детской художественной литературы русских авторов, к совместной деятельности по ознакомлению детей с народными играми и песнями. Родители  активно принимали в этом  участие.    

Система средств, способствующих  патриотическому   воспитанию:

  • Наглядность, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу...»;
  • Инициирование, возбуждение духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающее осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления;
  • Инструментальная функция, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Очень трудоёмок  процесс ознакомления ребёнка с произведениями народного фольклора, с которыми ребёнок начинает знакомиться с самого рождения.

«Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде». Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичные, запоминающиеся тексты, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.

Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения  ребёнка, то потешки уже не только развлекают  ребёнка, но и передают нравственнее основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Не меньшее значение имеют в ознакомлении с малой Родиной   загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление художественными средствами — через уподобление; метафорическое описание предмета.

Использование малых фольклорных жанров определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. В течение года я провела   ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками:

  • уточнение жанровых особенностей,
  • сравнение пословиц с другими фольклорными формами,
  • подбор пословиц к художественным текстам и т.д.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу, загадку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей - что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  • найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
  • При рассмотрении средств  патриотического   воспитания  в целом и фольклорных средств,  в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.

В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это,  прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.

Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку».  Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное, а передают свои эмоции, свои переживания.   Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры

ИПМ-4

Технология опыта

Любовь к родному краю,

 родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому, настоящему,

ко всему человечеству.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связано с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет новые требования социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложение сил и максимально полная личностное развитие.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность.

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется  в повседневном общении с детьми  в быту, так и на занятиях.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Цель моего опыта  это создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Прежде, чем начать работу по патриотическому воспитанию, я прочитала большое количество литературы, из которой почерпнула много для себя интересного. (Л.А. Кондрыкинская, Ривина Е.К., Гришина Г.Н. и др). самостоятельно изучила краеведческий материал, посетила музеи города.

В рамках данной темы мною разработан и систематизирован методический инструментарий:

- перспективный план работы;

- конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной;

- цикл экскурсий и наблюдений;

- консультационный материал для родителей и педагогов ОУ;

- оформлен фотоальбом «Папа, мама, я - дружная семья»;

-  оформлены авторские выставки родителей, фотогазеты.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. При реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.

В группе  оформлен патриотический уголок, в котором содержится информационный и наглядный материал, необходимый для проведения занятий.

 Родители проявили интерес к нашей работе и помогли в создании и оформлении уголка.  

Очень помогает в работе  проектная деятельность. Реализовала проекты «Люби и знай свой Тульский край», «Тула – земля моя!»

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо было подобрать  русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. Большое внимание я уделяла подбору  книг для детей. Также  подобрала доступные детям стихи о войне и стихи наших земляков. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому я совместно с детьми оформила развивающие познавательные игры «Прогулка по улицам города», «Достопримечательности города».

Работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность  любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину.

Дети принимали участие в праздновании Дня города и в других событиях, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые дети вручили бывшим воинам в День Победы.

Работая над формированием патриотических чувств у детей, я не могла не использовать региональный компонент. Главная и основная цель работы воспитателя в сфере патриотического воспитания старших дошкольников - это приобщение детей к народной культуре и традициям, используя богатое культурное наследие Тульского края.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», — подчеркнул президент России В. В. Путин.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, я помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, природы и с самим собой. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Одной из основных задач является возрождение народных промыслов. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. Для того,  чтобы выяснить отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду и его реального осуществления я провела анкетирование родителей. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания.  Также использовались активные формы: тематический вечер  «Дети - наша радость», семейная викторина «Мама, папа и я – Тульская семья». Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться  с опытом других семей.

Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.

Знакомство  детей с героической историей нашего города я начала с экскурсии, которую мы организовали совместно с родителями. Экскурсия была организована по героическим местам города-героя. Мы с детьми побывали в Тульском музее оружия. Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая книги о Туле, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Так же появились новые сюжеты в играх детей. Результатом наших экскурсий стал выпуск стенгазеты «По боевым местам города-героя». Газета - одна из действенных нетрадиционных форм организации педагогического процесса. В нашей стенгазете мы поместили фотографии, с тех мест, где мы побывали с детьми. Так же в газете были помещены высказывания детей, на тему: «Что такое война?».

Родители активно участвовали в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители  составляли рассказы вместе с детьми о своих профессиях, помогали в оформлении фотовыставок и фотоальбомов. Вовлечь родителей в совместную поисковую деятельность помог конкурс на создании папки «Презентация моей семье». Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе.  В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».

Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему: «Воспитание дошкольников – граждан», «О днях воинской славы», «Патриотическое воспитание дошкольников», «как организовать свой досуг». Совместно с родителями подготовили и оформили фотоальбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

        С историей родного края, традициями и культурой мы продолжали знакомиться на непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. На занятии «Путешествие по родному городу» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города Болохово. Дети с интересом вспоминали те места, где можно отдохнуть – это и парки отдыха, и цирк, и кинотеатры.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

4.1. Основные направления.

 В работе по нравственно - патриотическому воспитанию  особое место отвожу:

- произведениям детской художественной литературы;

- русским народным играм;

- устному народному творчеству;

- народно-прикладному искусству;

Исходя из вышеизложенного, для своей практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры (патриотическому воспитанию) и развитию творческого потенциала детей были определены приоритеты намеченной работы:

  • Создание мини библиотеки произведений ДХЛ по фольклору.
  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными – это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.).
  • Проведение народных праздников и укрепление традиций.
  • Изготовление изделий народных промыслов.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине и развитие творческих способностей

Для этого я использую следующие  тематические блоки:

Блок –  «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провела занятия на темы: «Моя мама - лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок -   «Культура и традиции»

Знакомлю детей с традициями и бытом России. Знакомлю с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью проводила занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки», «Золотая хохлома».

Блок -   «Я  и Родина».

Знакомлю  дошкольников с родным городом, областью и родной страной – это процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий.  Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подвожу их к пониманию, что их  город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно.  Совместно с родителями организовывала экскурсию в  краеведческий музей.

Блок -  «Этих дней не смолкнет слава».

Я  приглашала на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовили подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…».

 в  котором  расширяются  представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается  чувство ответственности, бережное отношение к природе.  Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имели  возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любовались самыми красивыми местами своей малой Родины.. Во время прогулки в зимний лес  дети со  взрослыми вешали  кормушки, наблюдали  за зимними деревьями и следами зверей в лесу. Во время походов мы собирали разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираюсь  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государств.

4.2. Формы и методы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей с использованием фольклора, её последовательность.

Используя в педагогической практике традиционные формы проведения занятий и мероприятий, я пришла к иному принципу их построения: стала проводить театрализованные представления, главными героями которых являлись герои былин; обыгрывание сказок на фланелеграфе, способствующих формированию патриотических норм поведения у детей; использовать такой приём, как «ряжение», то есть перевоплощение детей в сказочных персонажей (доблестных русских богатырей, воинов, солдат), помогающих детям отличать добро от зла, быть смелыми и отважными, храбрыми, справедливыми. Особенность этих нетрадиционных методов заключается в том, что дети сами участвуют в создании кукол и декораций, масок, озвучивают персонажей, привлекают родителей к участию в мероприятиях.

 

Педагогические средства, используемые в опыте:

  1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
  2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  3. Методы:

- словесные – беседы, рассказы,  чтение художественной литературы, , прослушивание аудиокассет встречи с горожанами.

-  наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.

-  практические – дидактические игры.

4. Приемы: разъяснения, указания.

4.2.1. Рассказы и беседы патриотической направленности  были разнообразными и учитывали психологические особенности детей.                          

 Беседы и рассказы о жизни и условиях быта русского народа, о том, как слагались сказки, былины, передавались из поколения в поколение. Устное народное творчество, поучительность положительных черт характера героев народных произведений сопровождались наглядно – иллюстративным материалом, собранным в альбом « Русский фольклор». Различные игровые моменты, применяемые на занятиях, позволяли удовлетворять возрастающие потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии. Заученные фольклорные произведения: сказки, загадки, пословицы, поговорки дети обыгрывали через небольшие этюды.  

   С целью ознакомления  детей  с разнообразием фольклорных  жанров, старалась  дать им первичное представление о народных традициях, воспитывая у них патриотические чувства. Мною проводились такие занятия, как   «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько», «В гости в русскую избу», « Бабушка – загадушка в гости к нам пришла», «Хлеб – всему голова».                                                          

   Цель моих занятий -  расширить знания фольклорных произведений, способствующих воспитанию таких качеств, как: любовь к Родине, своему народу, гордость за историческое прошлое своего Отечества, уважительное отношение к семье, людям разных профессий.

