Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»
статья

Елсакова Диана Руслановна

В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в период самоизоляции из – за пандемии СOVID -19 с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования: родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, не получающие услуги дошкольного образования в образовательном учреждении; родители (законные представители) детей дошкольного возраста, получающие услуги дошкольного образования в образовательном учреждении; родители (законные представители) детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_elsakova.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»

Елсакова Диана Руслановна

                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Звёздочка», г. Воркуты,

педагог-психолог

Категория: б/категории

Аннотация. В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в период самоизоляции из – за пандемии СOVID -19 с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования: родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, не получающие услуги дошкольного образования в образовательном учреждении; родители (законные представители) детей дошкольного возраста, получающие услуги дошкольного образования в образовательном учреждении; родители (законные представители) детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: дистанционное консультирование; консультирование специалистами с помощью Zoom, Viber; консультационный центр; методическая, психолого-педагогическая, диагностическая, консультативная помощь родителям (законным представителям), диагностика.

Сложность в предоставлении дошкольного образования в форме семейного образования заключается в отсутствии у многих родителей (законных представителей) психолого-педагогической подготовки. Далеко не каждый родитель способен в полной мере обеспечить дошкольное образование своему ребёнку, поскольку семейное образование выдвигает повышенные требования к личным качествам родителя,  к их уровню педагогических знаний, умению. и готовности самообучаться и осваивать образовательную программу дошкольного образования. Особое внимание уделяется семьям, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Особенности, потребности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решения проблем ребёнка, закрытостью семьи для внешнего мира, недостатком общения, частым отсутствием у матери работы, но главное – специфическим положением в семье ребёнка – инвалида, которое обусловлено сложностью его заболевания. Развитие новых форм дошкольного образования позволило организовать консультационные центры для родителей (законных представителей), с детьми дошкольного возраста,  в том числе от 0-3 лет, посещающих или не посещающих образовательное учреждение, а так же с детьми  с ОВЗ. На базе нашего детского сада создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 7 лет, включая детей с особыми образовательными потребностями. Основной целью деятельности нашего консультационного центра  является обеспечение получения образования в форме семейного образования, обеспечения права родителей (законных представителей) на получение психолого-педагогической, диагностической , методической и консультативной помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование.

Основные задачи:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;

- диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;

- оказание дошкольникам содействия в социализации;

- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в ДОУ или школу;

- информирование родите6лей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией и вынужденным  режимом самоизоляции стало невозможным реализовывать данные задачи в полном объеме. На сегодняшний день Консультационный Центр работает в дистанционном режиме. Родители имеют возможность связываться со специалистами на платформе Zoom. Консультационный Центр в настоящее время работает два раза в неделю. Режим работы: понедельник, среда с 15.00 до 18.00. Не смотря на это, родители хорошо осведомлены о направлениях его работы (размещено объявление на официальном сайте нашего детского сада, а так же в родительских чатах в Viber). Для того, чтобы записаться на консультацию, родителям необходимо позвонить по номеру 8(82151)3-97-62(3 корпус) и обратиться к дежурному администратору, который зафиксирует  его запрос и свяжет с тем специалистом, чья помощь необходима. Семьям, которые обращаются за консультацией, оказывается адресная, индивидуальная поддержка и консультация в разных направлениях, но в рамках квалификации специалистов: педагогов-психологов, учителей – логопедов и учителей – дефектологов. С помощью платформы Zoom, наши специалисты в период режима самоизоляции проводят онлайн консультации с родителями,  среди которых родители не только из нашего ДОУ, но и  из других образовательных учреждений г. Воркуты. На консультациях даются рекомендации, как играть с ребенком дома, специалисты отвечают  на все интересующие вопросы родителей по развитию и воспитанию детей, демонстрируются игры и дидактические материалы, на электронную почту родителя отправляются ссылки на полезные сайты. Консультирование родителей (законных представителей) проводится как отдельно, так и общими усилиями – одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребенка.

В Центре родители получают ответы на все вопросы и мы, специалисты, стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

Вот несколько примеров наших онлайн консультаций:

1. Родитель -  «Мои дети (мальчик 6 лет и девочка 8 лет) постоянно ссорятся при совместных играх, иногда дерутся, мне приходится постоянно вмешиваться. Наказываю их, но ничего не меняется. Что делать в таком случае?»

