Непрерывная образовательная деятельность по хантыйскому языку. Тема "Семья"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Шипицына Ирина Викторовна

Позракомить со словами родственной терминологии ( старший брат, младший брат, старшая сестра, младшая сестра).

Закреплять знание ранее изученных слов, знание видов жилища народа ханты, мужской и женской одежды, орнаментов. Развивать умение составлять простые предложения с ранее изученными и новыми словами, мелкую моторику руки, аккуратность, артикуляционный аппарат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_pokaz_rodnoy_yazyk.docx17.2 КБ
Файл semya.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДСОВ «Солнышко»

Непрерывная образовательная деятельность по хантыйскому языку кружок «Тутые»

Воспитатель: Шипицына И.В.

Группа: старшая, подготовительная

Тема: Семья №2

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Базовая часть: Познакомить со словами родственной терминологии ( старший брат, младший брат, старшая сестра, младшая сестра). Закреплять знание ранее изученных слов, знание видов жилища народа ханты, мужской и женской одежды, орнаментов. Развивать умение составлять простые предложения с ранее изученными и новыми словами, мелкую моторику руки, аккуратность, артикуляционный аппарат.

Вариативная часть: Формировать заботливое отношение к близким, желание помогать им в трудную минуту.

Методы и приемы: словесный (беседа; приемы – вопросы, объяснение, педагогическая оценка), игровой (воображаемая ситуация - путешествие в Тундру, приемы –выполнение игровых действий - оказание помощи детенышам), практический (д\и «Кому пришло письмо?», «Вспомнить все», м\и «Шоврие», д\и «Орнамент», м\и «Хитрый соболь»), наглядный (презентация «Путешествие в Тундру»).

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель: Вусявэлаты, нявремат! Здравствуйте, ребята!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете из моего вопроса – загадки (1 слайд)

Мы отправимся в снежную пустыню- тундру (2 слайд) Где темные полярные ночи озаряются чем? Правильно, красивым северным сиянием. Вспомним, какая погода в тундре? Там очень холодно, и чтобы не замерзнуть мы должны потеплее одеться. Какую женскую и мужскую зимнюю одежду вы знаете?(воспитатель имитирует одевание зимней одежды народа ханты).Отправимся мы к нашей знакомой эвие, она хочет познакомить нас с еще некоторыми членами семьи. А помогут нам перенестись в Тундру волшебные слова:

1,2,3

Во круг себя обернись

В тундре ты очутись! (3слайд)

Вот и дом эви. Тами муй? Что это? Это чум. Чум на хантыйском языке звучит нюки хот дети повторяют слова хором и индивидуално).Из чего строят чум народы ханты? А вот и эви (4 слайд). Она не одна. Тами хой? Кто это? Тами эви. Это девочка. Сестра эви. Сестра на хантыйском языке звучит упи (дети повторяют хором и индивидуально). А вот и братишка с охоты бежит (5 слайд). Брат на хантыйском языке яй (дети повторяют хором и индивидуально). Нявремат ждут почтальона, который должен принести письма (6 слайд). Посмотрим, кому пришло письмо?

Д\и «Кому пришло письмо?»

Цель: Закрепить знания слов родственной терминологии (мама, папа, дедушка, бабушка).

Описание игры: Показываются конверты с картинками членов семья, задается вопрос Тами хой? Кто это? Дети должны ответить Тами анки и т.д.

Письмо пришло и самой эви. От кого? Пишет филин (7 слайд). Однажды полярной ночью болотный дух Компален был очень разозлен. Дикие звери не пригласили его на лесной праздник. Чтобы наказать зверей, он их заколдовал зайчиху в кого? Зайчиху в ледяную сосульку, медведицу в снежный ком, маму соболя в дерево с человеческим лицом. Детеныши плачут и просят нас о помощи. Поможем им? Для этого нужно выполнить разные задания.

  1. Вспомнить слова действия (8 слайд)После выполнения задания появляется мама с зайчoнком (9 слайд).
  2. Сшить наряд Компалену и украсить его орнаментами(10слайд) Дети садятся за столы и после выполнения пальчиковой гимнастики  раскрашивают орнамент «Шишка».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Анки, ащи, яй па ма

Вместе дружная семья.

После выполнения задания появляется медведица с медвежатами (11 слайд)

Воспитатель показывает на медвежат, задает вопрос

Тами хой? Это кто? Тамиэви. Кто она медвежонку? Тами упи.

Тами хой? А это кто? Тами пух. Кто он эви? Тами яй.

  1. М\и «Хитрый соболь». (12 слайд)

После выполнения задания появляется мама соболька.

(13 слайд) Как хорошо что все вместе , вот и душа на месте. А у вас, ребята, есть братья или сестры. Чтобы сказать на хантыйском у меня есть сестра нужно произнести такое предложение: Ма упитайлум. Мая яйтайлум. У меня есть брат.

Дети повторяют хором и индивидуально. Затем воспитатель задает всем вопрос, а ребенок отвечает.

Нан упитайлан? У тебя есть сестра. Ребенок дает правильный ответ.

(14 слайд) Разучивание стихотворения «Семья»

Ангки, ащи, яй па ма

Тами хулы ева ма семьяим.

Под волшебные слова ребята возвращаются в детский сад и рассказывают, что им интересное запомнилось, какие новые слова разучили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Где, скажите, повсеместно Поселилась мерзлота? Ночь полярная полгода И неделями пурга? Где у нас суровый климат, Девять месяцев зима, Почвы всюду глеевые И свирепые ветра? Кто ответит детки мудро, Как зовется зона?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непрерывная образовательная деятельность подготовительной к школе группы "Языки общения"

Конспект занятия акцентирует внимание детей на различных возможных способах общения. Как общаются животные и насекомые? Как могут общаться люди ( речь, жесты, знаки)? В игровой форме дети вместе с пер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Знатоки родного языка и масленицы"

Повторить и обобщить знания детей о родном языке, и о празднике «Масленица»....