конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина".
план-конспект занятия (старшая группа)

Полякова Анна Георгиевна

Формирование представлений детей о малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_rodnoe_selo_bichura.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы. ФЦКМ.

Тема: “Моя малая Родина”.

Цель: формирование представлений детей о малой Родине.

Задачи образовательных областей:

Познание:

-совершенствовать знания детей о родном селе (названия улиц, учреждений);

-формировать элементарные понятия о большой и малой Родине (модель “Малая и большая Родина”);

- развивать интерес к прошлому (знакомство с историей возникновения села).

Коммуникация:

- развивать диалогическую речь (через беседу);

- формировать умение использовать в процессе общения развёрнутые повествовательные высказывания;

- совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными (через игру “Придумай название”).

Социализация:

- формировать навыки сотрудничества (выполнение коллективной работы);

- воспитывать патриотические чувства к малой Родине.

Художественное творчество:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к родному краю, желание сделать село ещё краше

Музыка:

-совершенствовать умение детей использовать музыку для передачи собственного настроения, эмоций в процессе совместного исполнения музыкального произведения.

Чтение художественной литературы:

-формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Предварительная работа:

Экскурсии по улицам села.

Рисование на тему: “Моё село”, “Мой дом”.

Разучивание стихотворений о Родине.

Материал: Фотографии (школа, административное здание РУО, дом культуры, универмаг, обелиск, детский сад); полоски цветной бумаги, клей, влажные салфетки, клеёнки-подкладки.

 

Ход: воспитатель читает стихотворение:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть Родина своя!

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя!

- Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это (реченька), для берёзки – (опушка), для листочка – (ветка), а откуда берётся ручей, что можно назвать его Родиной?

- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)

- А наше село вы можете назвать своей Родиной? Почему?

- Представим, что вот этот маленький круг – это наше село Бичура. (Показываю.) За пределами нашего села, есть ли другие сёла, города?(Да.)

- В каком районе находиться наше село?(Наше село находится в

Бичурском районе.)

- Какой круг мы возьмём для него?(Побольше.)

- Следующий круг будет обозначать нашу республику. Как называется наша республика ?(республика Бурятия.) Какой круг для неё возьмём?

- А республика Бурятия,  где находиться?(В России.) Как вы думаете, какой круг будет обозначать нашу страну?

- А Россию можно назвать нашей Родиной?(Да, можно.) А почему?

Россия, является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, несмотря на то, что мы люди разных национальностей, потому что говорим на одном языке.

-Наше село – это малая часть России, поэтому наше село для нас – это малая Родина, а Россия – это большая Родина.

- Мы с вами знаем пословицы и поговорки о Родине. Сейчас поиграем в игру “Продолжи пословицу”. Я начинаю, а вы продолжайте.

“Нет ничего краше, … чем Родина наша. ”

“Всякому мила … своя сторона. ”

“Где родился … там и пригодился. ”

“Родина любимая – как мать родимая. ”

“Береги землю родимую, как мать любимую. ”

“Живёшь на стороне, а своё село на уме. ”

-У каждого из нас есть имя, а у села – название. Вы знаете, почему наше село называется Бичура? Послушайте об истории возникновения нашего села.

 Шел мужик нашёл бич, все закричали УРА!!! Появилась Бичура- легенда.  .

Село Бичура- одно из крупнейших сел не только в Бурятии, но и в России. Живут в селе большей частью семейские. Эти люди издавна связаны с землёй. Бичура основана старообрядцами- семейскими, переселёнными по указу Екатерины II от 14 декабря 1762 г. из Польши. Несмотря на трудности в жизни семейских, село росло, развивалось земледелие, осваивалось скотоводство, устанавливались связи с аборигенами края. Жизнь требовала тесных контактов с бурятами, живущими поблизости и с пришлым населением. Очень много ценного для себя из скотоводческой практики бурят взяли русские. Не случайно у семейских многие названия домашних животных бурятского происхождения, например: бычок-бурун, от бурятского буру, кладеный баран - ергень.

Бурятские названия укрепились и за многими предметами быта: кожаный мешок - тулун, ватрушка - тарка. Переняли семейские у бурят и кое-что из одежды и обуви: зимнюю шапку, унты.