      Перед проведением занятия «В гости в русскую избу» была проведена экскурсия в соседнюю группу, где уже  имелись элементы обстановки русской избы. Цель экскурсии -    ознакомление детей с бытом русского народа. Детям рассказала  о том, как жили наши предки, какими предметами пользовались. Рассказала детям, что на Руси после тяжёлого трудового дня  собирались люди в избах и придумывали русские народные сказки, песни и другие фольклорные жанры, многие из которых дошли и до наших дней, переходя от поколения к поколению.  При этом  загадывала загадки о предметах быта, а дети находили отгадки в «русской избе». На занятиях по ручному труду дети изготовили кукол – завёрток, которыми в старину играли крестьянские дети.

    Занятие «Бабушка - загадушка в гости к нам пришла» помогло детям больше узнать  о загадках, о том, как люди их придумывали. Дети слушали загадки и находили на них отгадки. Помогли в этом дидактические игры

 «Найди отгадку к загадке», «Где спряталась отгадка», «Отгадай загадку при помощи рисунка» и другие.  Дети не только отгадывали загадки, но и пробовали придумывать свои.  Чтобы загадки сохранились, чтобы у детей не пропало желание их сочинять, мы решили записывать их в книжки – малышки, которые назвали  « Придумалки – сочинялки». Вместе с детьми пробовали  обыгрывать загадки, например,  детям загадывала загадку «На страже стоят, зорко следят, границу защищают, как таких воинов называют».

  Предварительной работой перед занятием «Хлеб - всему голова»   стала беседа о нелёгком труде хлеборобов, о том, как трудились люди на Земле – матушке, какими тяжёлыми были условия труда и примитивны орудия производства. Детям были продемонстрированы  макеты серпа и цепка, с помощью которых  обрабатывался хлеб. Была организована экскурсия на хлебозавод. Дети организовали игру  - драматизацию по пословице «Хлеб добро – береги его».

   Для воспитания у детей чувства любви, заботы и уважения к маме провела занятие «Сердце матери лучше солнца греет» с использованием элементов фольклора (колыбельные, пословицы, загадки).

  Перед проведением занятия «Путешествие в Русь богатырскую»   рассказала детям, кто такие богатыри, в каких произведениях прославлял их русский народ. Детям было предложено прослушать былину «Илья Муромец и Соловей – разбойник», рассмотреть иллюстрацию Ю.Васнецова «Три богатыря». Были подобраны пословицы и поговорки  о смелости и храбрости, которые воспитывали у детей чувства любви и гордости за русский народ, который защищал свою Родину на протяжении всей истории.

4.2.2. С целью приобщения детей к народной культуре, русским традициям проводилось познавательно – развлекательное мероприятие  « Осень в России», которое способствовало воспитанию национальной гордости, чувства уважения и почитания исторического прошлого своей Родины у детей. Оно сопровождалось пением русских народных песен  « Весенушка – Осень», « Осень – непогодушка» и помогло обогатить знания детей пословицами и поговорками об осени, о Родине. В ходе мероприятия  проводила конкурс загадок, народных примет об осени.

Провела праздник «Рябина России», развлечение « В гостях у осени», « Русский народный фольклор в нравственном воспитании детей (о маме), развлечение «Друзья природы», праздник « День – оружейника». 

4.2.3. Продолжая работу  по воспитанию патриотических чувств с детьми проводила занятия, в которых дети показывали свои знания о русском фольклоре, применяли  их на занятии, в играх драматизациях, играх  - придумываниях.                                  

 Формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно достичь, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. При руководстве принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности, эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души. Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Первый этап работы с младшими дошкольникам – это приобщение их к устному народному творчеству.

 Для самых маленьких – это пестовый фольклор; приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры.

В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на русском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое. Чтение сказок, былин, пение русских народных песен, изучение примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

При отборе наглядного материала  я опираюсь  на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняю предметно – развивающую среду новым аниги по устному народному творчеству, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, изделия из лозы, расписные матрешки.

     Одним из методов развития у детей патриотических чувств с использованием  фольклора являются дидактические игры.

Такие игры, как:  «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» - способствуют тому, что сказка остаётся в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Знакомлю с родным домом, улицей, городом, краем и страной начала  через знакомство с такими дидактическими играми:

  • "Гости города" (Задача: рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее).
  • "Найди пару" (Задача:  как можно быстрее отыскать себе пару, рассказать, что за город, место или какая достопримечательность изображена на карточках).
  • "Герб городов твоего края" (Задача:  собрать по образцу герб города, рассказать, как он называется, и почему у него такое изображение на гербе).

4.2.4. Неотъемлемой частью  работы с детьми по формированию патриотических  чувств с использованием  фольклора являются также и народные игры.

