«Развитие исследовательских способностей дошкольников средствами культурного наследия микрорайона».
статья (подготовительная группа)

Нилова Тамара Михайловна

В статье освещается вопрос развития исследовательских навыков старших дошкольников средствами культурного наследия города (микрорайона).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие исследовательских способностей дошкольников средствами культурного наследия  микрорайона».

Обращение к теме детского исследования вызвано общими целями образования, обозначенных в ФГОС ДО, как создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. Следовательно, одной из задач, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений, становится задача проектирования такой образовательной среды, которая бы позволила каждому ребенку проявить свои задатки и интересы. Стремление к раскрытию неизвестного, желание искать ответ на интересующий ребенка вопрос самостоятельно или в подгруппе сверстников, отсутствие страха совершить ошибку, умение аргументировать свой ответ –все эти качества и способности не только  помогут ребенку    в дошкольном возрасте и на следующей ступени его развития – во время обучения в школе, но и станут основой  и залогом успешности процесса социализации в целом.

 В педагогической практике дошкольников достаточно точно распространена идея о том, что для эффективного развития исследовательских способностей детей необходимо создавать специальные уголки экспериментальной деятельности, наполненные специальным оборудованием: колбы, весы, лупы, микроскопы, энциклопедии и т.д. Однако , реализовать такой замысел бывает не всегда возможно из-за ряда причин (нехватка свободных помещений или причин финансового характера) Вместе с тем, окружающая ребенка среда  (территория детского сада и микрорайона)  может также стать объектом для детского исследования. Здесь есть место и эксперименту, и визуальному наблюдению, и общению с разными людьми – носителями разного опыта и информации. При проектировании исследовательской деятельности для ребенка важен не столько результат, сколько сознание самого процесса исследования, наблюдение за ходом своего открытия. Ребенок должен научиться видеть этапы свой работы: понимать, какая проблема перед ним стоит, что он должен сделать, чтобы её решить, где и как найти ответ на вопрос, как можно проверить правильность выбранного пути. Обучение дошкольников различным методам и способам исследования – главная задача, стоящая перед педагогами. Однако, программ, которые помогли  бы педагогу в решении задачи организации детского исследования в окружающем пространстве, не так много. Совместно с учеными из Академии дипломного педагогического образования мы разработали и апробировали программу «Город на ладошке» (авторы: Коробкова Е.Н. и Шейко Н.Г.). Одной из задач программы является задача развития исследовательских способностей детей при взаимодействии с Городом и отдельными городскими объектами. Программа адресована детям 5-7 лет.

Исследовать – это  значит помочь ребенку  овладеть разнообразными способами познания Города и его объектов с помощью различных органов чувств и овладеть навыками и умениями:

  • смотреть и видеть, т.е. использовать ЗРЕНИЕ, как канал получения информации об окружающем мире;
  • использовать СЛУХ для получения дополнительной информации;
  • ТАКТИЛЬНО, с помощью прикосновений;
  • через собственные передвижения (кинестетические переживания);
  • дополнительно получить информацию об объекте можно через общение с другими людьми.

Приведем примеры организации взаимодействия с детьми в городском пространстве микрорайона с целью развития их исследовательских умений.

 Тема : «Как Город разговаривает»

Цель: знакомим дошкольников с алгоритмом рассматривания объектов при помощи зрения.

В группе исследуем городские предметы: смотрим, слушаем, трогаем, экспериментируем.

На городской прогулке объект нашего исследования  - трансформаторная подстанция во дворе.

Этот объект выбран нами не случайно: родители никогда не разрешают детям к нему подходить, а почему этого нельзя делать – не объясняют. Мы решили сами ответить на этот вопрос. Вначале мы слушали звуки, доносящиеся из будки, рассматривали  форму здания, его размер по сравнению с расположенными рядом домами, его местоположение относительно жилых домов, имеются ли рисунки, надписи, таблички на данном здании? Почему нежелательно находиться рядом с будкой? Как этот объект используется в жизни?

В конце прогулки вспомнили и обобщили с детьми, что мы делали для того, чтобы трансформаторная подстанция «рассказала нам о себе»?

 (рассматривали её, обходили вокруг, слушали звуки, которые доносятся из будки, рассуждали, высказывали свои мнения, аргументировали их). В ходе данного исследования дети познакомились с алгоритмом рассматривания объекта при помощи различных каналов восприятия.

 Одно из исследований было посвящено получению новой информации путем интервьюирования жителей.

 Целью исследования было: узнать, кто живет в нашем микрорайоне. Мы исследовали, много ли жителей  можно увидеть  на улице днем?  Почему они спешат? Куда они торопятся? Что их объединяет? Как им живется в условиях большого города? Как они оказались жителями нашего микрорайона?  На эти вопросы мы искали ответы у наших горожан. После интервью с ними, мы узнали: горожане – люди разных профессий, разного возраста, живущие в городе с рождения или приехавшие сюда из других городов. Главное, что всех нас объединяет одно чувство: любовь к Санкт – Петербургу и своему Выборгскому району!

Проведенные диагностические данные показали  эффективность использования данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

«Развитие исследовательских способностей дошкольников средствами культурного наследия микрорайона».

В статье раскрывается технология развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по развитию -исследовательских способностей дошкольников средствами экспериментирования.

Данная программа направлена на развитие поисково исследовательской деятельности детей 4-7 лет.Программа разработана с учетом требований ФГОС ....