Модель управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ
презентация к уроку по теме

Шестакова Наталья Александровна

  Модель  управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Содержание:

    Введение                                                                                                           3-5

Этапы  сопровождения педагога в период  аттестации                    5-6

Первый этап — «Подготовительный»                                                6-10

Второй этап — «Партнерство»                                                             10-11

Третий этап — «Заключительный»                                                     11

Заключение                                                                                                     11

Список литературы                                                                                       12

Приложения                                                                                                   13-33

  Модель  управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ №**

Введение:

Кадровая политика современного руководителя ДОУ строится не только на серьезном подборе, подготовке, организации деятельности педагогов, но и предъявляются особые требования  к оценке их работы. Поэтому значение аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника образовательного учреждения повышается. В связи с переходом на «Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010г. №209, подлежат пересмотру и обновлению позиции администрации ДОУ к оценке профессиональной деятельности педагогических работников.

Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества  работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере дошкольного образования (внедрение ФГТ, новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) воспитатели пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что функционал воспитателя существенно расширен. 

Выделим ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации,

среди них:

1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.

2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации  и экспертной группы (в лице заведующей,  заместителя заведующего по УВР, специалистов ДОУ, воспитателей стажистов и педагога психолога дошкольного образовательного учреждения) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации. (Приложение 6)

Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг—построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого.

Модель данной деятельности была разработана и апробирована в педагогическом коллективе муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения МБДОУ №**

Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся по-разному. По данным опроса дошкольных работников МБДОУ №**, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия администрации ДОУ,  педагога психолога и экспертной группы (в состав группы входят специалисты ДОУ, педагоги стажисты) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучение и практическое решение.

Эта работа ведется в три этапа:

— «Подготовительный этап»;
— «Партнерство»;
— «Заключительный этап».

Рассмотрим более подробно этапы работы.

Этапы  сопровождения педагога в период  аттестации

1.1 Первый этап — Подготовительный

Цель подготовительного этапа: формирование у педагога представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

— Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— Методист и экспертная группа  организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
— Педагог психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
— Экспертная группа   проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям.

2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе листа самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2; 2.1; 2.2)

4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

5. Оформление портфолио, документов  необходимых педагогу для участия в аттестации.

На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).                 (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (Приложение 3)

Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий см. в Приложении 3

1.2 Второй этап — «Партнерство»

Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

1. Диагностическое направление, которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательнообразовательной работы. На основе проведенного психолого-педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов.

Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям:

  — объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);
 универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);
точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);
надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);
гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);
своевременность.

С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого-педагогической экспертизы.

Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолог педагогического анализа.

Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и              само актуализации.  

Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

— педагогические способности:  коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
— профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;
— гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;
— педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:

— внесение поправок и устранение недочетов;                                                 

—методическая помощь в написании статей, программ, проектов;
— обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;
— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;
— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;
— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 4)

Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных Федеральных Государственных Требований (ФГТ).  Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагога профессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально личностных качеств.

 Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

 При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

         При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший необходимыми умениями и навыками.

         Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие интегративных качеств ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности, аттестуемого педагога. (Приложение 5; 5.1)

Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

— формирование у педагога интереса к практической психологии;
— предотвращение стерео-типизации профессиональной деятельности;
— формирование способности к восприятию нового, (ИКТ);
—  коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

Реализация данного направления включает проведение педагогом психологом и экспертной группой: занятий; психологических тренингов, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, занятий  по ИКТ, заполнения листа  готовности педагога к аттестации.

Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

— повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;                    — повышение информационно компьютерной компетентности педагогов;                            — улучшение эмоционального самочувствия педагогов;
— снятие напряжения и чувства дискомфорта;
— создание наиболее комфортных условий для воспитания и развития ребенка.

1.3 Третий этап — Заключительный

На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, подготовка необходимых документов, проектов, программ, презентация портфолио, совместное решение примерных педагогических ситуаций, составление конспекта занятий, экзамен по ИКТ и заполнение аттестационного листа.

План психолого-педагогического сопровождения аттестуемого

Содержание

Участники

Результат

Экспертная группа

Педагог-психолог

Заключительный этап

Изучение документов, проектов, статей, программ,  приложений, результатов анкетирования.

Представление личного опыта  педагога (показ открытых занятий, мастер – классов, решение педагогических ситуаций, экзамен по ИКТ)

Заполнение листа самооценки

Повышение уровня научно-методической культуры педагогов

 Аттестация педагогов ДОУ в КЦОКО Забайкальского края

Мы для себя выделили несколько критериев:

1. Помощь в подготовке к прохождению аттестации педагогами учреждения.
2. Участие педагогов в городских, краевых и российских мероприятиях.
3. Изучение профессионального самопознания педагогов.
4. Изучение достижений педагога — Лестница Мастерства.
5. Изучение социально-психологического климата в коллективе.
6. Качество подготовки дошкольников к начальному школьному обучению.

