Инновационные модели управления общеобразовательными организациями (на примере региона)
статья

Фролова Екатерина Андреевна

Инновационные модели управления общеобразовательными организациями (на примере региона)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_e._a.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Инновационные модели управления общеобразовательными организациями (на примере региона)».

Выполнила:

студентка заочного отделения

направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

профиля «Образовательный менеджмент»

Фролова Екатерина Андреевна.

Одно из ключевых понятий в жизни человека считается его образование. Образование в Российской Федерации (РФ) единое и доступное, что в свою очередь дает возможность к повышению уровня жизни населения. Так как мы живем в 21 веке бескрайних информационно-технологических возможностей присутствует необходимость в реформировании системы образования. Для того, чтобы совершенствовать систему образования вводятся инновации, способствующие повышению качества воспитательных и образовательных процессов. Инновации в образовании предполагают собой нововведения или изменения, основой которых считается приобретение эффективных и стабильных результатов.

В образовании инновационный процесс предполагает определенный комплекс процедур и средств, которые способствуют преобразованию дидактической идеи в нововведение. Обеспечение инновационного процесса на конкретном уровне образования определенным комплексом мер и технологий называется инновационной деятельностью. Инновационная деятельность в свою очередь считается основой функционирования образовательной системы. Для форсирование инновационной деятельности следует развивать национальную инновационную систему, то есть НИС, которая служит для формирования увеличения развития и роста качества жизни в контексте нововведений. Одной из составляющих частей НИС считается региональная инновационная система, другими словами РИС.

Прежде всего необходимо сказать о том, что существуют разные подходы к пониманию определения «региональная инновационная система». Впервые этот термин появился в работах А. Е. Матюхова, который понимает под РИС определенную совокупность образовательных учреждений и организаций конкретных конфигураций собственности, которые находятся на территории региона и осуществляют формирование и распространение инноваций. Е.П. Маскайкин понимает РИС как комплекс определенных институтов, которые во взаимодействии друг с другом, а также и по отдельности вносят вклад в формирование и развитие инноваций в сфере образования, что в свою очередь обуславливает инновационное развитие региона. В трудах С. Костиайнена РИС представляет собой систему инновационных сетей и учреждений, находящихся в конкретном регионе и способствующих инновационной деятельности этого региона.

Таким образом, проанализировав точки зрения ряда специалистов (Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева, С.В. Шапошникова и др.) мы просим понимать РИС, как планируемый координируемый и контролируемый комплекс определенных знаний и технологий, помогающий во взаимосвязи образовательных элементов и подсистем, направленный на развитие инновационной деятельности в конкретном регионе. В свете сказанного выше необходимо акцентировать внимание на том, что структура РИС в РФ представляет собой модель подсистем, которые взаимодействуют между собой и с окружающим миром, а также обеспечивают использование новых знаний и технологий, применяемых в определенном регионе.

В 21 веке технологического прогресса, цифровизации информации и генерирующих идей происходит постепенное изменение системы образования РФ в том числе и в сфере управления. В мире прорывных технологий современности появляется потребность в формировании модификаций моделей управления системой образования на всех уровнях. Нас интересует региональный уровень, рассмотрим поподробней некоторые региональные модели управления общеобразовательными организациями.

Современная модель образования, реализующаяся в период с 2010 года по 2020 год. Мы не будем полностью рассматривать всю структура данной модели, а лишь расставим небольшие акценты, которые помогут нам наилучшим образом увидеть инновации в сфере образования. Ключевым аспектом этой модели являются принципы проектной деятельности, которые реализуются в национальном проекте «Образование», основой которого считается открытость образования к внешним запросам, а также конкурсное выявление и поддержка лидеров. Основные инновации по ходу реализации проекта состоят в том, что:

+ развивается конкурентоспособность образовательных организаций в контексте приобретения бюджетных и внебюджетных средств;

+ осуществляется содействие общества в возможности управления и контроля качеством образования, осуществляющимся как на уровне образовательных организаций, так и на муниципальном и региональном уровнях;

+  общеобразовательные организации в командном режиме постоянно информируют о своей работе социум, размещая информацию на сайте своего учреждения, касающуюся как воспитательно-образовательной деятельности, так и организационной культуры своей организации;

+ система образования в РФ станет усиленно взаимодействовать с глобальной сферой образования, что будет выражаться в непрерывном содействии международных исследований, активном поиске инновационных новшеств, а также привлечении специалистов из-за рубежа;

+ образовательная система всех уровней будет поощрять самообразование личности и обеспечивать общий доступ к национальным библиотекам и цифровым образовательным ресурсам, в связи с чем модернизируются элементы обучения, в основу которых ляжет эффективное применение современных информационно-коммуникационных технологий.