Педагог-психолог – «Дети копируют модели поведения друг друга. Важно эмоционально показать детям, что вы недовольны тем, как они поступают. Важно не применять к детям физическое или психическое насилие, а учиться понимать причины их конфликтов, разбирать их, договариваться с ними, подчеркивая, что они уже большие и мама и папа гордятся и довольны их хорошими поступками. Если уже ситуация случилась и дети дерутся, физически сопротивляются, важно установить границы дозволенного поведения, и все время пытаться остановить насилие, демонстрировать модели поведения, которые указывают на успех договоренности между ними. Ваша задача — показать, что вы готовы останавливать насилие, что насилие - не решение проблемы. Иногда даже удерживая детей физически за руки, не допуская физического насилия друг над другом».

2. Родитель – «В какие развивающие  игры играть с ребенком 5 лет для развития познавательного интереса  в период самоизоляции? »

Учитель-дефектолог – «Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Создайте в своей семье условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом, смастерите вместе с ним какие-либо модели из «лего», помогите развернуть игру. И ваш ребенок расширит знания и в пространственной ориентировке, в счете, назовет вам формы геометрических фигур, разовьет мелкую моторику руки. Можно предложить ему следующие игры: «Головоломки», «Забавные фигуры», «Любимая еда», «Танграм», «Теплые варежки», «Найди похожее».

Педагог-психолог – «Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать такие упражнения: катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно воображать, будто кулачок - бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой); показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре и пять, показывать только один большой палец отдельно; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; собирать все пальчики в пучке; нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нить; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец; связывать узлы на толстой веревке, шнуровке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком».

Анализируя деятельность работы консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:

- отсутствие у  родителей психолого–педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно – педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов. Режим самоизоляции усугубляет данную проблему, так как у многих родителей сейчас нет возможности, чтобы их ребенок систематически занимался со специалистами. Поэтому наши специалисты могут в дистанционном режиме дать необходимые рекомендации и ответить на все волнующие вопросы родителей;

- в связи с режимом самоизоляции  у родителей нет возможности купить развивающие игры, которые необходимы их детям для полноценного развития, соответствующего их возрасту. Поэтому наши специалисты апробировали некоторые сайты и делятся ими с родителями. На этих сайтах родители могут получить много полезной информации а так же заказать необходимый дидактический материал и игры  для эффективных занятий с ребенком.

Таким образом, режим самоизоляции не повлиял на качественную работу нашего Консультационного Центра. Родители своевременно реагируют на возникающие потребности ребенка, своевременно выполняют рекомендации специалистов по совместной деятельности со своим ребенком дома, что успешно влияет на социализацию и всестороннее развитие ребенка.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. 32с.

3. Задворная М.С., Непрерывное обучение педагогов личностно – ориентированному взаимодествию с родителями детей дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук Задворная М.С. – великий Новгород, 2017.- 235с.

4. Задворная М.С., Консультационный центр – одна из форм работы родителей с детьми, не посещающих дошкольные образовательные организации/М.С. Задворная// Санкт – Петербурский образовательный вестник.- 2018 - №11-12 927 – 28) – С. 32 – 36.

Приложение 1.

Сравнительный анализ посещаемости Консультационного центра МБДОУ «Детский сад № 18 «Звёздочка» г. Воркуты

По результатам анализа видно, что с каждым годом количество обращений в Консультационный центр на базе МБДОУ №18 г. Воркуты увеличилось. В наш детский сад обращаются родители как из нашего учреждения, так и с других ОУ ( Прогимназия №1, ДОУ №33, 35, 37, 11). Так же обращаются родители неорганизованных детей и детей с ОВЗ.  Все  это говорит об эффективности работы специалистов Консультационного центра на базе МБДОУ № 18 г. Воркуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

Лекотека как одна из новых форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ.

Учитывая недостаточный уровень педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах коррекции развития детей с ОВЗ в условиях семьи возникает необходимость оказания им квалифицированной по...

Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...

Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда в консультационном центре дошкольной организации. Задачи логопедической помощи семье в де...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...