Заключение:

Анализируя результаты, можно отметить, что в коллективе сохраняется благоприятный социально психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За 2 года в учреждении прошли аттестацию 5 педагогов, 2педагога подтвердили свою квалификационную категорию и 3 педагога получили I квалификационную категорию.

Итак,  внедрение  данной  методической, психолого-педагогической модели управления  аттестацией педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении позволяет создать оптимальные условия, благоприятные для успешного внедрения в практику Нового порядка аттестации педагогических работников ДОУ. В конечном итоге послужит мощным стимулом для роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического  и управленческого труда, развитию творческой инициативы  педагогических кадров.

Список Литературы:

1.Багаутдинова С.Е. Управление ДОУ в современных условиях.  Дошкольное воспитание №8, 2009

2.Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ. Управление доу№2, 2007

3.Женило М.Ю. Детский сад от «А» до «Я». – М.: Феникс, 2006

4.Журнал  "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 10, 2011 г.

5.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – М.: ЦГЛ, 2004

6.Ушакова О.А. Инновационный потенциал дошкольного учреждения. Справочник руководителя ДОУ №1, 2007

7.Шутов В.П.  Современные подходы к аттестации кадров ДОУ. Справочник руководителя ДОУ №7, 2009

 8.Приложение к приказу Министерства здравоохранения  и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9.Министерство образования и науки российской федерации Письмо от 15 августа 2011 г. N 03-515/59                                                                                                          10.Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

11.Методика оценки уровня квалификации педагогических работников (Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в условиях реальной аттестации педагогических работников)

12.Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

13.Приказ от 18 ноября 2011 года № 966  Об утверждении среднестатистических данных и перечня мероприятий к аттестации педагогических кадров на первую и высшую квалификационную категорию в Забайкальском крае на 2012 г.

Материалы подготовлены  с помощью сайтов:  КЦОКО Забайкальский край, ГНМЦ,                      ЗабКИПКРО,  Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Комитет образования г. Читы

http://egechita.ru    http://gnmc.chita.ru

Приложение 1

Лист самооценки

педагогической деятельности воспитателя

______________________________________________________________(ФИО),  ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) __________(имеющаяся квалификационная категория)______(категория, на которую Вы претендуете)

Уважаемый воспитатель!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу.

5 – Вы абсолютно согласны с утверждением.

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов.

2 – Вы скорее несогласны с утверждением

1 – Вы абсолютно несогласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

Заранее благодарим за сотрудничество!


Утверждения

 1

2

3

  4

5

1.

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

2.

Знание результатов деятельности никак не влияет на ее эффективность

3.

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

4.

Если на занятии возникают неожиданные ситуации, я корректирую намеченный план работы

5.

Мое знание нормативных документов, отражающих требования к содержанию и результатам образовательной деятельности требует существенного улучшения

6.

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

7.

Считаю важным различать  цель и тему занятия

8.

Мое знание теории воспитательной работы требует серьезного улучшения

9.

Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя

10.

На моих занятиях воспитанники делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

11

Мой общий кругозор достаточно ограничен

12

Все воспитанники должны принимать участие в постановке целей и задач занятия

13

Я плохо ориентируюсь в социальной ситуации, и практически не учитываю взаимоотношения воспитанников

14

Лучше лишний раз похвалить воспитанника, чем наказать его, пусть и за провинность

15

Я считаю, что всех  воспитанников надо оценивать по одинаковыми критериям

16

Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной


Утверждение

 1

2

3

  4

5

17

У меня достаточно поверхностное представление о  возрастных особенностях воспитанников

18

Я регулярно применяю в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии

19

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

20

Для меня характерно «держать себя в руках»

21

Я не трачу время на выяснение того, как воспитанники поняли тему занятия

22

Давая  воспитаннику низкую оценку, я не считаю нужным говорить о ее позитивной роли

23

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

24

Я абсолютно равнодушен(-на) к проблемам других

25

Я отдаю предпочтение самостоятельным и творческим воспитанникам

26

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия неважны

27

Считаю, что воспитатель не обязан комментировать воспитанникам выставляемые им оценки

28

Я не обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

29

Я не считаю «маленькую быструю победу» важной для воспитанников

30

Я так организую занятия, чтобы воспитанники рассуждали, дискутировали, решали задания типа «ловушек» и т. д.

31

Я могу обосновать выбор материала для проведения занятий

32

Я не считаю необходимым насыщать общение с воспитанниками положительными эмоциями и чувствами

33

У меня легко получается решать несколько задач одновременно

34

Лишь некоторые воспитанники с большой заинтересованностью работают на моих уроках

35

При подготовке к занятиям, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы: книги, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.

36

Мне приходится часто слышать, что воспитанники не поняли изложенный мною материал

37

Все мои воспитанники хорошо осознают причины своих успехов и неудач

38

Я не считаю, что необходимо побуждать воспитанников самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности

39

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации

40

В непредвиденных ситуациях у меня не всегда получается сохранять спокойствие

41

Я заранее объясняю воспитанникам критерии оценивания их работы

42

Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров

43

Я считаю, что воспитанники не способны самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

44

Я не умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех

45

Я всегда готовлю разные варианты проведения занятий для воспитанников из разных групп

46

Моя программа (план) воспитательной работы недостаточно обоснована

47

Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

48

На моем рабочем месте всегда порядок

49

На моих занятиях воспитанники могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?"

Утверждение

 1

2

3

  4

5

50

Мотивация воспитанников – это ответственность педагога

51

В процессе формирования новых знаний и умений я не опираюсь на имеющиеся у воспитанников знания и умения

52

Каждый воспитатель должен уметь вносить корректировки в программу  (план) воспитательной работы

53

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний

54

Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы

55

Все воспитанники на моих занятиях принимают участие в постановке целей и задач

56

Я смог (смогла) обеспечить заинтересованность воспитанников в проводимых мною занятиях

57

Я всегда исправляю сразу при воспитанниках свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия

58

Обычно я озвучиваю цель занятия несколько раз

59

Мои воспитанники не любят браться за трудные задачи

60

Мне не удается достичь высоких образовательных результатов в рамках реализуемой программы

61

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на занятиях недирективными методами

62

Я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели

63

Учитель не отвечает  за негативное отношение обучающихся к учебе

64

Нет "каверзных" вопросов от воспитанников, а есть незнание воспитателя

65

Мои методические и дидактические разработки неоднократно становились победителями конкурсов

66

Мои воспитанники часто используют дополнительную информацию: книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.

67

Гуманизм воспитателя не является важным критерием оценки его работы

68

Я часто затрудняюсь сделать цели занятий личностно значимыми для воспитанников

69

Бывает, что я ставлю воспитанникам высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

70

Анализ уровня развития воспитанников – это не моя задача

71

Я никогда не изменяю принятое решение под влиянием новой информации

72

Формирование навыков самооценки у воспитанников относится к задачам воспитателя

Приложение 2

Анкета для педагогов.

 Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить на предложенные вопросы:

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— самообразование
— семинар практикум
— творческие группы
— курсовая переподготовка
— открытые просмотры, конкурсы

2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:

___________________________________________________________________________

3. Какие затруднения вы испытываете в организации воспитательно-образовательного процесса

___________________________________________________________________________

4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы ____________________________

5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии ___________________________________________________________

6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— научно-теоретическая подготовка
— методическая подготовка
— психолого-педагогическая подготовка
— нормативно-правовая база
— другое (укажите)

7. Какие затруднения вы испытываете в работе с ИКТ__________________________

________________________________________________________________________

8. По каким направлениям вы хотели бы усовершенствовать свои знания в работе с ИКТ

- Работа с Word;                                                                                                                                             - Работа с электронными таблицами                                                                                                                - Работа с программой  MS Power Point                                                                                                         - Работа в сети Интернет                                                                                                                                   - Работа с оргтехникой.

Приложение 2.1

Анкета 
"Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов" 
(по Н.В. Немовой)

Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов

Препятствующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Собственная инерция

 

 

 

 

 

Разочарование из-за прежних неудач

 

 

 

 

 

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей

 

 

 

 

 

Недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему

 

 

 

 

 

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

Нехватка времени

 

 

 

 

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов

Стимулирующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Методическая работа в ДОУ

 

 

 

 

 

Обучение на курсах

 

 

 

 

 

Пример и влияние коллег

 

 

 

 

 

Пример и влияние руководителей

 

 

 

 

 

Организация труда в ДОУ

 

 

 

 

 

Внимание к этой проблеме руководителей

 

 

 

 

 

Доверие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

Интерес к работе

 

 

 

 

 

Возрастающая ответственность

 

 

 

 

 

Возможность получения признания в коллективе

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла. Коэффициент профессионального развития (Кр) вычисляется по формуле:

Кр =   

Кфакт

,

Кмакс

 

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

       Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Количество педагогических работников

Факторы

Стимулирующие

Препятствующие

В процентном выражении

 

 

Коэффициент профессионального развития

 

 

 

Приложение 2.2

Анкета "Удовлетворенность родителей 
деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ"

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

1. Вы получаете информацию:

а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка;

 

 

 

 

 

 

б) режиме работы дошкольного учреждения 
(часах работы, праздниках, нерабочих днях);

 

 

 

 

 

 

в) питании (меню)

 

 

 

 

 

 

2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседа 
с родителями, возможность их нахождения 
в группе в первые дни посещения ребенком 
дошкольного учреждения и т. д.)