В рамках современной модели образования была создана модель управления образованием с непосредственным участием родителей в возможности управления образовательным процессом. Эта модель создана в 2017 году общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» по приказу Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий, посвященных распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование». Основанием модели является анализ мониторинга вовлечения семей в возможность управления образованием и независимая оценка качества образования, а также анализ потребностей родителей в информационной и консультационной поддержке в контексте общественного участия в управлении образованием. Данная модель отражает в себе итоги региональных практик участие родителей в возможности управления образованием, а также ключевые аспекты по реализуемому проекту, как для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций.

Проанализировав выше сказанное хотелось бы подчеркнуть, что современная модель в системе образования к 2020 году прогнозирует инновационные процессы, затрагивающие все уровни образования, что в свою очередь значительно увеличит конкурентоспособность как образовательных организаций, так и специалистов в частности, а также приведет к неограниченным возможностям выбора образовательных ресурсов, что повлечет за собой разнообразие образовательных траекторий на всех уровнях образования. В следствие чего произойдут изменения в понимании значимости педагогических специалистов за счет резкого расширения их профессиональной деятельности.

На смену предыдущей модели приходит инновационная модель управления образовательными организациями, реализующаяся как национальный проект «Образование» на основании Указа Президента РФ № 204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период с 2019 года до 2024 года», так и национальные проекты, утверждённые Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию от 24 декабря 2018 года. Национальный проект «Образование» включает в себя ряд федеральных проектов, основанием для которых стали следующие ключевые документы: Конституция РФ (ред. 2019 г.) статья 43, ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», ФГОС, Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1642 (ред. от 11.06.2019 года) «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 25.05.2019 г.) «Об осуществлении мониторинга системы образования».

На основе федеральных проектов станут реализовываться региональные проекты развития образования, остановимся на них поподробней. Первой инновацией на региональном уровне будет создание и развитие региональных команд управления и организация стажировочных площадок, помогающих в распространении и реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций. Региональные команды управления и организация стажировочных площадок подразумевают под собой такие формы деятельности, как обучение, обмен опытом, консультирование, методическое сопровождение, а также проведение межрегиональных семинаров и определение позиций регионов. Если рассматривать организацию стажировочных площадок более подробно, то можно отметить создание 20 опорных площадок, целью которых является формирование инновационного образовательного пространства, что в свою очередь подразумевает под собой интегрированный методический ресурс, включающий в себя лучшие разработанные проекты и модели управления образовательными системами.

На основании выше сказанного был запущен Проект 2018 года «Формирование современного корпуса руководящих работников в системе образования на основе реализации инновационных моделей повышения качества образования». В рамках этого проекта были отобраны 20 пилотных регионов РФ, где велась деятельность по апробации ниже рассмотренных моделей управления образовательными организациями. Предпосылками отбора той или иной модели служат конкретные региональные особенности.

Модель передачи полномочий управления, в том числе включающее в себя имущество образовательных организаций. Ядром этой модели служит предоставление возможностей управления на уровень субъекта РФ с введением инноваций в региональный закон об образовании, что влечет за собой переход или формирование государственных школ в контексте использования их в качестве ресурсных центров, опорных школ, центров сетевого взаимодействия. Такая модель реализовывалась в Кировской, Сахалинской и Еврейской автономной области, а также Республике Саха Якутия, Республике Тыва, Камчатскому и Хабаровскому краю.

Модель передачи возможностей управления, не включающая в себя передачу имущества образовательных организаций. Сущность этой модели заключается в переводе учредительства на уровень субъекта РФ, где возможности управления имуществом исполняются муниципалитетом и происходит применение ресурсных центров с целью методической и ресурсной поддержки образовательных организаций. По такой модели выполняли образовательную деятельность Самарская, Вологодская и Новгородская области.