Опыт работы  показывает, что народные игры влияют не только физически, но и нравственно воспитывают детей. Например: игры «Заинька беленький», «Бояре», «Ручеек» - развивают чувство сопричастности к народным торжествам, расширяют  представления о народных развлечениях родного края.

Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств  для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.

Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех  достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре.

 В работу с дошкольниками мною были включены и сюжетно-ролевые игры:  «Охотники», «Экскурсии по городу», и другие. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей и любви к родному краю.

 Начиная работу  с детьми по данной теме, я пришла к выводу, что дети мало играют в игры, потому что у них не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности, отсутствуют элементы творческого отображения действительности.

    Для успешного осуществления патриотического воспитания необходимо

развивать взаимосвязь с родителями и общественностью, чётко планировать

работу всех звеньев системы, изучать и контролировать работу каждого

звена, анализировать результаты и подводить итоги.

ИПМ-5

        Взаимодействие детского сада и семьи в работе

 по формированию патриотических чувств

у дошкольников.

 

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания -  воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

В основном, задачи патриотического воспитания решались нами, воспитателями,  в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения.  Я  поставила цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своѐм доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей.  В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение  ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.  Необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

«В вашей семье и под вашим руководством  растет будущий гражданин.

Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко мы  используем при работе и с детьми и с их  родителями.

Участие родителей в творческих конкурсах ДОУ по изготовлению поделок:

  • конкурс «Осенний калейдоскоп»;
  • конкурс «Ёлочный хоровод»;
  • изготовление «Древа семьи».

Всё это  обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.

Повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять методы патриотического воспитания: экскурсии, беседы, чтение литературы, фольклор, труд в природе и др.;

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

  •   КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • семейные праздники,
  • викторины,
  • игровые программы.
  • Я провела  родительское собрание на тему «Семья и родной дом»,  которое прошло в форме посиделок.

Решались следующие задачи:

  1. Формировать представление о мире семьи;
  2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
  3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет я организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Древо семьи» среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших детей. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме формирования патриотических чувств у детей  провела анкетирование « Отношение родителей к патриотическому воспитанию детей в семье»; «Выявление знаний фольклорных жанров». Анализ анкет показал, что 10% родителей уделяют незначительное внимание патриотическому воспитанию детей в семье. Часть родителей – 25% крайне редко знакомят детей с произведениями устного народного творчества, с произведениями русских и современных авторов, посвящённых историческому прошлому нашей страны. Оказалось, что многие семьи – 26%  утратили традиционные праздники, мало знают новые. Приносит чувство удовлетворённости тот факт, что, несмотря на все экономические и политические трудности, происходящие в нашей стране, многие родители – 39%  воспитывают своих детей в духе патриотизма, прививают им нравственно – эстетические качества, знакомят детей с фольклорными произведениями. С целью оказания родителям педагогической поддержки  были проведены следующие мероприятия:

- Беседа на тему: « 4 ноября – День единения России» 

- Консультация: « Роль народного фольклора  в жизни дошкольников»              

- Родительское собрание: « Посидим рядком, да поговорим  ладком»

- Беседа на тему « Волшебная сила фольклора»

- Семейный праздник «Пока все дома»

- Викторина для родителей «С чего начинается Родина…»  

Мною оформлена информация в уголки  для родителей:

«Значение детского фольклора при организации игровой деятельности с      детьми».

«Народные игры, их роль в развитии  дошкольника».

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

«Патриотическое воспитание старших дошкольников»

«Древо семьи».

«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Родителям была предложена литература по патриотическому воспитанию детей, по ознакомлению  с фольклорными  жанрами. Они поддержали идею посещения вместе с детьми  городского музея.  

Родители активно посещали праздники, занятия с детьми, ими были изготовлены костюмы персонажей для мероприятий,  театрализованных игр.  

Моя исследовательская деятельность  включала следующие формы работы:

  • беседы,
  • рассказы воспитателя,
  • чтение фольклорных произведений,
  • слушание произведений в аудиозаписях,
  • разыгрывание этюдов.

ИПМ – 6                          Результативность опыта

В результате моей работы у детей:

- расширились знания о родном городе и местном крае, об их достопримечательностях, истории и символах;

- дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей;

- словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память;

- повысился интерес к истории родного края.

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития      повысился. Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям. В процессе организации работы по развитию представлений о Малой Родине посредством ознакомления детей с историей, культурой, народными традициями родного края были решены следующие проблемы:

- обогатился и активизировался словарь детей;

- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам.

- расширились представления об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...