Занимались Бичурцы в основном хлебопашеством. Вспашку пашни производили деревянным плугом, бороновали деревянной бороной. Посев производился вручную. Убирали хлеба косами, где колосья помягче, жали серпами. После жатвы наступала пора вывозки снопов домой, где снопы укладывались в клади. Молотьба хлеба производилась в зимний период. Сначала сеяли яровую рожь, позднее стали сеять пшеницу, овёс, гречиху, просо. Эти культуры до сих пор сеют в колхозах.

Основным видом транспорта была телега-одноколка. Телеги делались на деревянном ходу, а позднее- на железном. Зимой ездили на санях.

Кроме хлебопашества население Бичуры занималось и животноводством. Как правило, в каждом хозяйстве имелось примерно по пять овец, 2-3 головы крупного рогатого скота, 2-5 свиней. Это и во многих семьях сохранилось и до сих пор. На овощеводстве особое внимание обращалось выращиванию лука. Наличие черноземных почв, правильная система полива огородов благоприятствовала бичурянам в получении высоких урожаев лука. Его продажу производили на рынках города Верхнеудинска, сейчас это город Улан-Удэ.

Таким образом, зарабатывали деньги. Кроме лука, на бичурских огородах хорошо произрастают огурцы, капуста, морковь, чеснок, мак, подсолнух, картофель, редиска, брюква, бобы, горох, помидоры.

- Мы сказали, что у каждого человека есть имя, у села – название, названия есть и у наших улиц. Вспомните, как называются улицы, на которых вы живёте?

- Я принесла фотографии с видами нашего села. Поиграем в игру “Что это и где находится”.

Фотографии: школа, администрация села, дом культуры, универмаг. обелиск героям революционерам, аллея славы. Дети называют, что это и на какой улице располагается.

- Как вы думаете, почему так много учреждений находится в одном месте, рядом, на одной улице?(Потому что это центр села.)

- А какие ещё есть улицы в нашем селе?

- А какие улицы названы в честь героев?(Улицы Соломенникова, Тюрюханова)

- Память о них увековечили в названиях улиц, чтобы мы о них не забывали, помнили о подвиге людей, которые защищали нашу Родину, знали об их смелости, храбрости, мужестве, чтили их память, были им благодарны, поэтому наш народ воздвиг много памятников, обелисков, есть они и в нашем селе. (Фото: обелиск героям-революционерам, аллея славы.)

-Много песен и стихотворений написано о любви к Родине. Мы с вами разучиваем песню, (Бичура в Забайкалье родное село), которую написал - Утенков Александр Сидорович.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, внимательно слушайте.

Мы в саду почти живём,

Здесь играем и поём,

Здесь друзей себе находим,

На прогулку с ними ходим.

Вместе спорим и мечтаем,

Незаметно подрастаем.

Детский сад – второй наш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Самый лучший дом на свете

Мир игрушек расписной

Очень яркий, интересный,

Разноцветный, вот какой!

- О чём это стихотворение?(О детском саде.)

- а как называется наш детский сад? (Подснежник)

- А на какой улице он находится? (Коммунистическая)

 - Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленькая частичка нашей малой Родины, и мы должны его любить и беречь.

- Ребята, наше село небольшое, но очень красивое. И в этом заслуга всех его жителей, в том числе и ваших родителей. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы наше село стал еще краше? (Не ломать ветки, не разбрасывать мусор. Стараться, чтобы было кругом чисто. Помогать бабушкам, дедушкам, не сориться, не обижать маленьких. Нужно высаживать цветы и за ними ухаживать, чтобы было красиво.)

- Родители делают для села, а мы для детского сада.

- Что мы можем изменить, чтобы сделать территорию детского сада красивее и удобнее?(Мы могли бы посадить деревья.)

- Да, тогда сюда смогут прилетать птицы, распевать песни. И всем будет хорошо. Но сейчас посадить деревья мы не можем, потому что уже холодно, земля покрыта снегом,  а представить, как бы это выглядело, мы можем. Каким образом ъэшдж=(Нарисовать, сделать аппликацию, вылепить или изготовить макет.)

Рассмотрите материал, который лежит на столе. Сделаем деревья - берёзки: скручиваем белую бумагу в трубочку – это ствол, на стволе карандашом сделаем черные полоски, как на настоящей берёзе,  а полоски зелёной бумаги накрутить на карандаш – это веточки с листвой. Приклеиваем веточки к стволикам.

Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь воспитателя).

- Что нового сегодня вы узнали о нашем селе.