Модель, позволяющая сохранить возможности управления за счет заключения соглашений между муниципалитетом и образовательной организацией. Акценты в этой модели делаются на участие муниципалитетов в оптимизации региональной системы профессионального роста педагогов, на реализацию образовательных программ и т.д. Эту модель реализовывали Воронежская, Тверская, Тамбовская, Белгородская, Рязанская, Московская, Астраханская области и Ставропольский край.

Так же имеют место быть варианты смешанных моделей управления образованием в РФ на региональном уровне.

В рамках работы действующих пилотных моделей управления образованием в РФ был осуществлен анализ институциональных преобразований, которые помогли в процессе апробации выявить определенную положительную и отрицательную динамику на образование РФ в целом и на конкретные регионы в частности, а также на определение условий для повышения качества российского образования.

На основании выше упомянутого проведенного анализа и реализации национального проекта «Образования», а также и федеральных проектов начинают свою реализацию региональные проекты. Кратко рассмотрим их.

Региональный проект «Современная школа». Ключевой целью этого проекта является обновление материально-технической базы, а также содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ за счет вовлечения обучающихся, педагогов, родителей, работодателей и представителей общественных объединений в развитие системы общего образования.

Проект «Успех каждого ребенка» направлен на функционирование усовершенствованной модели развития региональной системы дополнительного образования детей, в рамках которой будут созданы «Кванториумы».

Региональный проект «Цифровая образовательная среда» представляет собой внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, а также создание центров цифрового образования детей «IT-клубы».

Проект «Поддержка семей, имеющих детей». Основой этого регионального проекта станет целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей, обеспечивающая получение ими психолого-педагогической (диагностической и консультативной) помощи на безвозмездной основе.

Региональный проект «Развитие кадрового потенциала» за счет создания профессиональных сообществ педагогов и всевозможных конкурсов педагогического мастерства.

Проект «Учитель будущего» все уровни будут обеспечивать непрерывное и планомерное повышение квалификации педагогических работников (участие в проф. ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, стажировками), а также будет внедряться новая система аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

Региональный проект «Молодые профессионалы» подразумевает под собой сетевые объединения профессиональных образовательных организаций, открытие так называемых мастерских по компетенциям, что в последствии приведет к аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.

Делая вывод из выше сказанного, необходимо акцентировать внимание на том, что региональная инновационная система в рамках национальной инновационной системы является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование образования в РФ. Эффективная деятельность всех элементов РИС несет в себе прогрессивные изменения социально-экономического развития регионов РФ, включая повышения уровня жизни, инновационный подход к информационно-технологическому развитию, а также обеспечивает конкурентоспособность как образовательных организаций в целом, так и педагогических специалистов.

Таким образом в информационно-технологически развивающемся мире появляется все больше инноваций, в том числе и в сфере образования. На сегодняшний день имеется достаточный опыт по реализации разработанных моделей, который готов для диссеминации на стажировочных площадках всех субъектов РФ. Результаты данного опыта в среднесрочной перспективе обеспечат достижение многих целевых показателей ГПРО, а также Указа Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 (п.5в) по вхождению РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
  2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1642 (ред. от 11.06.2019 года) «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы
  3. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.
  4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Ионова И.Г. Управление инновационным развитием региона в конкурентной среде: монография. – Пермь, Изд-во ПГУ, 2014. – 228 с.
  5. Харин А.А. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая региональной научно-технической политики: монография – М.: изд-во Всемирного технологического университета. — 2014. – 216 с.
  6. Чертков П. В. Создание модели управления инновационными процессами в образовательной организации [Текст] / П. В. Чертков // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 159-162.
  7.  Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия. //Непрерывное образование: ХХ1 век. №1(5). 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ

Модель  управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ ...

Модель управления ДОУ

Модель управления МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 8"...

Модель управления при внедрении информационно-компьютерных технологий в дошкольном учреждении.

В модели отражены основные направления управленческой деятельности....

АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...

«Хоум - технология» как инновационная модель организации компетентной поддержки образовательной инициативы семьи

laquo;Хоум - технология» – это уникальное методическая разработка, которая включает в себя опыт работы с родителями педагогического коллектива ГБДОУ детский сад №44 Калининского района и ...

«Лучшая модель управления дошкольной образовательной организацией : развитие образовательных технологий.»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли родители . Этопредъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену...