Лекотека как одна из новых форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ.
консультация на тему

Розова Лариса Валентиновна

Учитывая недостаточный уровень педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах коррекции развития детей с ОВЗ в условиях семьи возникает необходимость оказания им квалифицированной помощи и содействия на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_lekoteka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. НАША ЛЕКОТЕКА

     Весь наш житейский быт приспособлен для здоровых людей. Однако важно помнить, что среди нас есть люди, в т.ч. дети, с ограниченными возможностями, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом,  актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи этим детям, одна из форм такой помощи -  создание  лекотек.      Она организуется для детей, которые не могут посещать детский сад  по состоянию здоровья или развития,  но нуждаются в психолого-педагогической и социальной помощи.

 На базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 ОАО «РЖД» с 10.10.2012г. начала свою работу лекотека (приказ № 209 от 10.10.2012г.)

Режим работы:    ежедневно с 10.00. до 18.00.

Кадровое обеспечение:

  1. Педагог-психолог Горбова Галина Михайловна (образование высшее, стаж работы более 35 лет; первая квалификационная категория).
  2. Учитель-логопед Розова Лариса Валентиновна (образование высшее, стаж работы более 30 лет; высшая квалификационная категория).
  3. Учитель-дефектолог  Бизюкина Татьяна Сергеевна (образование высшее, стаж работы 2 года).

Принципы взаимодействия специалистов лекотеки с родителями:

  • Договорной характер сотрудничества   (подписание договора о сотрудничестве, в котором оговариваются права и обязательства сторон, время и условия действия договора).
  • Уважительное отношение специалистов к родителям.
    Специалисты лекотеки в своих отношениях с родителями исходят из принципов уважения, признания родительской компетентности, из веры в их способность понимать ребенка, обучаться и находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Это открывает путь к равноправному партнерству во благо ребенка.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи:

1.   Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка.                                                                                                                                    2.   Поддержка позитивного стиля взаимодействия с ребенком.                                      3.   Конструктивное сотрудничество с родителями.                                                                       4.   Оказание информационной помощи. 

Формы работы с детьми и родителями:

    1. Индивидуальные игровые сеансы (построены с использованием разнообразных техник и приёмов, подобранных индивидуально для каждого ребенка).

 2. Подгрупповые игровые сеансы (цели таких сеансов – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками лекотеки).                                                                                                                                   3. Интегрированные занятия (работа с группой детей и родителей одновременно нескольких специалистов с целью повышения эффективности обучения детей).                                                                                                                    

4. Родительские семинары.

     

Материально-техническое обеспечение:

Для обеспечения работы лекотеки выделено отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе ясельных и дошкольных групп: отдельный вход с улицы, раздевалка, помещение для  индивидуальных занятий и игр, санитарное помещение.  Материальная база лекотеки  включает  следующие разделы:

  • оборудование для развития общей подвижности;
  • игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка,
  •  игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • игрушки для игры с водой и с сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации

Образовательный маршрут:

  1. Первичный прием.
  2. Диагностика.
  3. Составление индивидуальных маршрутов.
  4. Индивидуальные и групповые сеансы.
  5. Оценка результативности образовательного маршрута.

Образовательные и коррекционные программы реализуемые

 специалистами лекотеки:

  • Индивидуально-Ориентированная коррекционно-развивающая программа «Российская Лекотека» А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И.Чугунова, А.М. Пайкова, Н.А. Склокина
  • Программа «Маленькие ступеньки» М. Питерси, Р. Трилор
  • Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями ТЪе СагоНпа Сигпси1шп &г 1пГап1;5 апё ТосШегз шхп 8рес1а1 №ес18    Автор: Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер СМ., Хаккер Б.Дж.
  • «Помощь детям с церебральным параличом» Р. Хольц
  • «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг
  • «Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни» О.Г. Приходько
  •  «Наши пальчики играют» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина
  •  «Игры, которые лечат» А.С. Галанов

Результативность

Сводная таблица данных

Учебный

год

всего детей

зачислено

со сложной

структурой

 дефекта (РДА,

микроцефалия)

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

 ЗПР

ОНР

нуждающиеся

в сопровождении при подготовке

к школьному обучению

Выпущено

2012 -2013

10

3

2

3

-

2

1-корекционная школа

2-общеобразовательная школа

2013 -2014

10

2

1

2

3

2

 1-домашнее обучение

2-общеобразовательная школа

1-корекционная школа

2014 -2015

11

-

3

2

2

4

предполага-ется выпуск:

1-корекционная школа

5-общеобразовательная школа

2- группа компенсирующей направ-ленности

Положительная динамика в развитии детей:

В сфере самоорганизации и коммуникации:

– произошло постепенное расширение социальных контактов, установление взаимодействия со специалистами и сверстниками в рамках элементарных игровых ситуаций.

В сфере развития умений:

– дети научились свое согласие или несогласие, приветствие, просьбу, благодарность;

– согласовывать свои действия с действиями других участников общей деятельности;

– вступать в продуктивный коммуникативный контакт с разными по возрасту, полу и другими индивидуальными особенностями;

– наметились навыки самоорганизации в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);

– возросли сенсорные и двигательные возможности.

В личностной сфере:

– появились элементарные навыки самостоятельности, доброжелательности, отзывчивости.

В познавательной сфере:

– дети используют сенсорные эталоны для познания действительности;

– наметилось развитие перцептивных действий по соотнесению сенсорных эталонов с реальными предметами;

– развитие умения наблюдать объекты окружающего мира, отражать в речи итог наблюдений;

– дети научились удерживать свое внимание определенное время в процессе организованной взрослым, самостоятельной деятельности.

     Специалистами лекотеки разработано программно-методическое пособие по коррекционно-развивающей работе с ребёнком 5-ти лет с ДЦП  «Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом  в условиях лекотеки»

Пособие сертифицировано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа «Система психолого-педагогической помощи детям с агрессивным поведением"

Моя работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности методом диагностики, коррекции, профилактики, развития и просвещения: - изучение научно- методической литературы по данной тем...

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии,...

Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»

В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...

Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.

Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий...

Пояснительная записка к образовательной программе "Открываем горизонты" (оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью)

В пояснительной записке отражено основное назначение предлагаемой программы – выявление детей с умеренной умственной отсталостью, определение интеллектуального потенциала ребенка, развитие сохра...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...

Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста

   Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отноше...