Перспективный план по ознакомлению с родным краем
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Галиуллина Фарида Магадеевна

план по Югре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_yugre_pod.gr_.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по

ознакомлению с историей и культурой родного края

Подготовительная группа

Подготовила: воспитатель Галиуллина Ф.М.

Тема

Содержание

Образовательные

области

Сентябрь

«Мой город – Нефтеюганск»

Рассматривание альбома « Мой город – Нефтеюганск» - продолжать знакомить детей с историей возникновения города, формировать интерес к малой родине, воспитывать любовь к родному городу.

Знакомство с символами города – познакомить детей с гербом и флагом города, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Экскурсия на городскую площадь. Подготовка города к дню нефтяника - познакомить детей с центральной площадью города, рассмотреть украшения на улице, посмотреть, как город готовиться к празднику, воспитывать любовь к родному городу, желание поддерживать чистоту и порядок в нём.

Коллективная аппликация «Наш город» - учить передавать строение и части современной архитектуры нашего города путём сочетания многоугольников разной величины, воспитывать уважение к труду строителей.

Посещение выставки в городской библиотеке «День рождения родного города» - познакомить с людьми, которые строили город, с историей образования города, воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Просмотр презентации о городе – обогащать знания о городе, его достопримечательностях, его красоте, воспитывать желание поддерживать чистоту в городе.

Чтение стихотворений о городе – познакомить детей с творчеством нефтеюганских поэтов, воспевающих родной город, его северную красоту.

Дидактическая игра «Узнай по описанию» - закреплять представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Составление творческого рассказа на тему «За что я люблю свой город» - развивать стремление рассказывать о городе из личного опыта, строить правильные предложения, воспитывать чувство гордости за свой город,  людей живущих в нём.

Беседа «Любимый город» - формировать интерес детей к родному городу, малой родине, её достопримечательностям, развивать стремление узнать историю своего города; дать представление о труде людей по освоению Севера;  значимых событиях города; воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём.

НОД ФЦКМ «Мой город» - Расширить и уточнить представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где дети живут. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами, его экономическим значением, трудом людей, социальной сферой ,архитектурными особенностями. Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своём городе, бережное отношение к природе.

Пальчиковая гимнастика «Город» (В нашем городе  красивом, есть спорт. залы, магазины, школы, садики, аптеки и библиотеки. Город наш Нефтеюганском зовётся – хорошо нам в нём живётся).

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Октябрь

«Элементарные

географические

сведения о расположении города, округа»

Рассматривание физической карты ХМАО-Югры - расширять представление детей о местоположении Югры на карте страны, её городах, географическом расположении г.Нефтеюганска в ханты-мансийском крае; воспитывать любовь к родному краю.

Знакомство с символами ХМАО-Югры – познакомить детей с гербом и флагом округа, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Создание карты округа – отметить на ней столицу края, г. Нефтеюганск, полезные ископаемые, животный и растительный мир; воспитывать любовь к родному краю.

Беседа «Природные богатства края» - расширять представление детей о природе( различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам ), значении природных богатств  ХМАО – Югры  в жизни людей; полезных ископаемых, климатических условиях края;  воспитывать любовь к родному краю.  

Проект «Наш край – Югра» - развивать познавательный интерес к истории края; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.

Рассказ воспитателя о народах населяющих территорию Югры – расширять знания детей о своеобразии жизни и быта И  коренных народов Севера ( ханты и манси ), о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси; воспитывать  уважительное отношение к ним.

«Река времени» (путешествие в прошлое  города и края) – развивать познавательный интерес к исследованию, к истории города и округа, к изменениям в жизни людей.

Продуктивная деятельность: рисование герба и флага города и округа – закрепить знание  о символах и их значении.

Презентация «Югра» - расширять представление детей о крае, в котором живём; о достопримечательностях, значимых событиях региона,  воспитывать уважительное отношение и любовь к родному краю.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

«Наш край славен трудом»

Беседа «Что мы знаем о труде нефтяников» - продолжать знакомить детей с трудом нефтяников, о пользе их труда, о важности их труда  для города, всей страны; воспитывать уважение к профессии нефтяника, гордость за своих земляков.

Аппликация «Буровая вышка» - учить детей передавать в аппликации буровую вышку; развивать  творческие способности;  воспитывать уважение к труду нефтяников.

Рассматривание альбома «Профессии моих родителей» - развивать интерес к профессиям родителей; воспитывать чувство гордости за их труд.

Рисование «Кем хочу быть, когда вырасту» - развивать художественные навыки; учить изображать профессию в рисунке; воспитывать желание получить информацию о профессии.

Беседа «Предметы труда жителей  Югры» (прошлое и настоящее) – учить детей сравнивать старинные и современные орудия труда; развивать интерес к познанию.

Рассказ воспитателя «Основные занятия  коренных жителей Югры» – развивать интерес к быту и труду  коренных жителей;  воспитывать уважение к их труду.

Презентация «Первопроходцы» - развивать интерес к истории края, труженикам-первооткрывателям нефтепромысла; воспитывать гордость за их труд.