 

 

 

 

 

 

3. Воспитатели обсуждают с родителями вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т. п.)

 

 

 

 

 

 

4. Вы имеете возможность присутствовать
в группе, участвовать в экскурсиях с детьми

 

 

 

 

 

 

5. Вы получаете информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)

 

 

 

 

 

 

6. Вас информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.

 

 

 

 

 

 

7. Вы имеете возможность обсудить с сотрудниками ДОУ успехи детей на совместных собраниях (не реже раза в год)

 

 

 

 

 

 

8. Сотрудники ДОУ интересуются, насколько их работа удовлетворяет вас (беседы, анкетирование)

 

 

 

 

 

 

9. Вас удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.), которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении

 

 

 

 

 

 

10. Вы чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждения доброжелательно относятся к вам и вашему ребенку

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических 
и руководящих работников ДОУ

Год

Количество заполненных анкет

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

  Должностные  обязанности.  Осуществляет  работу,     направленную на максимальную  коррекцию   недостатков   в   развитии   у     обучающихся, воспитанников с нарушениями  в  развитии,  в  том  числе    находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья   (для глухих,  слабослышащих  и  позднооглохших,   слепых,       слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями  речи,  с   нарушением опорно-двигательного  аппарата,  с  задержкой  психического     развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет  обследование   обучающихся,   воспитанников,     определяет структуру и степень выраженности имеющегося у  них  нарушения   развития. Комплектует группы  для  занятий  с  учетом  психофизического   состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные   занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает  в  тесном  контакте  с  учителями,  воспитателями  и    другими педагогическими работниками, посещает  занятия  и  уроки.   Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов  оказания  помощи  детям  с   ограниченными возможностями здоровья.  Ведет  необходимую  документацию.   Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы  для  занятий  с  учетом  психофизического   состояния обучающихся,   воспитанников.   Изучает   индивидуальные     особенности, способности, интересы и склонности обучающихся,  воспитанников  с   целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой,  роста  их  познавательной  мотивации  и  становления     учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,  современные   образовательные технологии, включая информационные,  а  также  цифровые   образовательные ресурсы,  обеспечивая  уровень  подготовки  обучающихся,   воспитанников, соответствующий     требованиям     федерального         государственного образовательного  стандарта,  федеральным  государственным   требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и   школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских  собраний,   оздоровительных, воспитательных и  других  мероприятий,  предусмотренных   образовательной программой, в организации и проведении  методической  и   консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).  Выполняет  правила  по   охране труда и пожарной безопасности.

    Должен знать:  приоритетные  направления  развития   образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные  правовые   акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную   деятельность; Конвенцию о  правах  ребенка;  возрастную  и  специальную    педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические  основы   дефектологии; методы и приемы  предупреждения  и  исправления  отклонений  в   развитии обучающихся, воспитанников;  нормативные  и  методические    документы по вопросам    профессиональной     и     практической     деятельности; программно-методическую   литературу   по   работе   с     обучающимися, воспитанниками, имеющими  отклонения  в  развитии;  новейшие   достижения дефектологической и педагогической  наук;  правила  по  охране    труда и пожарной  безопасности;  теорию  и  методы  управления   образовательными системами;   современные   педагогические   технологии     продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы  убеждения,  аргументации  своей  позиции,   установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями(лицами, их заменяющими), коллегами по  работе;  технологии   диагностики причин  конфликтных  ситуаций,  их  профилактики  и  разрешения;   основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной  почтой   и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего   трудового распорядка  образовательного  учреждения;  правила  по  охране    труда и пожарной безопасности.

     Требования к квалификации. Высшее  профессиональное  образование  в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Приложение 3

Воспитатель (включая старшего)

     Должностные обязанности. Осуществляет  деятельность  по   воспитанию детей в образовательных  учреждениях  и  их  структурных   подразделениях(интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.),иных учреждениях  и  организациях.  Содействует  созданию   благоприятных условий  для  индивидуального  развития  и  нравственного    формирования личности обучающихся, воспитанников,  вносит  необходимые    коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение  личности  обучающихся,   их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации   и становлению их учебной самостоятельности, формированию   компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микро среду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует  развитию  общения  обучающихся,  воспитанников.    Помогает обучающемуся, воспитаннику решать  проблемы,  возникающие  в    общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной  деятельности,   способствует обеспечению   уровня   их   подготовки   соответствующего     требованиям федерального государственного  образовательного  стандарта,   федеральным

государственным  образовательным  требованиям.  Содействует     получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками  через   систему кружков, клубов, секций, объединений,  организуемых  в  учреждениях,  по месту  жительства.  В  соответствии  с  индивидуальными  и    возрастными интересами обучающихся, воспитанников  совершенствует   жизнедеятельность коллектива  обучающихся,  воспитанников.  Соблюдает  права  и     свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период  образовательного  процесса.  Проводит   наблюдения(мониторинг)  за  здоровьем,  развитием  и   воспитанием     обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план(программу) воспитательной работы с группой обучающихся,   воспитанников. Совместно с органами  самоуправления  обучающихся,  воспитанников   ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом,  другими  педагогическими   работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных  особенностей,  рекомендаций   педагога-психолога планирует и проводит  с  обучающимися,  воспитанниками  с   ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу  (с  группой   или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе  педагогических,  методических   советов, других формах методической работы, в работе по  проведению   родительских собраний,  оздоровительных,  воспитательных   и   других     мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации  и   проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их   заменяющим). Вносит  предложения  по  совершенствованию  образовательного    процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и   пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду   с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности   воспитателя*(3),осуществляет  координацию  деятельности  воспитателей,    педагогических работников   в   проектировании   развивающей       образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует  обобщению  передового  педагогического  опыта,   повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

     Должен знать:  приоритетные  направления  развития   образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные  правовые   акты, регламентирующие  образовательную  деятельность;  Конвенцию  о     правах ребенка;  педагогику,  детскую,  возрастную  и  социальную    психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные  особенности  детей  и подростков, возрастную физиологию,  школьную  гигиену;  методы  и   формы мониторинга  деятельности  обучающихся,  воспитанников;    педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы,  организации   свободного времени обучающихся, воспитанников; методы  управления   образовательными системами;   современные   педагогические   технологии     продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы  убеждения,  аргументации  своей  позиции,   установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по  работе;  технологии   диагностики

причин  конфликтных  ситуаций,  их  профилактики  и  разрешения;   основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной  почтой   и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего   трудового распорядка  образовательного  учреждения;  правила  по  охране    труда и пожарной безопасности.

     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование   или среднее  профессиональное   образование   по   направлению     подготовки «Образование и педагогика" без предъявления требований  к  стажу   работы либо высшее профессиональное образование  или  среднее   профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя - высшее профессиональное  образование   по направлению подготовки  "Образование  и  педагогика"  и  стаж    работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Приложение 4

Этапы сопровождения аттестуемого

«Лесенка профессионального мастерства»

Этапы

Цель

Задачи

Методы работы

Блок 1. Диагностическая
деятельность

Всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя

Изучение теоретических знаний воспитателя

— Опрос. 
— Анкетирование. 
— Самоанализ педагогических знаний

Изучение специальных умений и навыков воспитателя

— Наблюдение. 
— Интервью с педагогом.
— Посещение и анализ занятий с детьми.
— Самоанализ педагогической деятельности.
— Психологический анализ педагогической деятельности

Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств воспитателя

— Психологическое тестирование: опрос, тесты, наблюдения.

Блок 2. Развивающая деятельность

Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности

Расширение знаний основ педагогики и психологии

— Лекции.
— Консультации, занятия.
— Семинары.
— Тренинги.
— Сообщения                                    — Мастер-классы

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога

— Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. 
— Презентация педагогического опыта.
— Курсы повышения квалификации.
— Психолого-педагогические семинары.
— Тренинги.
— Консилиумы.
— Методические объединения.
— Написание статей
— Посещение занятий психологом и методистом с последующим их обсуждением с педагогом

Создать условия, дающие воспитателю возможность проявить творчество, новаторство

— Мастер-класс.
— Конкурсы профессионального мастерства.
— Педагогические мастерские.
— Творческие проектные группы.
— Информирование о деятельности педагога в ДОУ

Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога

— Тренинги личностного роста.
— Индивидуальные консультации

Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе

— Тренинги.
— Индивидуально - консультативная помощь.
— Коммуникативные тренинги.
— Групповые формы организации досугов по интересам                                    — «Родительские клубы».

Блок 3. Коррекционная деятельность

Оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем

Формирование у педагогов интереса к практической психологии

— Цикл лекций, консультаций, бесед о практической психологии, имеющих увлекательный характер.
— Организация занятий, дающих практический опыт психологической самопомощи

Предотвращение стерео типизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового

— Ролевая игра. 
—  Психогимнастика.
— Чтение литературы.
— Педагогические игры

Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем

— Групповая дискуссия.
— Чтение литературы.
— Разбор педагогических ситуаций                                          — Занятия по ИКТ.

Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение 
проблем

— Интимно личностное консультирование. 
— Проективное рисование.
— Домашняя работа (ведение дневниковых записей)

Приложение 5 

Критерии психологического и методического анализа, деятельности аттестуемого педагога.

Критерий

Показатель

Метод исследования показателя

Оценка (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Реализация нормативно-правового и документационного обеспечения

1.1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования

Изучение и анализ документов

 

 

 

 

 

1.2. Применение на практике основных положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии

Анкетирование, беседа, наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей

Наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.4. Культура делопроизводства педагогов

Анализ документов, контроль

 

 

 

 

 

1.5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества

Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 1:

 

 

 

 

 

 

2. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования

2.1. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий ГОС дошкольного образования

Наблюдение, экспертиза, аттестация

 

 

 

 

 

2.2. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования

Наблюдение, экспертиза, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

2.3. Эффективность педагогических приемов и технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Тестирование, анкетирование, самооценка, анализ, мониторинг

 

 

 

 

 

2.4. Использование информационных технологий

Беседа, анализ

 

 

 

 

 

2.5. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников

Изучение документов, анализ планирования, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

2.6. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 2:

 

 

 

 

 

 

3. Создание предметно-развивающей среды

3.1. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.2. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды

Наблюдение, экспертиза, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.4. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологической комфортности в детском коллективе

Наблюдение, анализ, экспертиза

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 3:

 

 

 

 

 

 

4. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности

4.1. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования

Анкетирование, самооценка, анализ, беседа, аттестация, мониторинг

 

 

 

 

 

4.2. Осуществление самовоспитания и самообразования

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

4.3. Использование профессиональной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

4.4. Дисциплинированность, ответственность

Наблюдение, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 4:

 

 

 

 

 

 

5. Результативность образовательного процесса

5.1. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме

Анкетирование, самооценка, беседа, анализ, контроль

 

 

 

 

 

5.2. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки)

Мониторинг, анализ, беседа

 

 

 

 

 

5.3. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) детей

Наблюдение, контроль, мониторинг, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 5:

 

 

 

 

 

 

6. Коррекция педагогической деятельности

6.1. Координация образовательного процесса, степень его соответствия требованиям ГОС дошкольного образования

Наблюдение, контроль, анализ

 

 

 

 

 

6.2. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования

Беседа, наблюдение, экспертиза, анализ

 

 

 

 

 

 

6.3. Педагогическое образование родителей (или законных представителей) воспитанников

Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 6:

 

 

 

 

 

 

Итоговый средний балл:

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.1

Критерии анализа деятельности педагога при проведении непосредственно-образовательной деятельности

Критерии

Участники

Экспертная группа

Педагог психолог

1

Подготовка к 
мероприятию

Умение планировать работу с детьми, ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности

Создание мотивации у детей (формирование положительного отношения к новой теме)

Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации поставленной цели

Специально планирует коммуникативные задачи

Проведение предварительной работы

Готовность помещения к началу мероприятия. Санитарно-гигиенические нормы

Учет познавательных интересов и потребностей детей

2

Содержание 
мероприятия

Умение удерживать образовательную задачу. Целесообразность упражнений, заданий, учебного материала

Создание эмоционального положительного фона

Развивающая сторона (познавательная активность)

Развивающая сторона (познавательная и эмоционально волевая сфера)

Учитывает возрастные, индивидуальные особенности и интересы детей

Инновационность: степень новизны, проблемности и привлекательности

Структура мероприятия: рациональное распределение времени между его частями. Логичность и содержательность мероприятия

3

Выбор средств (приемы, 
используемые педагогом)

Способствуют учебной обстановке: соответствуют поставленным целям и задачам; несут стабильную учебную нагрузку

Способствуют созданию комфортного микроклимата: обстановка доверия, психологической безопасности. Дети открыты для общения и развития

Уровень владения методами и средствами

Использование психолого- педагогических технологий

Использование наглядного, дидактического и дополнительного материала (информативно иллюстративного, ТСО) позволяет поддерживать интерес детей к теме

Использование «подвижного способа»

Способствует развитию психических процессов

4

Продуктивность

Побуждение детей к самоанализу. Применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор

Умение создавать условия для творческой активности. Использование творческих заданий

Продуктивная деятельность педагога

Продуктивная деятельность детей

Умение анализировать продукты детской деятельности. Подведение итогов мероприятия

5

Взаимодействие
педагога с детьми

Демократический стиль общения воспитателя с

Формирование нравственных качеств у детей

Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им. Умение разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе

Речевая среда: преобладание речи детей, свободное общение в рамках темы. Принятие и использование представлений и высказываний детей

Педагог исходит из ценности личности каждого ребенка, ориентирован на поддержку. Динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешает проблемы

6

Личность педагога

Имеет устойчивую профессионально педагогическую направленность. Имеет позитивную «Я концепцию», спокоен и уверен

Способность к импровизации. Стремление к творческому поиску решения профессионально педагогических проблем

Владение педагогическим тактом. Умение управлять своим поведением

Владение педагогической рефлексией, направленной на прогноз и оценку эффектов собственной педагогической деятельности

 

Приложение 6

Положение об экспертной группе                                                                                                          1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность экспертной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №**** «С приоритетным осуществлением социально-личностного развития ребенка» МБДОУ***  (далее – Учреждение) для организации и проведения экспертизы соответствия методических и педагогических документов, профессиональной деятельности педагогических работников требованиям действующего законодательства Российской Федерации, современным достижениям педагогической науки.

1.2. Экспертная группа Учреждения действует в рамках трудового законодательства Российской Федерации, в соответствии с Законами РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164, и др.

1.3. Работа экспертной группы основывается на законодательной, нормативной и методической документации по вопросам дошкольного образования и воспитания, соответствия прогнозируемым результатам освоения общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.4. Экспертная группа формируется из наиболее квалифицированных руководящих и педагогических работников Учреждения, представителей родительского комитета, общественности в составе трех-пяти человек (председателя, секретаря, членов группы) и назначается приказом руководителя Учреждения.

1.5. Экспертная группа принимает решения, имеющие рекомендательный характер. Ее решения обязательны для исполнения после утверждения их руководителем Учреждения.

2. Задачи экспертной группы

Задачей экспертной группы является получение объективного, полного и доказательного экспертного заключения (рецензии) на представленную профессиональную деятельность педагогических работников, ее качество.

3. Функции экспертной группы

Функциями экспертной группы являются:

организация и проведение экспертизы качества предоставленных документов, методической работы, профессиональной деятельности педагогов в соответствии с целями и задачами, поставленными в стратегическом и текущем планировании;

изучение и предоставление экспертного заключения (рецензии) на документы, методическую работу, профессиональную деятельность педагогов;

участие в работе аттестационной комиссии, методических объединений, совещаний и др.;

проведение консультаций для педагогических работников по вопросам реализации образовательных программ, педагогических методик;

внесение предложений по коррекции методической работы, профессиональной деятельности педагогов.

4. Права экспертной группы

Экспертной группе предоставляется право:

требовать от педагогов необходимую информацию для полного изучения представленных на экспертизу документов, профессиональной деятельности;

приглашать на заседания экспертной группы в качестве консультантов и экспертов высококвалифицированных специалистов соответствующих учреждений;

принимать участие в организации и проведении методических семинаров, совещаний и др.

5. Организация работы экспертной группы

5.1. Экспертная группа осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с руководителем Учреждения (или старшим воспитателем).

5.2. Экспертная группа работает по плану, утвержденному руководителем Учреждения, отчитывается о результатах своей работы на педагогическом совете.

5.3. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции экспертной группы, рассматриваются на ее заседаниях, которые собираются по мере надобности.

5.4. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава экспертной группы.

5.5. Решение экспертной группы оформляется протоколом, итоговой справкой по представленным материалам.                                                                              

6. Ответственность экспертной группы

6.1. Секретарь экспертной группы несет ответственность за хранение документации (планов, отчетов, журналов регистрации документов, представленных на экспертизу, протоколов заседаний), выдачу копии экспертного заключения (рецензии) и т. д.

6.2. Экспертная группа отвечает:

за качество предоставленного экспертного заключения (рецензии) на заявленную работу;

проведение экспертных работ в установленные сроки.

7. Делопроизводство                                                                                                                              7.1. Секретарь экспертной группы оформляет и ведет следующие документы:

план работы экспертной группы;

протоколы заседаний экспертной группы;

журнал регистрации документов, представленных на экспертизу;

журнал регистрации выданных документов.

7.2. Эксперты ведут следующую документацию:

экспертные заключения (рецензии);

отчеты и др.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителем Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее положение не реже одного раза в пять лет и подлежат утверждению руководителем Учреждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ

Слайд 2

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 24 МАРТА 2010 Г. N 209 "О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ " Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Слайд 3

В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере дошкольного образования (внедрение ФГТ, новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) воспитатели пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что функционал воспитателя существенно расширен. Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре АТТЕСТАЦИИ ? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Слайд 4

Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся по-разному. По данным опроса дошкольных работников ДОУ , среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда. Мы разработали модель взаимодействия администрации ДОУ, педагога психолога и экспертной группы (в состав группы входят специалисты ДОУ, педагоги стажисты) с педагогами в «межаттестационный» период и во время аттестации.

Слайд 5

Эта работа ведется в три этапа: — «Подготовительный этап»; — «Партнерство»; — «Заключительный этап». Цель подготовительного этапа: Формирование у педагога представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности. Цель этапа «Партнерство»: Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога. Информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых. Цель заключительного этапа: Представление результатов педагогической деятельности Обобщение педагогического опыта, подготовка документов, проектов, программ, статей и т.д.

Слайд 6

Система мероприятий проводимых на данных этапах направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах «Лесенка профессионального мастерства» Этапы Цель Задачи Методы работы Подготовительный Изучение личности и деятельности воспитателя Изучение теоретических знаний воспитателя — Опрос. — Анкетирование. — Самоанализ педагогических знаний Составление плана методической учебы педагога — Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей. — Оформление портфолио, документов необходимых педагогу. — Повышение профессионального мастерства. Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств воспитателя — Изучение требований квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории

Слайд 7

Этапы Цель Задачи Методы работы «Партнерство» Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства Расширение знаний основ педагогики и психологии — Лекции. — Консультации, занятия. — Семинары.— Тренинги. — Сообщения — Мастер-классы Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога — Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. — Презентация педагогического опыта. — Курсы повышения квалификации. — Психолого-педагогические семинары. — Тренинги. — Консилиумы.— Методические объединения. — Написание статей — Посещение занятий психологом и методистом с последующим их обсуждением с педагогом Создать условия, дающие воспитателю возможность проявить творчество, новаторство — Мастер­-класс. — Конкурсы профессионального мастерства. — Педагогические мастерские. — Творческие проектные группы. — Информирование о деятельности педагога в ДОУ Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога — Тренинги личностного роста. — Индивидуальные консультации Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, родителями; и коллегами по работе — Тренинги. — Индивидуально - консультативная помощь. — Коммуникативные тренинги. — Групповые формы организации досугов по интересам — «Родительские клубы».

Слайд 8

Этапы Цель Задачи Методы работы «Партнерство» Оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем Формирование у педагогов интереса к практической психологии — Цикл лекций, консультаций, бесед о практической психологии, имеющих увлекательный характер. — Организация занятий, дающих практический опыт психологической самопомощи Предотвращение стерео типизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового — Ролевая игра. — Психогимнастика. — Чтение литературы. — Педагогические игры, Педагогические Ситуации. Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем — Групповая дискуссия. — Чтение литературы. — Разбор педагогических ситуаций — Занятия по ИКТ. Мобилизация скрытых психологиче­ских ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем — Обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности — Внесение поправок и устранение недочетов. — Методическая помощь в написании статей, программ, проектов

Слайд 9

Содержание Участники Результат Экспертная группа Педагог-психолог Заключительный этап Изучение документов, проектов, статей, программ, приложений, результатов анкетирования. Представление личного опыта педагога (показ открытых занятий, мастер – классов, решение педагогических ситуаций, экзамен по ИКТ) Заполнение листа самооценки Повышение уровня научно-методической культуры педагогов Аттестация педагогов ДОУ в КЦОКО Забайкальского края

Слайд 10

Анализируя результаты, можно отметить, что в коллективе сохраняется благоприятный социально психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За 2 года в учреждении прошли аттестацию 5 педагогов, 2педагога подтвердили свою квалификационную категорию и 3 педагога получили I квалификационную категорию.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий при аттестации педагогических кадров ДОУ

Использование современных технологий при аттестации педагогических кадров ДОУ...

Аттестация педагогических кадров.

Цель:  установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагог...

Аттестация педагогических кадров как фактор профессионального развития

Аттестация педагогических кадров как фактор профессионального развития ...

Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»

В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

План по аттестации педагогических кадров на 2018-2019 учебный год

План по аттестации педагогических кадров на 2018-2019 учебный год...