Дидактическая игра «Кем быть» - расширять представление о профессиях и их пользе для людей; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Строители» - развивать умение обогащать сюжет игры, используя накопленные знания о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.

Рассматривание альбома «Нефтяные короли» - обогащать знания детей о профессии нефтяника, их нелёгком труде; воспитывать уважение к ним.

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Декабрь

«Природа Югры.

Мы – дети природы»

Беседа «Чем богат наш северный край» - расширять и обогащать знания детей о богатстве родного края (газ, нефть, пушнина, древесина, грибы, ягоды, рыба, орехи ); учить детей быть внимательными и бережными к окружающему их богатству; воспитывать любовь к краю.

Творческая игра «Что увидели в лесу» - обогащать знаниями детей о природе родного края, развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю.

НОД ФЦКМ «Живая и неживая природа Югры. Заповедные места Югры. Красная книга» - Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, с заповедными местами Югры. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать интерес к познанию природы родного края. Формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

НОД  Развитие речи.  Составление рассказа по предметным картинкам: «Животные тайги» - Развивать у детей внимание, монологическую речь. Учить составлять описательные рассказы о животных по предметным картинкам (по плану). Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять рассказы товарищей.

НОД  ФЦКМ  «Жизнь коренных народов  Югры» - расширять  представления детей о природе  Севера, его животном и растительном мире;  дать представление о северном олене (это домашнее животное, на оленях люди ездят на нартах,  их мех используется для одежды, а мясо для еды;  на Севере люди занимаются оленеводством);  продолжать знакомить  детей с национальными сказками народов Севера;  уточнить понимание смысла слов: чум, тайга, тундра, мох.

«Народный календарь ханты» – познакомить детей с календарём ханты и названиями месяцев.

Чтение познавательной литературы о природе региона – развивать любознательность, желание узнавать новое о жизни животных, растений.

Рассматривание фотографий, иллюстраций «Югра – наш дом» - развивать интерес к природе Югры; воспитывать любовь к родному краю.

Выставка поделок к юбилею округа «Югорский край вчера, сегодня, завтра» - совместных работ детей и родителей.

Аппликация «Царство диких зверей Югра» - развивать у детей умение мыслить нестандартно при  выполнении нового вида аппликации - освоить с ребятами новый прием аппликации,  вклеивании  силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки»;  воспитывать интерес к природе родного края, расширять кругозор.

Лепка «Кто живёт в родном лесу» - развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук; формировать умение самостоятельно определять способ лепки (цилиндр, конус, овал), передавать несложные движения воспитывать интерес к совместной работе, сотрудничеству.

Рисование «Животные Югры» - развивать умение соотносить животных по величине; учить детей рисовать  фигуры животных в разных позах из овала, завитка и дуги; закреплять технические навыки прорисовки мелких деталей; воспитывать любовь и уважение к животным родного края.

Подвижная игра «У оленя дом большой» - упражнять детей в умении действовать по сигналу, согласно тексту; развивать ловкость движений.

Коллективный коллаж «Югра» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку.

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Январь

«Декоративно - прикладное искусство»

Рассматривание  альбома «Прикладное искусство народов Севера» - познакомить детей с предметами, которые изготавливают коренные жители; дать представление о материале, из которого они изготовлены; воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом; учить беречь предметы рукотворного мира.

Беседа «Орнаменты ханты и манси» - познакомить детей с национальными узорами коренных народов края; воспитывать уважение к традициям и обычаям жителей Севера.

Рассказ воспитателя «Национальная одежда» - обогатить знания детей о летней и зимней одежде коренных жителей края; рассмотреть узоры и материалы из которых они изготовлены.

Настольная игра «Волшебные клеточки» - развивать умение детей составлять национальный  узор по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Рисование узоров Ханты и Манси - расширять знания детей о хантыйских орнаментах на одежде; воспитывать интерес к народному творчеству.

Презентация «Умельцы Севера» - воспитывать уважение к народным традициям и промыслам ханты и манси.

Составление рукотворного альбома «Северные узоры» - развивать творчество детей, интерес к народным узорам ханты и манси; воспитывать желание составлять альбом своими руками.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Февраль

«Жители  Югры, их занятия и традиции»

Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь и быт коренных жителей Севера» (рассматривание экспонатов) - познакомить детей с предметами народного быта коренных жителей Югры.

Беседа «Предметы труда народов Ханты и Манси» (сравнение старинных и современных орудий труда) – обогатить знания детей об орудиях труда коренных жителей Югры,  учить находить сходство и отличие старинных и современных орудий труда.

Экскурсия в библиотеку – познакомить детей с художественной, краеведческой и познавательной литературой о родном крае. Воспитывать бережное отношение к книге.

Создание коллективного коллажа «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку.

Выставка краеведческого и познавательного материала о родном крае – развивать познавательный интерес детей.

Чтение художественной литературы - формировать устойчивый интерес к  творчеству коренных жителей  ХМАО – Югры.

Создание макета «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку, развивать интерес к совместному творчеству.

Сюжетно – ролевая игра «Мы археологи» - раскрыть смысл деятельности археологов, закрепить и обогатить знания детей об орудиях труда и о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси. Воспитывать интерес к образу жизни коренных народов Югры.

Рассказ воспитателя об основных занятиях и  обрядовых праздниках народов ханты и манси – обогатить знания детей о традициях коренных жителей Югры,  воспитывать интерес к жизни и быту народов ханты и манси.

Рассматривание альбома «Куклы и игрушки Агана» - развивать интерес к народно-прикладному искусству коренных жителей.

Мастер – класс для родителей «Куклы Агана» - познакомить родителей с техникой изготовления национальной игрушки народа ханты, привлечь родителей совместно с детьми к изготовлению кукол, развивать творчество детей и родителей,  воспитывать у детей интерес  к предметам быта народа ханты.

Подвижная игра «Перепрыгни через нарды» - обогатить словарь детей словом «нарды», упражнять в прыжках, развивать интерес к играм народов ханты и манси.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Март  «Знакомство с культурным наследием края»

Апрель

«Сохраним природу края»

Экскурсия в художественную галерею «Югория» - познакомить детей с  произведениями живописи художников родного края,  воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом мастеров.

Создание альбома «Родной край глазами детей» (рисунки детей) – развивать творчество детей, воспитывать любовь к родному краю.

Чтение произведений  Югорских писателей - формировать устойчивый интерес к  творчеству писателей  Югры.

Выставка детских работ «На северных просторах» (поделки из природного материала) - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов  в работе; воспитывать любовь к родному краю.

Прослушивание музыкальных произведений народов ханты и манси – развивать у детей интерес к музыкальному творчеству народов ханты и манси.

Театрализация хантыйской сказки «Зайчишка» - развивать у детей стойкий интерес к литературному творчеству хантыйского народа.

Вечер загадок – познакомить детей с хантыйскими и мансийскими народными загадками, упражнять в отгадывании, развивать сообразительность.

Создание мини музея прикладного искусства народов ханты и манси (предметы из бересты, украшения, различные предметы одежды и т.д.) – развивать интерес к различным предметам быта коренных жителей Югры, упражнять детей в создании различных коллекций.

Рассматривание «Красной книги» Югры – закрепить с детьми представления о «Красной книге», её назначении, воспитывать бережное отношение к исчезающим видам растений родного края.

Создание «Красной книги» региона – Сигнал опасности! – воспитывать желание оказывать посильную помощь в охране редких животных, птиц, растений нашего края.

Рассказ воспитателя о заповедных местах края – дать детям представление о том, что такое «заповедник», как он устроен, по каким правилам живет. Обогащать знания детей о растительном и животном мире родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказ воспитателя о водоемах родного края – познакомить детей с названиями некоторых рек и озер земли Югорской, об их обитателях (рыбах), об охранной деятельности по сохранению водоемов и их обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Просмотр презентации «Малая Сосьва» - познакомить детей с заповедными местами родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Экологическая акция «Сохраним землю чистой» (создание и распространение по микрорайону листовок экологической направленности) – воспитывать заботливое отношение к окружающей природе города, родного края.

Выставка поделок из бросового материала – развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку.

Презентация «Чистый город начинается с себя» - формировать заботливое отношение к своему городу.

Разработка экологических знаков – развивать творческое мышление, воображение, формировать бережное отношение к природе родного края.

Решение проблемных ситуаций природоохранного характера – развивать у детей сообразительность, умение устанавливать причинно – следственные связи, формировать ценностное отношение к природе родного края.

Исследовательская деятельность (опыты с нефтью) – обогатить представления о нефти, развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (нефть, рубка леса, лов рыбы…) – упражнять в умении устанавливать причинно – следственные связи; делать простейшие умозаключения.

Подвижная игра «Ручейки – озера» - развивать интерес к играм народов ханты и манси.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Май

«Мой прадед тоже воевал»

Беседа «Этот День победы» - закрепить знания детей о том, как героически защищали свою Родину наши земляки в годы  Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к воинам, ветеранам войны; чувство гордости за страну, за её героев.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов – воспитывать чувство благодарности воинам Югры, погибших за освобождение Родины.

НОД ФЦКМ «Рассказ – беседа о Дне Победы» - закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить какие памятники напоминают нам о героях. Развивать чувство патриотизма. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Создание презентации «Бессмертный полк» - формировать представление детей о подвигах родных в годы ВОВ.

Выставка детских работ «День Победы» (рисунки) – воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к нашим землякам – героям Великой Отечественной войны.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Художественно- эстетическое

развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....

Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)

   Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного  творчества посредством ознакомления с родным краем.  Формирование и активизация у детей прояв...

Перспективный план по ознакомлению с родным городом

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая ...

Перспективный план по ознакомлению с родным городом

Перспективный план по ознакомлению детей с родным городом составлен для детей старшей и подготовительной групп....

перспективный план по ознакомлению с родным городом с детьми 5-6 лет

разработан перспективный план, который поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста со своей малой родиной...

Перспективный план по ознакомлению с Родным Кубанским краем на 2019-2020 учебный год.

План работы с детьми воспитывает любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, ее культуре и людям труда. Развивает познавательный интерес к окружающему миру своей Родины, к родной природе, к на...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...